Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 12:31, курсовая работа
Общество верит, что актом об амнистии государство возвратит законность, оказав милость тем, кто в силу сложившихся ситуаций попал под уголовное преследование или понес ответственность несправедливо, однако и в рамках закона. В глазах общества амнистия это показатель направления политики государства и ее эффективности, какие цели преследует Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации при принятии своих решений. Исходя из этого, в амнистии сконцентрированы интересы власти и обычных людей. Амнистия это средство воплощение общественной справедливости, однако, она может принести вред правам и законным интересам личности, безопасности общества и государства.
Введение………………………………………………………………...……….3-4
Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России
1.1 Исторический аспект развития амнистии в России…………………..…..5-6
1.2 Институт амнистии…………………………………………………………6-9
1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе……………………………………..………………….…..9-12
Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии
2.1 Порядок применения и распространения амнистии…..…………….....13-15
2.2 Правовое понятие акта об амнистии………………….…...……………16-24
2.3 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания………………………………………………..………25-28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы...……………………..
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Кафедра уголовного права и криминологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Амнистия: уголовно - правовой анализ»
Выполнил:
курсант 3Б курса,34 группы,
рядовой внутренней службы
проверил:
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии
майор внутренней службы
Владимир, 2013
ОглавлениеВведение………………………………
Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России
1.1 Исторический аспект развития амнистии в России…………………..…..5-6
1.2 Институт амнистии…………………………………………………………
1.3 Понятие, правовое регулирование
и значение амнистии в России
на современном этапе…………………………
Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии
2.1 Порядок применения
и распространения амнистии…..…
2.2 Правовое понятие акта об амнистии………………….…...……………16-24
2.3 Понятие и значение освобождения
от уголовной ответственности и уголовного
наказания………………………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы...……………………..30-31
Приложение……………………………………………………
Введение
Правовое и социальное значение амнистии неоднозначно. К институту амнистии российская правовая наука на протяжении всей своей истории развития относилась разнообразно. Настоящая уголовно – правовая наука не разработала точное определение о правовом значении амнистии. Отсутствует ясность в законодательстве Российской Федерации об амнистиях. При этом предполагаемые результаты амнистии для воплощения уголовного закона, выполнения принципов уголовной ответственности, соблюдения конституционных прав и свобод индивида, защита безопасности общества и государства очень важны и велики. Неопределенным является и социальный результат применения амнистий. Преступный элемент ждет очередной амнистии с верой на смягчение своей участи либо освобождение от ответственности за наказание, определяя ее не как факт человечности, а как некоторое положенное ему благо. Из-за этого правоохранительные органы, констатируют ухудшение показателей состояния преступности, и в результате этого применение очередной амнистии как неизбежное отрицательное явление всепрощения.
Общество верит, что актом об амнистии государство возвратит законность, оказав милость тем, кто в силу сложившихся ситуаций попал под уголовное преследование или понес ответственность несправедливо, однако и в рамках закона. В глазах общества амнистия это показатель направления политики государства и ее эффективности, какие цели преследует Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации при принятии своих решений. Исходя из этого, в амнистии сконцентрированы интересы власти и обычных людей. Амнистия это средство воплощение общественной справедливости, однако, она может принести вред правам и законным интересам личности, безопасности общества и государства.
Амнистия по настоящие время не получила ясности в российской науке. Определение амнистии содержится в ст. 84 УК РФ. Указанные в ч. 2 ст. 84 УК РФ последствия применения амнистии для уголовно-правовых институтов являются особенными. Поэтому возникают трудности на практике применения амнистии.
Объектом изучения являются сущность и значение амнистии и правовые последствия.
Предмет исследования является законодательство об амнистиях и порядке их применения, нормы конституционного, административного, уголовно-процессуального и уголовного права.
Цель курсовой работы – проведение уголовно-правого анализа амнистии, и определить данные последствия.
Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России
1.1 Исторический аспект развития амнистии в России
С древних времен стало известно
освобождение от наказаний. Есть много
точек зрения о точном времени происхождения
его в правовой науке. Существует мнение,
что право амнистии возникло в Древнем
Риме, когда во время республики амнистия
применялась по решению народных комиций
и сената, а во время империи это право
перешло к императорам. Амнистия применялась
и в Киевской Руси, и в царской России,
и в советский, и в постсоветский периоды
и исторически оправдали свое назначение.
Амнистия относится к видам государственного
прощения. Российскому законодательству
в большей степени знакомо понятие помилования
и в меньшей - амнистии, которое появилось
значительно позже. Помилование как форма
«монаршей милости» использовалось всеми
самодержцами на протяжении всей истории
Российского государства. В дореволюционном
российском законодательстве вообще не
существовало понятия «амнистия», в нем
употреблялись термины «помилование»
и «прощение». Помилование и прощение
применялись не только в случаях освобождения
от ответственности и наказания индивидуально-определенных
лиц, но и в отношении многих, персонально
не установленных лиц, совершивших преступления.
Так, Стоглавый собор объявлял помилование
к церковному празднику Пасхи, по которому
освобождались все тюремные сидельцы,
кроме осужденных за убийство и разбой.
«Со времен Бориса Годунова стали обычными
помилования по поводу восшествия па престол,
болезни или выздоровления царя или членов
его семьи, рождения наследника, за помин
души и т. п.»1 Петр Великий к таким поводам
добавил помилования в честь викториальных
дней - победы в сражениях. Первым актом,
в котором употреблен термин «амнистия»,
явился Указ об амнистии от 7 марта 1917 г.,
изданный Временным правительством. После
Октябрьской революции термин «амнистия»
вместо термина «помилование» стал постоянно
использоваться в официальных документах.
Так, Конституция РСФСР 1918 г. в п. «е» ст.
49 провозгласила, что ведению Всероссийского
съезда Советов и Всероссийского Центрального
исполнительного комитета Советов подлежит
право амнистии - общей и частичной. И хотя
эти понятия Конституцией РСФСР не определялись,
в теории и на практике под общей амнистией
понималось освобождение от уголовной
ответственности и наказания неопределенного
количества лиц или его смягчение. Под
частичной амнистией подразумевалось
помилование, т. е. освобождение от уголовной
ответственности и наказания (смягчение
наказания) в отношении индивидуально
определенных лиц. Взгляд на помилование
как вид амнистии существовал довольно
долго. В 80-х гг. давалось такое определение:
«Амнистия может быть общей или частичной,
т. е. относящейся к отдельным лицам (помилование)».
В зaконодательстве цaрской России не прoводилoсь
чёткого рaзличия между пoмилoванием и
амнистией; дoреволюционное законодательство
вообще не употребляло термина “амнистия”,
а пользовалось терминами “помилование”
или “прощение”, которые примeнялись
кaк к случaям освобождения от наказания
отдельных лиц, так и многих осуждённых.
Уголовное уложение 1903 г. употребляло
и термин “общий милостивый манифест”.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что попытки освобождения от наказаний предпринимались еще с древних времен и в дальнейшем эти попытки только усовершенствовались.
1.2 Институт амнистии
Государство, которое выполняет уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление, так же имеет право прощать их. Некоторой такой формой прощения является амнистия, которая воплощает в российском законодательстве принцип гуманизма и человеколюбия к тем, которые раньше совершили преступное деяние. Необходимо отметить, что в последние годы Россия неоднократно прибегала к изданию актов амнистии, например, с момента принятия Конституции РФ 1993 г. их было издано более десятка2. Следует отметить, что под амнистию нередко подпадали и лица, которые не вступили на путь исправления. Отрицательно следует оценивать использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы 3. Кроме того, как отмечает А.П. Фоков, до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию 4. Ученые довольно скептически относятся к отдельным погрешностям в текстах некоторых актов амнистий, что на практике вызывает большие трудности в применении их положений. Неясность, нечеткость положений об амнистии, недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих амнистию, - все это является существенным препятствием к развитию данного института. Вместе с тем очевидно, что осуществление амнистии в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным. Оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в т.ч. от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий 5. Это требует тщательного и системного исследования правовой природы института амнистии. В юридической науке нет единого мнения по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии 6. Одни относят его к сфере государственного права, другие считают его институтом уголовного права, третьи полагают, что амнистия носит комплексный характер. Так, по мнению И.Г. Баранниковой, амнистия - это в первую очередь конституционно-правовой институт, регулирующий отношения, связанные с освобождением от ответственности и наказания в соответствии с государственной волей. С этой точки зрения амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в т.ч. его смягчение, устранение правовых последствий нaкaзания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан 7. Стoрoнники отнесения института амнистии к угoлoвному праву отмечают, что конституционное право только провозглашает право юридического существования амнистии и определяет органы, уполномоченные aмнистировaть осужденных. Юридическое же содержание этого правового института содержится в уголовном законе. Принятие акта об объявлении амнистии - это юридический факт, на основании которого начинает действовать уголовно-правовая норма, содержащая указания на основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания в отношении определенных категорий лиц. С этой точки зрения амнистия представляет собой правовой институт, относящийся к области уголовного права, дающий основания для принятия государственного решения о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений, либо о сокращении им назначенного наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания либо об освобождении от правовых последствий судимости 8.
Некоторые ученые считают, что амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права, относясь к межотраслевому образованию. Так, И.Л. Марогулова приходит к выводу о том, что амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно-правовой политики на основании нормативных положений 9.
Таким образом, институт амнистии содержит в себе нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права и является межотраслевым. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, снятие судимости.
1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе
Амнистия является смешанным видoм освoбождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освoбождения, как от ответственности, так и от наказания и практически на любой стадии уголовного процесса. Согласно ч. 2 ст. 84 УК «Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость». Под амнистией в угoловном праве пoнимают нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля зaконности вынесенного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания, предписывает заменить назначенное судом наказание другим, более мягким, либо прекратить начатое уголовное преследование, а если такое преследование еще не начато, акт амнистии исключает подобное начало, т. е. возбуждение уголовного дела. Амнистия может быть общей и частичной. Oбщая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК. Чaстичная же aмнистия относится к oпределённой кaтегории лиц, которые прeдусмотрены актом aмнистии.
Таким образом, акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений (например, лиц, совершивших преступления небольшой тяжести) или групп лиц, совершивших преступления (женщин, несовершеннолетних), лиц, совершивших преступления определенного вида (неосторожные, хозяйственные).
Основными нoрмативными актами, регулирующими порядок проведения амнистии в нашей стране, являются:
-Конституция Российской Федерации;
-Уголовный Кодекс РФ;
-Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
-Постановления
В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции Российской Федерации объявление амнистии, т. е. принятие акта об амнистии, является прерогативой только Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт). В Уголовном кодексе данное положение уточняется тем, что данный правовой акт - амнистия - объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК). Представляется, что Конституцией РФ несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты - Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально-политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе.
Из УК следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным. Это:
-освобождение от уголовной ответственности;
-освобождение от наказания на стадии его назначения;
-освобождение от наказания при его исполнении;
-сокращение наказания
при его назначении или
-замена назначенного наказания более мягким видом наказания;
-освобождение от
-снятие судимости.
«Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действия, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц».