Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса амнистии и помилования по российскому уголовному праву.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие амнистии по российскому уголовному праву.
показать основные нормативные акты регулирующих порядок проведения амнистии
рассмотреть амнистию: понятие и виды
показать признаки амнистии
Создание комиссий по помилованию во всех субъектах Российской Федерации облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.
Эти органы должны обеспечивать общественный контроль за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных в местах лишения свободы. Представляется, что последнюю функцию комиссии по помилованию вряд ли смогут выполнить. Также едва ли обоснованным является возложение на комиссии по помилованию обязанности готовить предложения по повышению эффективности деятельности органов, исполняющих уголовные наказания, и по вопросам социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Нет ли здесь дублирования функций наблюдательных комиссий?
Как определено в ст. 2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов (копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.).
Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования и лица, их заявления прилагаются к перечисленным документам.
Обращает на себя внимание то, что данный этап осуществления помилования рассчитан на деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания в системе Министерства юстиции РФ. Вне поля зрения Положения оказалось исполнение наказаний военнослужащими. Как определено в ч. 12 ст. 16 УИК РФ, наказания в отношении военнослужащих исполняются следующим образом: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест— командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт1; ограничение по воинской службе — командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные. Представляется, что норму Положения о направлении осужденными ходатайств о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, следует толковать расширительно. В этом случае такими «органами и учреждениями» для военнослужащего можно признать соответствующее командование воинской части. Отметим, что доля помилованных осужденных военнослужащих составляет 3 %.
Как было сказано, администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта федерации, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации и т. д.). Комиссия и высшее должностное лицо субъекта федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.
В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта федерации. Таким образом процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.
Лицо, имеющее судимость, направляет в комиссию по помилованию субъекта федерации ходатайство, в котором просит о снятии судимости. Высшее должностное лицо субъекта федерации в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего судимость.
Высшее должностное лицо субъекта федерации направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней. Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.
Президент знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту РФ.
Такова четкая, с точным распределением по времени ее осуществления, процедура решения вопроса о помиловании осужденного Президентом РФ. Она призвана обеспечить объективное применение этого института Президентом РФ в минимальные сроки с учетом общественного мнения населения страны. С началом ее применения качество подготовки ходатайств о помиловании осужденных улучшилось. Возникла возможность проведения выездных заседаний комиссий по помилованию в колониях с участием заинтересованных в помиловании осужденных. Новый порядок рассмотрения дел о помиловании осужденных повышает обоснованность, качество принимаемых комиссией решений.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта федерации, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.
Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. В прошлом такого ограничения не существовало, поэтому Комиссия по делам о помиловании при Президенте РФ была наводнена повторяющимися ходатайствами, причем, как правило, очередное обращение не содержало какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы повлиять на решение. Система обработки материалов о помиловании осужденных в подобных случаях работала «вхолостую».
В Положении не указаны виды (формы) применения Президентом РФ помилования осужденных. Вот как они выглядели на практике в недавнем прошлом (см. таблицу 1).
Из приведенной таблицы видно, что самый распространенный вид помилования — замена лишения свободы условным осуждением. Это объясняется тем, что его условия хорошо продуманы: новые преступления в течение испытательного срока совершались редко, ибо это влекло отмену помилования.
Таблица 1.
Виды помилования, применявшиеся в 1985—1991 гг. (в %)1
Вид помилования |
1985г. |
1986г. |
1987г. |
1988г. |
1989 г. |
1990г. |
1991 г. |
Замена смертной казни лишением свободы |
1,4 |
2,3 |
2,2 |
5,4 |
1,4 |
2,9 |
2,9 |
Сокращение срока лишения свободы |
38,1 |
50,6 |
32,1 |
26,8 |
31,7 |
43,5 |
36,1 |
Замена лишения свободы условным осуждением |
53,2 |
40,9 |
35,1 |
46,1 |
52,5 |
41,4 |
42,2 |
Освобождение от отбывания лишения свободы |
4,7 |
2,6 |
28,8 |
14,8 |
8,3 |
5,9 |
11,4 |
Освобождение от отбывания ссылки* |
— |
0,9 |
0,3 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
3,1 |
Освобождение от возмещения материального ущерба |
1,4 |
0,9 |
— |
1,6 |
0,8 |
0,3 |
0,4 |
Другие виды |
1,2 |
1,8 |
1,5 |
3,4 |
3,5 |
4,1 |
3,9 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
* Законом РФ от 18 февраля 1993 г. ссылка отменена.
Не случайно многие юристы считают такое помилование предпочтительным1.
Однако помилование в форме замены лишения свободы условным осуждением неправомерно. Условное осуждение может осуществляться только судом. Президент РФ не вершит правосудия и поэтому не может назначать условное осуждение взамен неотбытой осужденным части срока наказания. Он не пересматривает приговор, а лишь смягчает участь осужденного. Однако то, что именуется в рассматриваемом варианте условным осуждением при помиловании, фактически является специфическим, не уголовно-правовым видом условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания. В настоящее время Управление Президента РФ по вопросам помилования считает недопустимым применение помилования в виде условного осуждения. По нашему мнению, необходимо ввести взамен него условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в порядке помилования. Если существует помилование в виде полного освобождения осужденного от неотбытой части срока наказания, то почему невозможно помимо этого применение помилования в виде условно-досрочного освобождения от наказания? Допустим и такой вариант: снижение актом помилования срока лишения свободы в сочетании с условным освобождением от оставшейся части срока этого наказания.
При помиловании осужденного в виде частичного или полного освобождения от лишения свободы возможно и освобождение от дополнительных наказаний.
Помилование довольно широко применяется к лицам, отбывающим лишение свободы. Об этом свидетельствуют следующие данные (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Численность помилованных и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы
Категория лиц |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000 г. |
В среднем |
Осужденные |
727 260 |
767 71 8 |
734613 |
743615 |
782 565 |
751 154 |
Помилованные |
4526 |
3647 |
4244 |
11 627 |
12836 |
7376 |
Процент к числу осужденных |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
1,6 |
1,6 |
1 |
Приведенные данные свидетельствуют о более чем двукратном увеличении числа помилованных, отбывавших наказание в исправительных колониях, тюрьмах и воспитательных колониях в 1999 и 2000гг. по сравнению с 1996, 1997 и 1998 гг. Это ненормальное явление, свидетельствовавшее о недостаточной четкости системы реализации института помилования до ее кардинального реформирования Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и положением «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации».
Отказ от помилования в виде условного освобождения от наказания лишением свободы привел к более частому применению сокращения срока отбывания этого наказания и некоторому расширению применения полного освобождения от неотбытой части срока лишения свободы.
Обращает на себя внимание хаотичность применения помилования в виде полного освобождения от отбывания лишения свободы. Если в 1986 г. оно было применено к 2,6 % помилованных, то в 1987 г. — к 28,8 %, т. е. доля этого вида помилования выросла более чем в 10 раз. В 1988г. доля таких помилований сократилась чуть ли не в два раза — до 14,8 %. В 1990 г. доля таких помилований снова сократилась более чем в два раза — до 5,9 %, а в 1991 г. возросла до 11,4%. Такие колебания практики применения помилования в виде освобождения осужденных от лишения свободы не поддаются логическому объяснению. Полагаем, они свидетельствуют о значительном волюнтаризме при реализации института помилования осужденных в тот период времени.
При помиловании лишь незначительная часть осужденных освобождается от возмещения причиненного их преступлением материального вреда. Тут необходимо иметь в виду, что ст. 15 и 1064 ГК РФ закрепляют принцип полного возмещения причиненного вреда, исключения из которого в сфере внедоговорной ответственности немногочисленны.
УК РФ по сравнению с УК РСФСР значительно увеличил срок отбывания лишения свободы — до 20, 25 и 30 лет. Отказ от применения смертной казни расширил применение пожизненного лишения свободы. В связи с этим возрастает значение помилования лиц, отбывающих лишение свободы в течение продолжительных сроков или пожизненное лишение свободы. Надежда на помилование — важный стимул в стремлении осужденных к исправлению.
В УК РФ предусмотрен широкий перечень различных видов освобождения от наказания: условное осуждение (ст. 73), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения наказания (ст. 83) и др. Отсюда следует, что помилование должно применяться в исключительных случаях к лицам, его заслуживающим, если к ним неприменимы перечисленные виды освобождения от наказания, предусмотренные УК РФ. Прав К. Мирзажанов, утверждая, что помилование должно осуществляться лишь в наиболее сложных и исключительных случаях, когда использование обычных институтов досрочного освобождения лица от отбывания наказания невозможно1.
Информация о работе Амнистии и помилования по российскому уголовному праву