Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 16:32, контрольная работа
Освобождение от наказания известно с древних времён. Относительно точного времени его появления в правовой науке существует множество споров. Есть мнение, что право амнистии и помилования возникло в Древнем Риме, когда во время республики амнистия применялась по решению народных комиций и сената, а во время империи это право перешло к императорам. Другие юристы ссылаются на исторический факт, относящийся к гораздо более древней эпохе: хотя в законах Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) нет упоминаний о снисхождении к преступникам, известен случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, подлежащего смертной казни. Однако, имеются ведения о помиловании, которое произошло в Древнем Египте на 200 лет раньше. Этот случай, имевший место в XX в. до н.э., описан в египетских папирусах, хранящихся в Берлинском музее, под названием “Рассказ Синухе” и необходимости облегчить положение определённого преступника.
Амнистия. Помилование. Судимость.
1. Историко – правовой анализ амнистии, помилования, судимости……..3
2. Амнистия, помилование, судимость в зарубежном уголовном праве….5
3. Перспективы развития амнистии и судимости в РФ, как институтов уголовного права…………………………………………………………………….9
Использованная литература………………………………………………...
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филиал РУДН в г. Перми
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Дисциплина: Уголовное право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9
Студент Садыева Чулпан Фанисовна
3 курс, группа ПЮ-10-1с
№ 3732100049
ПЕРМЬ
2012 год
Содержание:
Амнистия. Помилование. Судимость.
1. Историко – правовой анализ амнистии, помилования, судимости……..3
2. Амнистия,
помилование, судимость в
3. Перспективы
развития амнистии и судимости в
РФ, как институтов уголовного права…………………………………………………………………
Использованная
литература………………………………………………..
1. Историко – правовой анализ амнистии, помилования, судимости.
Освобождение от наказания известно
с древних времён. Относительно точного
времени его появления в
В эпоху средневековья амнистия
по своему юридическому значению не отличалась
от помилования. Эти институты нередко
использовались феодалами с целью
личного обогащения. Позднее амнистия
и помилование широко применялись
в отношении осуждённых из привилегированных
сословий, что давало возможность
оставлять безнаказанными преступления
аристократии. Поэтому многие общественные
деятели конца средневековья
относились к институту помилования
отрицательно.
Например, Ч.Беккария писал: “коль скоро
законы установлены для безопасности
граждан, для устрашения злодеев и для
защиты невинности, то остаётся признать,
что настоящая цель помилования заключается
в том, чтобы подавить закон или заставить
его молчать ради покровительства виновному”.
Также Беккария утверждает, что милосердие должно выражаться не в отдельных решениях, каковыми являются акты амнистии и помилования, а в самом законодательстве.
Также он высказывал сомнения, касающиеся
нравственной стороны этого вопроса:
“Показывать людям, что можно
прощать преступления, что наказание
не является необходимым их последствием,
значит питать в них надежду на
безнаказанность и заставлять думать,
что раз может быть дано прощение,
исполнение наказания над теми, кого
не простили, является скорее злоупотреблением
силы, чем проявлением правосудия.”
Похожие взгляды развивали
В законодательстве царской России
также не проводилось чёткого
различия между помилованием и амнистией;
дореволюционное
В ту эпоху помилование относилось
к исключительной компетенции царя.
Ст.165 Уложения о наказаниях 1845-85 гг.
гласила: “Помилование и прощение виновных
лиц ни в коем случае не зависит
от суда. Оно непосредственно исходит
от верховной самодержавной власти
и может быть лишь действием монаршего
милосердия.”
В тех исключительных случаях, когда суд
считал возможным возбудить перед царём
ходатайство о помиловании, эти ходатайства
по именному Указу от 25 ноября 1869 г. подлежали
докладу царю “не иначе, как через министра
юстиции”.
При этом следует отметить, что в царском
законодательстве содержится специальное
указание о том, что просьбы о помиловании
от осуждённых преступников следует “принимать
с самой строгой осмотрительностью и только
тогда, когда найдены будут уважительные
причины для ходатайства об облегчении
их участи”.
Статья Уголовного Уложения 1903 г., посвящённая
помилованию, почти дословно воспроизводит
ст.165 Уложения о наказаниях, но звучит
несколько мягче: “Помилование и прощение
не зависят от суда...” (ст.72 ). Если же суд
всё же находил, что он имеет дело с чрезвычайным
случаем, “...когда представляются особые
уважения к облегчению участи подсудимого...”,
ему позволялось лишь ходатайствовать
перед монархом “о помиловании подсудимого,
вовлечённого в преступление несчастным
для него стечением обстоятельств” (ст.154
Уложения о наказаниях; ст.775 Устава уголовного
судопроизводства). И только монарх мог
освободить от суда и наказания.
В царской России к изданию актов “милосердия”
в отношении своих подданных монархи прибегали
обычно по случаю победы или каких-либо
торжественных событий в жизни царствующего
рода (например, коронации, бракосочетания,
рождения наследника и т.д.), а также по
случаю религиозных праздников. Правда
всем этим актам был присущ классовый
характер, они отражали интересы крепостничества,
а затем буржуазно-помещичьего строя.
На Западе с приходом к власти
буржуазии амнистия развилась в
самостоятельный институт, отличаясь
от помилования тем, что помилование,
как считает П. С. Ромашкин, “стало
лицемерно считаться актом “
В России же ситуация коренным образом
изменилась после Октябрьской революции.
Суд в соответствии со ст.23 Положения о
народном суде РСФСР теперь был “...вправе
уменьшить наказание или совсем освободить
от него.” Однако в дальнейшем он вновь
лишился этого права, в результате чего
произошёл возврат к положению, существовавшему
до революции. Так, согласно ч.1 ст.52 УК
РСФСР редакции 1926 г., если суд по обстоятельствам
дела и по социалистическому правосознанию
признавал применение наказания нецелесообразным,
он выходил с ходатайством о его неприменении
к осуждённому в Президиум ВЦИК. Наконец
в 1960 г. было вновь восстановлено право
суда освобождать от наказания лицо, совершившее
преступление, “...если будет признано,
что в силу последующего безупречного
поведения и честного отношения к труду
это лицо ко времени рассмотрения дела
в суде не может быть сочтено общественно
опасным”(ч.2 ст.50 УК РСФСР). Амнистия и
помилование по действующему законодательству
описываются в главе “Место амнистии
и помилования в Российском законодательстве”.
Говоря об институте судимости можем сказать, что в России он появился сравнительно недавно, где - то в середине XX века. Хотя в УК РСФСР 1922 года содержались нормы, предусматривающие учёт факта предыдущего осуждения за преступление при назначении наказания и при квалификации некоторых преступлений, прямых упоминаний о судимости в данном акте не было.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР
от 9 февраля 1925 г. ст. 37 УК РСФСР 1922 г. была
изложена в новой редакции. Осужденные
к лишению свободы на срок не свыше
шести месяцев или ко всякой другой
более мягкой мере социальной защиты,
не совершившие в течение трех
лет со дня вступления приговора
в законную силу какого-либо другого
преступления, считались не судимыми.
Для осужденных к лишению свободы
на срок свыше шести месяцев, но не
более трех лет, данный срок составлял
шесть лет. Для осуждённых к более
строгим наказаниям и лиц, совершивших
в данный период новое преступление,
судимость становилась
С тех пор вопрос судимости практически не рассматривался законодателем и правоведами. Развёрнутая правовая характеристика института судимости появилась лишь в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года.[6;348]
Теперь отдельно рассмотрим институт судимости. Практически во всём мире признание лица виновным в совершении преступления влечёт за собой определённые правовые последствия, которые сохраняют силу даже после того, как лицо отбудет наказание. Основное значение такого состояния заключается в возможности признания лица рецидивистом в случае совершения им нового преступления и назначения более строгого наказания.
В качестве самостоятельного правового
института судимость существует
в праве стран СНГ, Венгрии, Вьетнама,
Латвии, Литвы, Испании, Монголии, Польши,
Румынии. При этом определение данного
понятия в законодательстве приводится
редко. Например, УК Молдовы определяет
судимость как «правовое
В кодексах стран постсоветского пространства
говорится также об уголовно-правовом
значении судимости. Так, по УК Азербайджана,
Армении, Киргизии, России, Таджикистана
судимость учитывается при
По УК Белоруссии, судимость понимается как состояние, связанное с осуждением лица за совершение преступления, создающее возможность применения к нему мер наказания или иных мер уголовно-правового воздействия, а также профилактического наблюдения или превентивного надзора.
В целом по законодательству рассматриваемой группы государств уголовно-правовые последствия судимости сводятся к её учёту при:
Последствием признания
лица судимым может быть также
запрет на применение таких мер, как
освобождение от уголовной ответственности,
освобождение от наказания, принудительные
меры воспитательного воздействия
(в отношении
Помимо уголовно-правовых,
судимость в странах СНГ имеет
и иные последствия, которые прямо
указываются в
Состояние судимости, как правило,
возникает с момента вступления
в законную силу приговора суда,
и прекращается в результате погашения
или снятия судимости. Погашение
судимости происходит, если в течение
определённого срока (зависящего от
тяжести преступления) после отбытия
наказания лицо не совершает новых
преступлений. Для отдельных категорий
лиц (например, несовершеннолетних) могут
устанавливаться сокращённые