Амнистия и помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что цель правового государства создать условия для уменьшения уровня преступности и создание предпосылок для вовлечение граждан в правовое поле и искоренение преступности как таковой.
По общему правилу уголовная ответственность реализуется в наказании, применяемом судом к лицам, виновным в совершении преступления Уголовное наказание не преследует цели возмездия (воздания) преступнику

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая УГ пр.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 Однако ч.2 ст. 85 УК РФ предпринимает попытку сузить круг: «Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».

 Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования  лицо не может быть освобождено  от уголовной ответственности. Невозможно  освободить от наказания и  в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется  из смешанного вида в разновидность  освобождения от дальнейшего  отбытия наказания. Действительно, чаще всего помилование применяется  к лицам, уже осуждённым и отбывающим  наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни  пожизненным заключением.

 Актом помилования  лицо может быть также освобождено  от дополнительного наказания, но  при условии, что оно еще не  исполнено. Поэтому нельзя, например, актом помилования вернуть воинское  или почетное звание, которых  лицо было лишено по приговору  суда, поскольку помилование не  является реабилитацией лица, оно  не устраняет факта совершенного  преступления, а представляет собой  лишь проявление гуманизма в  отношении осужденного лица.

 В соответствии с  Договором Российской Федерации  и Республики Татарстан «О  разграничении предметов ведения  и взаимном делегировании полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти РТ», органы государственной  власти РТ осуществляют помилование  лиц, осужденных судами Республики  Татарстан. Конституция Республики  Татарстан относит «помилование  лиц, осужденных судами РТ» к  полномочиям президента [9 – Стр. 206]. Таким образом, помимо президента  Российской Федерации, полномочиями  в области помилования, с ограничениями  обладает и президент Республики  Татарстан.

 Таким образом, амнистия  и помилование выступают одним  из ярких проявлений гуманизма  и великодушия со стороны российского  государства к лицам, совершившим  преступление. Их применение не  колеблет обоснованность приговоров  судов.

 Амнистия и помилование, в отличие от других видов  освобождения от наказания, должны  рассматриваться в качестве исключительных  оснований освобождения лиц, совершивших  преступления, от уголовно-правовых  обременений. Необоснованно широкое  их применение может подорвать  стабильность приговоров судов  и войти в противоречие с  требованиями неотвратимости ответственности  и наказания и восстановления  социальной справедливости.

 

 

 2.2. Рассмотрение ходатайств о помиловании

 

 Согласно Указу Президента  Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам  помилования на территориях субъектов  Российской Федерации», на территориях  субъектов Российской Федерации  образованы комиссии по вопросам  помилования [4]. Состав комиссии  по вопросам помилования на  территории субъекта Российской  Федерации и председатель комиссии  утверждаются высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не  менее 11 человек. Членами комиссии  могут быть граждане российской  Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан  и имеющие безупречную репутацию. Причем не менее двух третей  состава комиссии формируется  из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют  свою деятельность на общественных  началах. Этим же Указом упраздняется  Комиссия по вопросам помилования  при Президенте Российской Федерации.

 Ходатайство о помиловании  направляется Президенту Российской  Федерации в письменной форме. Оно регистрируется администрацией  учреждения или органа, исполняющих  наказание, в специальном журнале  учета ходатайств о помиловании  в день его подачи.

 Ходатайство о помиловании  направляется администрацией учреждения  в территориальный орган Министерства  юстиции РФ в субъекте РФ  не позднее чем через 20 дней  со дня его подачи [9 – Стр. 241].

 Администрация учреждения  уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

 Ходатайство о помиловании  в виде снятия судимости направляется  заявителем самостоятельно в  комиссию по вопросам помилования  на территории субъекта Российской  Федерации по месту жительства  заявителя.

 Территориальный орган  юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства  о помиловании представляет его  в комиссию.

 Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения по ходатайствам о помиловании, поступившим в территориальные органы юстиции и направленным в соответствующие комиссии.

 Комиссия не позднее  чем через 30 дней со дня получения  ходатайства о помиловании представляет  заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) [7 – Стр. 276].

 Высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации  не позднее чем через 15 дней  со дня получения ходатайства  о помиловании и заключения  комиссии вносит Президенту Российской  Федерации представление о целесообразности  применения акта помилования  в отношении осужденного или  лица, отбывшего судом наказание  и имеющего неснятую судимость.

 Список лиц, рекомендованных  высшим должностным лицом субъекта  Российской Федерации  к помилованию, подлежит опубликованию в средствах  массовой информации соответствующего  субъекта Российской Федерации  в месячный срок со дня принятия  такого решения. Следует сказать, что опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

 При рассмотрении ходатайства  о помиловании принимаются во  внимание:

1. характер и степень  общественной опасности совершенного  преступления;

2. поведение осужденного  во время отбывания или исполнения  наказания;

3. срок отбытого (исполненного) наказания;

4. совершение осужденным  преступления в период назначенного  судом испытательного срока условного  осуждения;

5. применение ранее в  отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного  освобождения от наказания;

6. возмещение материального  ущерба, причиненного преступлением;

7. данные о личности  осужденного: состояние здоровья, количество  судимостей, семейное положение, возраст;

8. другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными  для рассмотрения ходатайства [12 – Стр. 65].

 Указ Президента Российской  Федерации о помиловании в  течение 2 дней после  его издания  направляется высшему должностному  лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел  Российской Федерации, территориальный  орган Министерства юстиции, администрацию  учреждения.

 Об отклонении Президентом  Российской Федерации ходатайства  о помиловании осужденный уведомляется  письменно высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации  либо по его поручению председателем  комиссии. При отклонении ходатайства  о помиловании повторное рассмотрение  его допускается не ранее чем  через год, за исключением случаев  возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение  для применения акта помилования.

 

3.  Различия помилования и  амнистии

 

 Амнистия и помилование имею между собой некие сходства и различия. В связи с рассмотрением понятия и признаков амнистии и помилования, можно обозначить как сходства, так различия между ними.

 Общим между амнистией  и помилованием являются следующие  аспекты:

 Во-первых, оба этих  института применяются с целью  смягчения участи лиц совершивших  преступления. А во-вторых, и помилование, и амнистия являются актами  разового характера. Они касаются  лиц совершивших преступления  до издания актов помилования  или амнистии.

 Различиями между амнистией и помилованием являются:

1.Помилование не носит  нормативного характера, а представляет  собой акт применения права  в конкретном случае.

2.Помилование осуществляется  в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется  на неопределённое количество  лиц.

3.Акт о помиловании  является юридическим основанием  для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии  необходим акт соответствующего  органа, на который возложена  обязанность по реализации амнистии.

4.Ходатайство о помиловании  всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных  комиссий, администрации исправительно-трудового  учреждения (ИТУ). В тех случаях, когда  помилование осуществляется в  отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от  органов власти или управления  иностранного государства. Акты  же амнистии всегда издаются  по инициативе органов власти, правомочных на их издание.

5.Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение  амнистии - это достаточно продолжительный  период, требующий усилий многих  правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению  в течение шести месяцев).

6.Реализуя амнистию, соответствующие  органы лишь в некоторой степени  учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется  к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью  зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Заключение

 

Итак, в данной работе были рассмотрены институт амнистии и помилования. Какие же можно сделать выводы? Среди актуальных проблем, возникающих в процессе борьбы с преступностью, первостепенное значение имеет решение вопроса об эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью и мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступления. Эффективность указанные мер является мерами правильности уголовной практик а, следовательно, и основой для дальнейшего совершенствования законодательства и практики его применения.

 В какой же мере  может и должен использоваться  этот критерий для суждения  об эффективности мер общественного  воздействия, применяемых взамен  уголовной ответственности и  наказания?

 Необходимо подчеркнуть, что ответ на этот вопрос  непосредственно связан с уяснением  целей мер общественного воздействия, ибо в любом случае «правильное  определение цели - важнейшие условия  обеспечения эффективности правового  регулирования».

 В отличие от наказания  цели применения мер общественного  действия, в том числе амнистии  и помилования законом не установлены. Эти цели должны определяться  исхода из основания применения  мер общественного воздействия, которое сформулировано законом.

 В случае освобождения лица от уголовной ответственности в связи с применением к нему мер общественного воздействия совершенное им деяния признается преступлением, а лицо - виновным в его совершении. Поэтому применение меры общественного воздействия должно прежде всего привести к тому результату, который ожидается от частно-предупредительного воздействия наказания. Иначе говоря, поскольку меры общественного воздействия применяются взамен уголовной ответственности и наказания за совершенные преступления, и эти меры являются, таким образом, формами борьбы с преступностью.

 Уголовная ответственность  может не наступить при условии, что достижение цели исправления  того или иного конкретного  лица можно добиться не наказанием, а мерами общественного воздействия.

 В настоящий период, когда малозначительные и не представляющие общественной опасности преступления составляют около 1/5 всех совершаемых в государстве преступления, практика освобождения от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия, в том числе амнистии и помилования  или принудительных мер воспитательного характера получила широкое распространение и ей отводится значительная роль в борьбе с преступностью.

 Свыше 1/3 всех несовершеннолетних, изобличенные в совершения преступлении, освобождаются от уголовной ответственности  в связи с применением принудительных  мер воспитательного характера (т.е. дела или материалы на них  передаются на рассмотрения комиссий  по делам несовершеннолетних).

 Согласно результатам  выборочных исследований, проводившихся  Всесоюзным институтом по изучению  причин и разработке мер предупреждения  преступности и другими научными  учреждениями страны подавляющее  большинство лиц, освобождаемых  от уголовной ответственности  в связи с применением мер  общественного воздействия или  принудительных мер воспитательного  характера, не совершают впоследствии  новых преступлений или иных  антиобщественных проступков.

Информация о работе Амнистия и помилование