Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:14, курсовая работа
Краткое описание
Задачи работы: 1. Раскрыть понятие должностного лица. 2. Рассмотреть различные виды должностных преступлений. 3. Дать общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 4. Исследовать проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.
Содержание
Введение.......................................................................................................................3 Глава 1 Понятие должностного лица.........................................................................5 Глава 2 Понятие должностных преступлений........................................................13 Глава 3 Виды должностных преступлений: квалификация и ответственность..15 3.1. Злоупотребление должностными полномочиями.................................15 3.2. Нецелевое расходование бюджетных средств.......................................17 3.3. Превышение должностных полномочий................................................18 3.4.Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате...................................................................................................20 3.5. Присвоение полномочий должностного лица.......................................23 3.6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности................25 3.7. Получение взятки.....................................................................................27 3.8. Дача взятки................................................................................................32 3.9. Служебный подлог...................................................................................34 3.10. Халатность..............................................................................................36 Заключение.................................................................................................................39 Библиографический список......................................................................................
Особо квалифицированный вид
превышения должностных полномочий назван
в ч.3 ст.286 УК РФ. Его образуют деяния предусмотренные
ч.1 или 2 ст., если они совершены: а) с применением
насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных
средств либо; в) с причинением тяжких
последствий. Для квалификации по ч.3 статьи
достаточно хотя бы одного из перечисленных
признаков. Насилие может иметь форму
истязания, т.е. причинение физических
или психических страданий путем систематического
нанесения побоев или иных насильственных
действий (ст.117 УК РФ).
При отграничении превышения
должностных полномочий от злоупотребления
должностными полномочиями следует исходить
из того, что в первом случае должностное
лицо явно выходит за пределы предоставленных
ему полномочий, во втором - действует
в рамках предоставленных ему полномочий;
в первом случае он совершает преступление
только путем активных действий, во втором
- путем действия либо бездействия; для
превышения должностных полномочий корыстная
или иная личная заинтересованность не
является обязательным признаком состава,
при злоупотреблении должностными полномочиями
- без него нет состава преступления.
3.4.
Отказ в предоставлении информации федеральному
собранию РФ или счётной палате РФ
В ст.287 УК РФ ответственность
за это преступление предусматривается
впервые. Преступление образует неправомерный
отказ в предоставлении или уклонение
от предоставления информации, а также
предоставление заведомо неполной либо
ложной информации Федеральному Собранию
РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния
совершены должностным лицом, обязанным
предоставлять такую информацию.
Обязательным признаком преступления
является предмет - это информация в виде
документации, материалов. В свою очередь,
это могут быть самые разнообразные справки,
отчеты, материалы финансовых проверок
и т.п. Документы в отличие от материалов,
должны иметь соответствующие реквизиты
(дату, название учреждения, подпись лица,
его выдавшего, и т.д.). Запрашиваемая информация
должна относиться к сфере деятельности
того органа государственной власти, местного
самоуправления, предприятия и компетенции
того должностного лица, куда обращается
Федеральное Собрание или Счетная палата.
Уголовная ответственность за отказ в
предоставлении информации установлена,
если за такой информацией обращается
только Федеральное Собрание или Счетная
палата. Депутаты Совета Федерации и Государственной
Думы имеют право при обращении в органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, общественные объединения,
на предприятия, в учреждения, организации
получать информацию по вопросам, связанным
с их депутатской деятельностью. В свою
очередь должностные лица обеспечивают
депутата такой информацией безотлагательно
независимо от степени секретности документов
или материалов в соответствии с федеральным
законодательством о государственной
тайне. 10
При проведении ревизий и проверок
Счетная палата получает от проверяемых
предприятий, учреждений, организаций,
банков и иных кредитно-финансовых учреждений
всю необходимую документацию и информацию
по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты
Центральный банк Российской Федерации,
коммерческие банки и иные кредитно-финансовые
учреждения обязаны предоставлять ей
необходимые документальные подтверждения
операций и состояния счетов проверяемых
объектов.
Остальные предприятия, учреждения
и организации обязаны предоставлять
по требованию Счетной палаты справки
и копии документов по операциям и расчетам
с ними.
Отказ или уклонение должностных
лиц указанных органов, предприятий, учреждений
и организаций от своевременного предоставления
необходимой информации или документации
по требованию Счетной палаты, а также
предоставление ложной информации влечет
за собой ответственность, установленную
законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону преступления
составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении
информации б) уклонение от предоставления
информации (не отказывая прямо, лицо под
предлогом отсутствия в его распоряжении
таких материалов, не поступления их с
мест и т.п. не предоставляет необходимую
информацию) либо в) предоставление заведомо
неполной либо ложной информации (предоставляя
требуемую информацию, лицо сознательно
изменяет ее содержание путем предоставления
не всех сведений, расчетов, материалов,
либо вообще искажает информацию, делая
ее не соответствующей действительности).
Преступление может быть совершено
как путем действия, так и путем бездействия.
Оно имеет формальный состав. Преступление
считается оконченным с момента совершения
соответствующего действия (бездействия).
С субъективной стороны - это
умышленное преступление. Оно совершается
с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно
отказывает в предоставлении информации
Федеральному Собранию или Счетной палате
РФ, будучи обязанным сделать это, либо
уклоняется от предоставления информации,
либо предоставляет неполную или ложную
информацию и желает этого. 11
Субъектом преступления является
должностное лицо, в чьи обязанности входит
предоставление информации Федеральному
Собранию или Счетной палате РФ. Таким
образом, кроме обязательных признаков
должностного лица, на субъекта должна
быть возложена обязанность предоставлять
такую информацию.12
Квалифицированный вид преступления
составляют деяния, предусмотренные в
ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим
государственную должность РФ или государственную
должность субъекта РФ.
Особо квалифицированный вид
данного преступления образуют деяния,
предусмотренные в ч.1 или 2 ст.287 УК РФ,
если оно: а) сопряжены с сокрытием правонарушений,
совершенных должностными лицами органов
государственной власти. б) совершены
группой лиц по предварительному сговору
или организованной группой. Для квалификации
по этому признаку необходимо, чтобы роль
исполнителя выполняло должностное лицо,
обязанное предоставлять информацию;
в) повлекли тяжкие последствия. Это оценочный
признак. В каждом конкретном случае он
подлежит установлению. К тяжким последствиям
можно отнести, например, искажение данных
об экологической обстановке, состоянии
здравоохранения и др.
3.5. Присвоение
полномочий должностного лица
Преступление, предусмотренное
ст.288 УК РФ, состоит в присвоении государственным
служащим или служащим органа местного
самоуправления, не являющимся должностным
лицом, полномочий должностного лица и
совершение им в связи с этим действий,
которые повлекли существенное нарушение
прав и законных интересов граждан или
организаций.
Объективную сторону преступления
составляют: а) присвоение полномочий
должностного лица и совершение в связи
с этим определенных действий; б) наступление
общественно - опасных последствий в виде
существенного нарушения прав и законных
интересов граждан или организаций; в)
причинная связь между наступившими последствиями
и совершенными действиями. 13
Преступное поведение в этом
преступлении складывается из двух самостоятельных
действий: присвоения полномочий должностного
лица и совершения в связи с этим определенных
действий.
Лицо, присваивающее полномочия
должностного лица, не имеет законных
оснований выполнять его полномочия, и
не смотря на это использует его права
и обязанности по осуществлению организационно
- распорядительных, административно -
хозяйственных функций или функций представителя
власти. Равно никакое должностное лицо
не поручало ему осуществлять полномочия
должностного лица. Для данного состава
преступления требуется присвоение полномочий
именно должностного лица. Присвоение
лицом звания специалиста и совершения
в связи с этим каких-либо действие не
образует рассматриваемого преступления.
Присвоение должностных полномочий
осуществляется для совершения определенных
действий. Такие действия могут быть очень
разными, но они всегда неправомерны, общественно
опасны и по сути своей являются правонарушением.
Это вытекает из текста ст.288 УК РФ, предусматривающей
наступление от таких действий общественно
опасных последствий в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций. Присвоение полномочий
должностного лица для осуществления
общественно полезных действий (например,
для задержания преступника) на является
преступлением.
Между наступившими последствиями
и присвоением полномочий должностного
лица должна быть установлена причинная
связь.
Данный состав сформулирован
как материальный. Преступление считается
оконченным, когда наступили общественно
опасные последствия в виде существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
и организаций.
С субъективной стороны присвоение
полномочий должностного лица - умышленное
преступление. Лицо осознает, что присваивает
полномочия должностного лица неправомерно
и неправомерно совершает в связи с этим
общественно опасные действия, предвидит
возможность или неизбежность существенного
нарушения прав и законных интересов граждан
или организаций вследствие совершения
присвоенных им полномочий и желает или
сознательно допускает такие последствия
либо относится к ним безразлично.
Для квалификации по ст.288 УК
РФ не имеет значения, сознавали ли граждане
или представители организаций, что они
имеют дело с лицом, присвоившим должностные
полномочия, либо принимали его за должностное
лицо.
Субъектом этого преступления
являются две категории служащих, достигших
16-летнего возраста: государственные служащие
либо служащие органа местного самоуправления,
не относящиеся к числу должностных лиц.
Если должностные полномочия присваивает
лицо, не являющееся государственным служащим
или служащим органа местного самоуправления,
его действия квалифицируются по другим
статьям УК РФ в зависимости от совершенных
им действий (нарушение неприкосновенности
частной жизни - ст.137; мошенничество - 159
и т.п.). Если полномочия должностного лица
присваивает должностное лицо, при наличии
всех признаков состава преступления
оно должно отвечать за превышение должностных
полномочий (ст.286 УК РФ).
3.6. Незаконное
участие в предпринимательской деятельности
Незаконное участие в предпринимательской
деятельности (ст.289 УК РФ), означает учреждение
должностным лицом организации, осуществляющей
предпринимательскую деятельность, либо
участие в управлении такой организацией
лично или через доверенное лицо вопреки
запрету, установленному законом, если
эти деяния связаны с предоставлением
такой организации льгот и преимуществ
или с покровительством в иной форме.
Установление уголовной ответственности
за названные действия в УК РФ имеет своим
основанием запрет государственным служащим
(к каковым относятся и должностные лица)
заниматься предпринимательской деятельностью
лично или через доверенных лиц, а также
состоять членом органа управления коммерческой
организацией, если иное не предусмотрено
федеральным законом или если в порядке
установленном федеральным законом и
законами субъектов РФ, ему не поручено
участвовать в управлении этой организацией.
В случае, если владение гражданским служащим
приносящими доход ценными бумагами, акциями
(долями участия в уставных капиталах
организаций) может привести к конфликту
интересов, он обязан передать принадлежащие
ему указанные ценные бумаги, акции (доли
участия в уставных капиталах организаций)
в доверительное управление в соответствии
с гражданским законодательством Российской
Федерации.14
Эти же ограничения (равно как
и другие) распространяются на муниципальных
служащих.15 Закон запрещает такую деятельность
еще большой категории должностных лиц
(судьям, прокурорским работникам, сотрудникам
полиции, и др.).
Объективную сторону преступления
образует: а) незаконное учреждение должностным
лицом организации, осуществляющей предпринимательскую
деятельность, либо б) незаконное участие
должностного лица в управлении организацией,
осуществляющей предпринимательскую
деятельность, лично или через доверенное
лицо. Этот признак является обязательным
для рассматриваемого преступления, он
с неизбежностью вытекает из сформулированного
в законе условия уголовной ответственности
по ст.289 УК РФ. Каждый из этих двух вариантов
действий субъекта преступления должен
быть связан с предоставлением такой организации
льгот и преимуществ или покровительством
в иной форме. Если организация не получила
льгот и преимуществ либо покровительства
в иной форме, содеянное может образовать
дисциплинарный проступок.
Данный состав преступления
сформулирован как формальный и его окончание
не связано с наступлением преступных
последствий в результате незаконных
действий должностного лица.
Субъективная сторона характеризуется
умышленной формой вины в виде прямого
умысла. Лицо осознает общественную опасность
своего незаконного поведения, знает о
запрете для него на занятия предпринимательством,
осознает, что использует свои должностные
полномочия для учреждения организации,
осуществляющей предпринимательскую
деятельность, либо для управления ею
с целью предоставления такой организации
разного рода льгот и преимуществ, и желает
так действовать.
Субъект преступления - должностное
лицо, которому закон запрещает заниматься
предпринимательской деятельностью.
3.7.
Получение взятки
В ч.1 ст.290 УК РФ получение взятки
определено как получение должностным
лицом лично или через посредника взятки
в виде денег, ценных бумаг, иного имущества
либо незаконных оказания ему услуг имущественного
характера, предоставления иных имущественных
прав за совершение действий (бездействие)
в пользу взяткодателя или представляемых
им лиц, если такие действия (бездействие)
входят в служебные полномочия должностного
лица либо если оно в силу должностного
положения может способствовать таким
действиям (бездействию), а равно за общее
покровительство или попустительство
по службе.
Повышенная общественная опасность
получения взятки обусловлена тем, что
оно обычно сопряжено с другими преступлениями
(в сфере экономики, должностными, экологическими,
против правосудия и т.д.) и является одной
из распространенных форм коррупции.
В законе полно раскрывается
содержание предмета взятки. Это могут
быть деньги, ценные бумаги (государственная
облигация, вексель, чек, акция, депозитный
и сберегательный сертификаты - ст.143 ГК
РФ), иное имущество (импортная техника,
автомашины, мебель, драгоценные камни
и металлы антиквариат и т.п.) или выгоды
имущественного характера (например, оказываемые
безвозмездно, но подлежащие оплате санаторные
путевки, туры проездные билеты, ремонтные
строительные работы, бесплатный проезд
на воздушном, водном и др. транспорте).
Как взяточничество оценивается неосновательное
получение например, выгодной работы,
фиктивных дипломов, трудовых книжек.
Дорогостоящее бесплатное угощение должностного
лица в ресторане, подарки также рассматриваются
как взятка.
В соответствии со ст.575 ГК РФ
допускается дарение подарков, стоимость
которых не превышает трех тысяч рублей.
Очевидно именно эти стоимостные рамки
позволяют отграничить подарок от взятки.
В тех случаях когда предметом
взятки является заведомо добытое преступным
путем имущество, действия взяткодателя
следует квалифицировать по ст.290 и 175 УК
РФ.