Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 10:09, курсовая работа
Краткое описание
Подписание Советским Союзом в 1989 году Венских соглашений и принятие обязательств привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области прав человека во многом обусловили реформу уголовного законодательства, увенчавшуюся заменой УК РСФСР 1960 года новым УК РФ, который не только аккумулировал в себе достоинства дореволюционной и советской науки уголовного права, но и воспринял многие достижения современной уголовно-правовой доктрины. УК РФ, основанный на идеях законности, справедливости, гуманизма и других общеправовых принципах, не содержит упоминания о целесообразности.
Содержание
Введение3 Глава I. История становления и развития законодательства об амнистии и помиловании5 Глава II. Амнистия и условия ее применения.9 Глава III. Помилование: понятие, формы и условия его применения22 Заключение33 Список литературы36
Помилование имеет много общих черт с
амнистией (см. комментарий к ст.84 УК РФ).
Однако, будучи самостоятельными правовыми
институтами, помилование и амнистия существенно
различаются по своей юридической природе,
основаниям и порядку применения.
Помилование, так же как и амнистия, является
внесудебным актом. В соответствии с Конституцией
РФ помилование — это прерогатива Президента
РФ, который может применить любой вид
освобождения на любой стадии уголовного
процесса и по любому уголовному делу.
Нет таких положений уголовного закона,
которые могли бы ограничить это право
Президента. Вследствие этого помилование
не является реализацией уголовного закона.
Включение в УК РФ ст. 85 не вводит ее в систему
Общей части Уголовного кодекса.
Реализуя свои конституционные полномочия
по осуществлению помилования, Президент
РФ своим Указом от 28 декабря 2001 г. № 1500
в целях обеспечения участия органов государственной
власти субъектов РФ и общественности
в рассмотрении вопросов, связанных с
помилованием, ликвидировал Комиссию
по вопросам помилования при Президенте
РФ и образовал на территориях всех субъектов
РФ комиссии по вопросам помилования.
Этим же Указом утверждено Положение о
порядке рассмотрения ходатайств о помиловании
в Российской Федерации.42
Процедура помилования относится более
к вопросам уголовно-исполнительного,
нежели материального уголовного права.
Однако рассмотрение такого вида освобождения,
как помилование, без рассмотрения вопросов
процедуры прохождения ходатайства о
помиловании и принятии решения по ним
было бы не совсем правильным.
В соответствии с Положением помилование
осуществляется путем издания указа Президента
РФ о помиловании на основании соответствующего
ходатайства осужденного или лица, отбывшего
назначенное судом наказание и имеющего
неснятую судимость.
Акт помилования в отличие от акта амнистии
не носит нормативный характер. Он является
актом применения права в конкретном случае.
Акт помилования имеет индивидуальный
характер, так как в отличие от амнистии
применяется к конкретному лицу или конкретным
лицам.
Акт помилования является юридическим
основанием для освобождения от уголовной
ответственности, наказания и т.д.43
Ходатайство о помиловании всегда должно
исходить от самого осужденного или лица,
отбывшего назначенное судом наказание
и имеющего неснятую судимость.
Положение ограничивает круг лиц, чьи
ходатайства могут рассматриваться, только
самим осужденным или лицом, имеющим судимость.
Думается, что данное ограничение круга
лиц, могущих подавать ходатайство о помиловании,
ничем не оправдано, а в ряде случаев прямо
противоречит закону. Так, согласно ст.
113 «Меры поощрения, применяемые к осужденным
к лишению свободы» УИК РФ в отношении
положительно характеризующихся осужденных
может быть возбуждено ходатайство о помиловании.
Данное ходатайство возбуждается и готовится
администрацией исправительного учреждения.
Помилование носит единичный, разовый
характер, тогда как применение амнистии
— это достаточно продолжительный период,
требующий усилий многих правоохранительных
органов, следствия, дознания, прокуратуры,
органов, ведающих исполнением приговора.
Обычно амнистии подлежат исполнению
в течение шести месяцев.
При применении амнистии лишь в некоторой
степени учитывается поведение осужденного
в местах лишения свободы, например, амнистия
не применяется к злостным нарушителям
режима. Применение помилования полностью
зависит от поведения осужденного в местах
лишения свободы.
Наконец, для применения такого вида освобождения,
как помилование, важное значение имеют
решения Верховного Суда РФ по целому
ряду уголовных дел и правовая позиция
Конституционного Суда РФ, касающиеся
вопросов помилования.44
В Российской Федерации помилование применяется:
а) в отношении
лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям,
предусмотренным уголовным законом, и
отбывающих наказание на территории РФ;
б) в отношении
лиц, осужденных судами иностранного государства,
отбывающих наказание на территории РФ
в соответствии с международными договорами
РФ;
в) в отношении
лиц, отбывших назначенное судами наказание
и имеющих неснятую судимость.
Хотя уголовный закон не делает каких-либо
ограничений относительно категорий преступлений
или категорий осужденных, которые подлежат
или не подлежат помилованию, Президент
РФ своим указом такие ограничения вводит.
Согласно Положению помилование, как правило,
не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших
умышленное преступление в период назначенного
судами испытательного срока условного
осуждения;
б) злостно
нарушающих установленный порядок отбывания
наказания;
в) ранее
освобождавшихся от отбывания наказания
условно-досрочно;
г) ранее
освобождавшихся от отбывания наказания
по амнистии;
д) ранее
освобождавшихся от отбывания наказания
актом помилования;
е) которым
ранее производилась замена назначенного
судами наказания более мягким наказанием.45
Ранее в теории уголовного
права указывалось, что с просьбой о
помиловании к Президенту могут обращаются
не только сами осужденные, но и их родные,
близкие, администрация учреждений, предприятий,
общественные организации и т.д. Если осужденный
отбывает лишение свободы, то рассмотрение
ходатайства может возбуждаться и администрацией
места лишения свободы. Обычно это осуществляется
в отношении тех осужденных, которые не
имеют нарушений режима исполнения наказания,
отбывших при этом более или менее значительную
часть срока наказания, совершившим какой-либо
значимый общественно полезный поступок
и т.д.
В Положении о порядке рассмотрения ходатайств
о помиловании в Российской Федерации
подробно излагается порядок представления
ходатайств о помиловании, перечисляются
прилагаемые к нему документы (копия приговора
(приговоров), справка о состоянии здоровья
осужденного, сведения о возмещении материального
ущерба, причиненного преступлением, характеристика
осужденного и т.д.).
Осужденный обращается с ходатайством
о помиловании к Президенту
Российской Федерации в письменной
форме. Ходатайство о помиловании
регистрируется администрацией
учреждения или органа, исполняющего
наказание, в специальном журнале
учета ходатайств о помиловании
в день его подачи.
Положение предусматривает конкретные
сроки прохождения ходатайства
о помиловании по различным
инстанциям:
- срок его
направления администрацией учреждения
и органа, исполняющего наказание, в территориальный
орган уголовно-исполнительной системы
( двадцать дней со дня подачи);
- срок представления
его территориальным органом уголовно-исполнительной
системы в комиссию ( не позднее чем через
семь дней со дня получения;
- срок
представления Федеральной службой
исполнения наказаний в Администрацию
Президента РФ сведений о ходатайствах
о помиловании, поступивших в
территориальные органы уголовно-исполнительной
системы и направленных в соответствующие
комиссии ( до 15-го числа месяца, следующего
за отчетным), и Администрацией Президента
РФ обобщенных сведений о ходатайствах
о помиловании ( не реже одного раза в квартал);
- срок
представления комиссией заключения
высшему должностному лицу субъекта
РФ (руководителю высшего исполнительного
органа государственной власти
субъекта РФ) о целесообразности
применения акта помилования в отношении
осужденного (не позднее чем через 30 дней
со дня получения ходатайства о помиловании);
- срок
внесения высшим должностным
лицом субъекта РФ ( руководителем
высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ) представления Президенту
РФ о целесообразности применения акта
помилования в отношении осужденного
или лица, отбывшего назначенное судом
наказание и имеющего неснятую судимость
( не позднее чем через 15 дней со дня получения
ходатайства о помиловании и заключения
комиссии).
Гласность работы региональных комиссий
обеспечивается путем предусмотренного
в Положении опубликования списка лиц,
рекомендованных высшим должностным лицом
субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ) к помилования, в средствах массовой
информации соответствующего субъекта
РФ.
Об отклонении Президентом РФ ходатайства
о помиловании осужденный уведомляется
письменно высшим должностным лицом субъекта
РФ (руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ) либо по его поручению председателем
комиссии.
В случае отклонения Президентом
РФ ходатайства о помиловании повторное
рассмотрение обращения осужденного допускается
не ранее чем через год, за исключением
случаев возникновения новых обстоятельств,
имеющих существенное значение для применения
акта помилования.46
В качестве примера актов о помиловании
в Российской Федерации можно привести
Указ Президента РФ от 09.07.2010 N 873 «О Помиловании
Сутягина И.В. », Указ Президента РФ от
16.08.2002 N 903 «О помиловании Лукашкова Д.П.
», Указ Президента РФ от 30.09.2003 N 1139 «О помиловании Истанбековой
Ш.К.»
Подводя итоги, следует отметить, что необходимость
существования помилования определяется
тем, что формальное ограничение различных
видов освобождения от уголовной ответственности,
наказания и судимости может вступить
в противоречие с потребностями жизни,
с целесообразностью осуществления нестандартного
подхода к личности, совершившей преступление.
С амнистией и помилованием нельзя смешивать
реабилитацию. Амнистия и помилование
применяются к лицам, совершившим преступления,
а реабилитация провозглашает невиновность
несправедливо репрессированных лиц.
Реабилитация применяется как к отдельным
лицам, так и к большим группам лиц.
Институт помилования в нашей стране сейчас
является институтом весьма ограниченного
действия. Среди рекомендованных комиссиями
субъектов нет «случайных» людей, рецидивистов
и даже просто лиц с криминальной направленностью.
Многоступенчатая процедура помилования
в том виде, в котором она существует сейчас
в нашей стране, позволяет очень тщательно
подходить к процедуре отбора ходатайствующих.
Заключение
В данной курсовой работе мною
были рассмотрены институты амнистии
и помилования. Из проведенного выше
анализа можно сформулировать следующие
выводы:
1) помилование и амнистия с позиций системы
права представляют собой институты права,
состоящие из норм, регулирующих основания,
содержание и механизм амнистии и помилования
в России;
Политика амнистии и помилования в России
характеризуется определенной тенденциозностью,
свидетельствующей о ее масштабах и направленности,
формулирующую общую политику государства
в области амнистии и помилования, которая,
как и всякая другая государственная политика,
определяется главой государства, исходя
из Конституции и законов.
Помилование и амнистия, как государственная
деятельность, во всяком случае, не могут
быть чрезмерными, должны соответствовать
своей природе как крайним мерам государственного
прощения.
2) cуществующий механизм амнистии и помилования
включает ряд последовательных процессуальных
стадий, содержащих действия органов и
должностных лиц. Эти действия имеют фиксированные
сроки и свой состав субъектов, наделенных
определенными полномочиями. Так, решению
главы государства о помиловании (отклонении
ходатайства о помиловании) предшествует
сложная и ответственная деятельность
множества субъектов, среди которых выделяются
комиссии по вопросам помилования на территории
субъектов РФ, несущие основное бремя
идентификации лиц, достойных помилования;
3) амнистия и помилование имеют развернутую
структуру, состоящую как в снятии наказания,
так и в его смягчении в разнообразных
формах и погашении. Причем этим формы
в актах амнистии и помилования могут
сочетаться, что придает амнистии и помилованию
гибкое и комбинированное выражение.
4) акты амнистии и помилования относятся
к внесудебным правовым актам, они представляют
собой конституционные действия, существующие
в конституционно-правовом пространстве,
форму внесудебного снятия или смягчения
(погашения) наказания.
В целом в российской юридической литературе
амнистия и помилование рассматриваются
как гуманная, необходимая мера. Среди
их положительных черт можно выделить
то, что они отвечают целям экономии уголовной
репрессии, способствуют корректировке
наказания в сторону его смягчения и т.п. 47
Очевидно, что осуществление амнистии
и помилования в демократическом правовом
государстве не может быть произвольным
и беспредельным. Оно должно сообразовываться
с обязанностью государства признавать,
соблюдать и защищать права и свободы,
непосредственно действующие, а также
охранять нравственность, здоровье, права
и законные интересы граждан, в т.ч. от
преступных посягательств и злоупотреблений
властью, обеспечивая законность, правопорядок
и общественную безопасность, права и
охраняемые законом интересы лиц, пострадавших
от противоправных действий.48 Все это требует
дальнейшего тщательного и системного
исследования правовой природы институтов
амнистии и помилования.
Список
литературы:
Нормативно-правовые
акты и иные правовые документы:
Конституция РФ (с поправками от 30 декабря
2008 г.).
КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ ( в ред. от 11 апреля 2013 г.).
УК РФ от 113 июня 1996 г. № 63-ФЗ ( в ред. от 28 марта 2013 г.).
УПК РФ от18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ ( в ред.
от 28 марта 2013 г.).
Положение о порядке рассмотрения ходатайств
о помиловании в Российской Федерации
(утверждено Указом Президента РФ от 28
декабря 2001 г. № 1500 (в ред. Указа Президента
РФ от 16 марта 2007 г. № 359).