Борьба с бандитизмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:48, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность разработки данной проблемы объясняется тем, что не всегда правильно понимаются такие признаки состава бандитизма, как организация банды и руководство ею, участие в банде и участие в бандитских нападениях. Недостаточно полно выясняется, какие именно действия совершил каждый участник банды, не устанавливаются лица, способствующие бандитской деятельности. Допускаются ошибки как в отграничении рассматриваемого деяния от других, внешне схожих преступлений, так и в квалификации совершаемых бандой нападений по совокупности с иными деяниями, поскольку не все преступления, в которых приняла участие банда, охватывается понятием бандитизма.
Целью предлагаемой работы является обобщение выводов по проблеме бандитизма, нашедших свое подтверждение в судебной практике, в рассмотрений отдельных положений о бандитизме в отечественном законодательстве, в их анализе.

Содержание

БОРЬБА С БАНДИТИЗМОМ 4
Введение 6
1. Уголовно-правовая Характеристика Бандитизма 8
1.1 Понятие бандитизма 8
1.2 Отграничение бандитизма от смежных составов преступлений 10
2. Юридический анализ состава бандитизма 26
2.1 Объективные признаки бандитизма 26
2.2 Субъективные признаки бандитизма 41
3. Индивидуализация Наказания за Бандитизм 51
Заключение 61
Список использованной литературы 63

Вложенные файлы: 1 файл

БАНДИТИЗМ ДИПЛОМКА.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

С середины 80-х годов двадцатого века в общей структуре преступности в Казахстане возросла организованная преступность, одной из разновидностей которой является бандитизм.

В уголовных кодексах советского периода бандитизм как самостоятельный состав преступления включался в главу «Государственные преступления». С чем это было связано? Советская власть вела жесткую борьбу с бандитизмом в различные периоды развития советского государства. Вспышки бандитизма происходили в послереволюционные период, военные и послевоенные периоды, и широкое распространение такой формы организованной не могло не отражаться на политической стабильности и государственной безопасности.

Актуальность дипломного исследования. Опасность бандитизма усугублялась тем, что в тот период он зачастую тесно переплетался с деятельностью разобщенных остатков белогвардейских армий, национально-освободительным движением в союзных и автономных республиках, борьбой дворянства и буржуазий, а затем раскулаченного зажиточного крестьянства против новой власти. Отдельные крупные банды захватили власть и контролировали положение дел в городах, населенных пунктах и регионах. Бандитские формирования совершали террористические акты и диверсий. Некоторые авторы, в связи с изложенным характеризуют деятельность отдельных организованных вооруженных преступных формирований периода гражданской и Великой Отечественной войн и после военного периода как политический бандитизм.

Элемент политического бандитизма в последнее время присутствуют и в деятельности бандитских формирований в ряде стран бывшего Советского союза – Российской Федераций, Таджикистане, Узбекистане и Кыргызской Республике. В этих странах некоторые силы в обществе, недовольные существующим политическим режимом либо движимые национально-освободительными, религиозными и иными вполне понятными мотивами, на определенном этапе своей оппозиционной борьбы перешли грань допустимых законодательством действий. Благородные в теорий лозунги на практике нередко выливаются в реальные преступления – террористические акций, убийства мирных жителей, грабежи, разбои и т.п.

Количество банд и совершенных ими преступлений всегда напрямую  зависело от экономического благополучия и политической стабильности  государственной  власти.

В настоящее время, когда в Республике Казахстан сформированы и  укреплены институты государственной  власти, планомерно решаются национальные вопросы с учётом интересов казахского и других народов, сохраняется политическая стабильность, бандитизм  в стране носит преимущественно корыстную направленность и соприкасается с преступлениями против собственности и личности. Однако  формы деятельности банд, вооружённость и  устойчивость групп, сопряженность с другими особо тяжкими видами преступлений сами по себе нагнетают  отношения в обществе, являются дестабилизирующими факторами в конкретном регионе, и на  нынешнем этапе общественного   развития  законодатель вполне обоснованно включил этот вид преступлений в главу 9  УК РК «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, объектом бандитизма определены основы общественной безопасности. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности» общественная безопасность характеризуется как политико-правовая, духовно-нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб.       

Актуальность разработки данной проблемы объясняется тем, что не всегда правильно понимаются такие признаки состава бандитизма, как организация банды и руководство ею, участие в банде и участие в бандитских нападениях. Недостаточно полно выясняется, какие именно действия совершил каждый участник банды, не устанавливаются лица, способствующие бандитской деятельности. Допускаются ошибки как в отграничении рассматриваемого деяния от других, внешне схожих преступлений, так и в квалификации совершаемых бандой нападений по совокупности с иными деяниями, поскольку не все преступления, в которых приняла участие банда, охватывается понятием бандитизма.

Целью предлагаемой работы является обобщение выводов по проблеме бандитизма, нашедших свое подтверждение в судебной практике, в рассмотрений отдельных положений о бандитизме в отечественном законодательстве, в их анализе.

  По данной  теме уже проводились исследования  следующими авторами; Дмитриенко  М., Иванов Н., Комиссаров В., Козусев  А., Трайнин Н. и тд., которые были  использованы при исследовании  данной темы.

1. Уголовно-правовая Характеристика Бандитизма

 

1.1 Понятие бандитизма

 

 

Бандитизм - одна из наиболее опасных форм проявления организованной преступности, которая характеризуется, во-первых, существованием вооруженных устойчивых и сплоченных групп, носящих характер преступного сообщества (преступной организации), и, во-вторых, насильственным способом совершения преступления. Деятельность организованных вооруженных формирований, имеющих цели нападений, порождает у граждан чувство страха, личной незащищенности, угрозы их законным интересам, неуверенности в возможностях правоохранительных органов по обеспечению безопасности общества и отдельных граждан от насилия, дезорганизует нормальную работу государственных, общественных и иных институтов. Все это в конечном итоге отражается на психологической устойчивости общества и продуктивности его деятельности.

В специальной литературе высказывалось мнение о целесообразности помещения статьи о бандитизме в главе о преступлениях против собственности, поскольку банда имеет корыстную направленность. Между тем в судебной практике корыстный мотив при бандитизме является доминирующим, но не исчерпывает всех форм его проявления. Некоторые банды действуют и с иными побуждениями. Поэтому Верховный Суд Республики Казахстан в Нормативном постановления «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за бандитизм и другие преступления, совершенные в соучастии» указал: «Целью создания банды согласно ч.1 ст.237 УК является совершение нападений на граждан и организации. При этом закон не указывает, какие преступления в ходе нападений совершаются бандой, это может быть не только непосредственное завладение имуществом, деньгами или иными ценностями гражданина либо организации, но и убийство, изнасилование, вымогательство, уничтожение либо повреждение чужого имущества и т.д.».

Под бандитизмом понимается создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организаций, а равно руководство такой группой (бандой).

В соответствии со ст. 237 УК основными признаками бандитизма являются наличие банды и специальная цель ее деятельности - нападения на граждан или организации. Впервые понятие "банда" дается на законодательном уровне. Характеристика бандитизма, и банды в том числе, является более четкой и определенной, по сравнению с Уголовным кодексом 1959г., поскольку вооруженность сформулирована как конститутивный признак банды, а не бандитизма. Итак, в соответствии с законом банда представляет собой устойчивую вооруженную группу.

Банда является разновидностью одной из наиболее опасных форм совместной преступной деятельности - преступного сообщества (преступной организации). Следует отметить, что длительное время вопрос о том, можно ли банду считать разновидностью преступного сообщества, являлся дискуссионным. Так Р.Р. Галиакбаров писал: «Преступное сообщество выступает в качестве необходимого признака ряда строго персонифицированных законодателем составов преступлений и не может поэтому распространяться на преступления, где оно прямо не упоминается». Однако большинство авторов и судебная практика относят банду к разновидностям преступного сообщества. Уголовный кодекс 1997г. определяет банду через признак устойчивости, который в соответствии с ч. 3 ст. 31 является основной характеристикой организованной группы. По нашему мнению, по основным характеристикам банда гораздо ближе к преступному сообществу (преступной организации), нежели к организованной группе. Об этом свидетельствует и законодательная оценка характера и степени общественной опасности бандитизма.

Глубокое изучение проблем организованности бандитизма позволили выявить и закрепить в науке Уголовного права такие существенные признаки бандитизма как устойчивость, законспирированный характер этого вида деятельности, вовлечение в нее значительного числа лиц,  в том числе использующих свое служебное положение, облегчающее совершение преступлений,  тщательное планирование, наличие круга лиц, укрывающих банду и похищенное. Бандитизм претерпел значительную эволюцию в своем развитии, постепенно переродившись из контрреволюционного преступления, посягающего на основы государственного устройства, советскую власть в тяжкое, корыстно-насильственное преступление.

Бандитизм не посягает на основы государственного и общественного устройства, его устои, поэтому его нельзя назвать государственным преступлением. Как показывает изучении судебной практики последних лет, бандитизм всегда совершается с целью незаконного завладения имуществом, чем причиняет вред общественным отношениям, возникающим по поводу сохранности и нормального функционирования различных видов собственности, плюс общественным отношениям, направленным на охрану личной физической неприкосновенности личности, ее права на жизнь.

Одним из принципиальных положений Общей части УК является требование обязательной индивидуализации Уголовного наказания лиц, совершивших преступление, особенно это касается преступлений, совершаемых в соучастии. Поэтому судебных органы, выполняя данное положение закона, всегда были обязаны устанавливать степень участия лица в банде и в совершаемых ею нападениях, его значимость в данной преступной организации. Чтобы придать указанному требованию еще более обязательный характер, законодатель в новом УК предусмотрел дифференцированную уголовную ответственность за бандитизм в зависимости от характера и степени участия  каждого конкретного субъекта в преступной деятельности банды. Если ст. 77 УК 1959г. устанавливала равную ответственность как организаторов так и других участников банды, то в УК 1997г. ответственность этих лиц строго ранжирована и предусмотрена в разных частях ст. 237 УК.

Часть 1 ст. 237 УК устанавливает ответственность организаторов банды и ее руководителей. Наказание за эти действия – от 8 до 15 лет лишения свободы с  конфискацией имущества или без таковой.

Рядовые члены банды, принимающие в ней участие или в совершаемых ею нападениях, несут ответственность по ч. 2 ст. 237 УК. Наказание в отношении этих лиц несколько мягче – от 6 до 12 лет лишения свободы.

В ч. 3 ст. 237 УК  установлена уголовная ответственность за действия, заключающиеся в организации, руководстве, участии в банде и в совершаемых ею нападениях, но совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Наказание за такие действия более суровое – от 10 до 15 лет лишения свободы, поскольку служебное положение в данном случае облегчает совершение преступления, с одной стороны, и что самое главное, как правило, под категорию подразумевающихся в ней лиц, подпадают те, кто должен осуществлять защиту граждан, учреждений, предприятий или организаций от возможных преступных посягательств, т.е. это работники охранной службы, правоохранительных органов.

Действовавший до 1 января 1998 года Уголовный кодекс Казахской ССР, утвержденный Законом Казахской ССР от 22 июля 1959 года, с последующими изменениями и дополнениями определял бандитизм в статье 63, состоявший из одной части. Диспозиция данной статьи выглядело так; «Организация вооруженных банд с целью нападения  на государственные или общественные  предприятия, учреждения, организаций либо на отдельных лиц, а равно участие  в таких бандах и в совершаемых ими нападениях». Мы видим, что старое законодательство не дифференцировало ответственность членов банды в зависимости от формы их участия в этом преступном формирований. С чем это было связано? Думается, что главной причиной такого подхода к обобщенной ответственности членов банды является сложность на практике реально разграничивать действия каждого члена банды при расследовании конкретного эпизода преступной деятельности. Ныне, с изменением диспозиций и с учетом новой конструкций диспозиций бандитизма и альтернативностей санкций в зависимости от формы участия в деятельности банды принципиально меняется и подход к квалификации преступлений при бандитизме. И согласно этому суд в настоящее время при назначении наказания участникам банды, следует правилу индивидуализаций наказания за бандитизм.

 

 

1.2 Отграничение бандитизма от  смежных составов преступлений

 

 

В силу некоторой внешней схожести действий, составляющих объективную сторону бандитизма, сопряженного с вооруженным нападением и применением насилия или угрозой его применения, возникает необходимость отграничить бандитизм от некоторых смежных составов, которые также посягают на неприкосновенность личности, её жизнь, здоровье и имущественные права.

Бандитизм следует отграничивать от создания преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

Таблица 1

             Отличие бандитизма от преступного  сообщества.

 

Преступное сообщество

Бандитизм

Объективная сторона

1. Сплоченная организованная группа.

1. Организованная группа

2. Может не иметь оружия

2. Всегда вооруженная группа

3. Объединение нескольких организованных  групп

3. Объединение группы лиц

4. Круг общественно опасных последствий  шире

4. Круг общественно опасных последствий  более ограниченный

Субъективная сторона

1. Цель — заранее создается  с целью совершения убийств, разбоев  и т.п. тяжких и особо тяжких  преступлений

1. Цель — нападение, может быть  и не сопряжено с убийством

2. Умысел — прямой, заранее обдуманный  и определенный

2. Умысел — прямой (завладение имуществом), но может быть внезапно возникший и не конкретизированный.

3. Объединяет в себе не только организованные группы, но и организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп

3. Состоит всегда из рядовых  членов и руководителя (организаторов).


 

Преступное сообщество характеризуется более высокой степенью организованности и сплоченности по сравнению с организованной группой, каковой является банда, определяемая в соответствии с ч.3 ст.31 УК РК как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на организации и граждан.

Одной из основных характеристик преступного сообщества является прямо указанные в ч.4 ст.31 УК РК — сплоченность. Под сплоченностью следует понимать такую тесную связь между всеми участниками, при которой наиболее тщательным образом распределены все связи и обязанности не только между всеми членами, но и отдельными группами, составляющими такое сообщество. Сообщество имеет структурные подразделения, в качестве которых выступают конкретные организованные группы, руководители которых подчиняются общему руководителю сообщества в целом. Поскольку преступное сообщество предполагает объединение нескольких организованных групп, то естественно, общее количество его участников намного превосходит тот количественный показатель в два или три человека, который необходим для признания наличия организованной группы.

Информация о работе Борьба с бандитизмом