Взяточничество и незаконное денежное вознаграждение в сфере здравоохранения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:06, реферат
Краткое описание
Сегодня мы не можем утверждать, что живем в правовом государстве, увы, оно будет создаваться десятилетиями. В нашей стране защищать свою честь иногда приходится ценой жизни. Один главный врач детской поликлиники получил денежное вознаграждение от владельца аптечного киоска. Защита была выстроена таким образом, что материалы еще до возбуждения уголовного дела не имели судебной перспективы. Но дело уже было возбуждено, длительное время расследовалось и ничем не закончилось в правовом аспекте. Однако вся эта кутерьма сыграла свою трагическую роль - она забрала жизнь хорошего человека.
"Врач должен быть
одет в богатые одежды, носить
на руке дорогой перстень, иметь
лучшего коня, дабы думы о хлебе
насущном не отвлекали врача
от забот о пациенте”. (Авиценна)
Согласно п.1 ст.41 Конституции
РФ, каждый гражданин имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь. При этом
медицинская помощь в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
должна оказываться гражданам бесплатно
за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений.
Однако в условиях современной действительности
даже в государственных и муниципальных
больницах лечение не всегда оказывается
бесплатным по вине "не чистых на руку"
врачей.
В силу своей профессии врачам
постоянно приходится иметь дело с жизнью
и смертью, работая не покладая рук, без
права на ошибку, независимо от времени,
места и условий, в которые они поставлены.
Когда пациенты в ответ стремятся отблагодарить
работников медицинских учреждений, преподнося
им подарки в знак своей признательности,
это не только никого не удивляет, но и
воспринимается как своеобразный критерий
внимательного отношения и грамотности
медицинского работника.
По данным Фонда "Общественное
мнение", россияне, как правило, платят
по своей инициативе из благодарности
("если хочется от души отблагодарить"
- 6%), и за то, что "…хорошо лечат" (5%).
Кроме того, часть респондентов (2%) отмечают,
что взяткой можно считать только деньги,
а "шоколадка - это не взятка". Однако
количество дел о получении врачами и
медсестрами взяток, связанных с их служебной
деятельностью, в производстве судов свидетельствует
о расхождении позиции обывателей и закона
по этому вопросу.
Когда у меня возникла необходимость
обратиться к врачу, я отблагодарила человека
в белом халате за квалифицированный подход
в решении этой важной для меня проблемы.
Это нормальные человеческие отношения!
Другой вопрос, что медицинские работники
боятся получать вознаграждение от пациента.
Они запуганы словом "взятка”. Этим
словом врачей гипнотизируют, как взглядом
кобры, некоторые работники правоохранительных
органов. Что плохого может произойти
с врачом, принявшим благодарность (в денежных
знаках) от пациента? Да ничего! Удовлетворение
от хорошо проделанной работы знакомо
нам каждому, а если нас за это еще и похвалят
или отблагодарят - так жить и работать
хочется! Нелегко нынче врачам, ситуация
в медицине запутанная: с одной стороны,
нищета государственных больниц, с другой
- пустые декларации о бесплатной медицине,
пекущейся о здоровье нации.
А доктор милосерден по своей
природе, и не раз, не два он покупает за
свои деньги неимущему пациенту препараты
или инъекции. Что, нет таких врачей? Сколько
угодно…
Где грань между простым проявлением
благодарности и противоправным деянием?
Разобраться в этом поможет краткий обзор
законодательства.
Правовая база взаимоотношений
врача и пациента
Основным документом, регламентирующим
отношения пациента и врача, является
Федеральный закон №323-ФЗ от 21 ноября 2001
года "Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации".
Настоящий Федеральный закон
регулирует отношения, возникающие в сфере
охраны здоровья граждан в Российской
Федерации (далее - в сфере охраны здоровья),
и определяет:
1) правовые, организационные
и экономические основы охраны
здоровья граждан;
2) права и обязанности
человека и гражданина, отдельных
групп населения в сфере охраны
здоровья, гарантии реализации этих
прав;
3) полномочия и ответственность
органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления в сфере охраны
здоровья;
4) права и обязанности
медицинских организаций, иных организаций,
индивидуальных предпринимателей
при осуществлении деятельности
в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности
медицинских работников и фармацевтических
работников.
Согласно Статье 3 "Законодательство
в сфере охраны здоровья" рассматриваемого
закона:
1. Законодательство в
сфере охраны здоровья основывается
на Конституции Российской Федерации
и состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии
с ним других федеральных законов,
иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и
иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
2. Нормы об охране здоровья,
содержащиеся в других федеральных
законах, иных нормативных правовых
актах Российской Федерации, законах
и иных нормативных правовых
актах субъектов Российской Федерации,
не должны противоречить нормам
настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия
норм об охране здоровья, содержащихся
в других федеральных законах,
иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, законах и
иных нормативных правовых актах
субъектов Российской Федерации,
нормам настоящего Федерального
закона применяются нормы настоящего
Федерального закона.
4. Органы местного самоуправления
в пределах своей компетенции
имеют право издавать муниципальные
правовые акты, содержащие нормы
об охране здоровья, в соответствии
с настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами,
иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской
Федерации.
5. В случае, если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Федеральным
законом правила в сфере охраны здоровья,
применяются правила международного договора.
Права пациента при
оказании ему медицинской помощи согласно
Федерального Закона 323-ФЗ
Статья 19 вышеуказанного закона
гласит:
Каждый имеет право на медицинскую
помощь в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи,
а также на получение платных медицинских
услуг и иных услуг, в том числе в соответствии
с договором добровольного медицинского
страхования.
При оказании медицинских услуг
должны быть соблюдены основные принципы
охраны здоровья, как то:
1) соблюдение прав граждан
в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими
правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов
пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья
детей;
4) социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение
прав граждан в сфере охраны
здоровья;
6) доступность и качество
медицинской помощи;
7) недопустимость отказа
в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики
в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной
тайны.
Государство обязано обеспечивать
гражданам охрану здоровья независимо
от пола, расы, возраста, национальности,
языка, наличия заболеваний, состояний,
происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и от других
обстоятельств.
Приоритет интересов пациента
при оказании медицинской помощи реализуется
следующим путем:
1) соблюдения этических
и моральных норм, а также уважительного
и гуманного отношения со стороны
медицинских работников и иных
работников медицинской организации;
2) оказания медицинской
помощи пациенту с учетом его
физического состояния и с
соблюдением по возможности культурных
и религиозных традиций пациента;
3) обеспечения ухода при
оказании медицинской помощи;
4) организации оказания
медицинской помощи пациенту
с учетом рационального использования
его времени;
5) установления требований
к проектированию и размещению
медицинских организаций с учетом
соблюдения санитарно-гигиенических
норм и обеспечения комфортных
условий пребывания пациентов
в медицинских организациях;
6) создания условий, обеспечивающих
возможность посещения пациента
и пребывания родственников с
ним в медицинской организации
с учетом состояния пациента,
соблюдения противоэпидемического
режима и интересов иных лиц,
работающих и (или) находящихся в
медицинской организации.
Медицинская помощь должна
быть доступной и качественной, что достигается:
1) организацией оказания
медицинской помощи по принципу
приближенности к месту жительства,
месту работы или обучения;
2) наличием необходимого
количества медицинских работников
и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора
медицинской организации и врача
в соответствии с настоящим
Федеральным законом;
4) применением порядков
оказания медицинской помощи
и стандартов медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской
организацией гарантированного
объема медицинской помощи в
соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии
с законодательством Российской
Федерации требований к размещению
медицинских организаций государственной
системы здравоохранения и муниципальной
системы здравоохранения и иных
объектов инфраструктуры в сфере
здравоохранения исходя из потребностей
населения;
7) транспортной доступностью
медицинских организаций для
всех групп населения, в том
числе инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями
передвижения;
8) возможностью беспрепятственного
и бесплатного использования
медицинским работником средств
связи или транспортных средств
для перевозки пациента в ближайшую
медицинскую организацию в случаях,
угрожающих его жизни и здоровью.
Каждый пациент имеет право
на:
1) выбор врача и выбор
медицинской организации в соответствии
с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику,
лечение, медицинскую реабилитацию
в медицинских организациях в
условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям;
3) получение консультаций
врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной
с заболеванием и (или) медицинским
вмешательством, доступными методами
и лекарственными препаратами;
5) получение информации
о своих правах и обязанностях,
состоянии своего здоровья, выбор
лиц, которым в интересах пациента
может быть передана информация
о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного
питания в случае нахождения
пациента на лечении в стационарных
условиях;
7) защиту сведений, составляющих
врачебную тайну;
8) отказ от медицинского
вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного
здоровью при оказании ему
медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката
или законного представителя
для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя,
а в случае нахождения пациента
на лечении в стационарных
условиях - на предоставление условий
для отправления религиозных
обрядов, проведение которых возможно
в стационарных условиях, в том
числе на предоставление отдельного
помещения, если это не нарушает
внутренний распорядок медицинской
организации.
Отказ в оказании медицинской
помощи в соответствии с программой государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи и взимание платы за
ее оказание медицинской организацией,
участвующей в реализации этой программы,
и медицинскими работниками такой медицинской
организации не допускаются.
Взятка
Получение взятки - одно из самых
опасных видов должностных преступлений.
Посягая на нормальное функционирование
аппарата управления государством, распространение
этого вида преступлений дезорганизует
деятельность органов управления, дискредитирует
государственные институты в глазах населения.
Статья 290 УК РФ.
Часть 1. Получение должностным
лицом, иностранным должностным лицом
либо должностным лицом публичной международной
организации лично или через посредника
взятки в виде денег, ценных бумаг, иного
имущества либо в виде незаконных оказания
ему услуг имущественного характера, предоставления
иных имущественных прав за совершение
действий (бездействие) в пользу взяткодателя
или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные
полномочия должностного лица либо если
оно в силу должностного положения может
способствовать таким действиям (бездействию),
а равно за общее покровительство или
попустительство по службе - наказывается
штрафом в размере от двадцатипятикратной
до пятидесятикратной суммы взятки с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет, либо лишением свободы
на срок до трех лет со штрафом в размере
двадцатикратной суммы взятки.
Часть 2. Получение должностным
лицом, иностранным должностным лицом
либо должностным лицом публичной международной
организации взятки в значительном размере
- наказывается штрафом в размере от тридцатикратной
до шестидесятикратной суммы взятки с
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет либо
лишением свободы на срок до шести лет
со штрафом в размере тридцатикратной
суммы взятки.