Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:50, доклад
В системе видов наказания имеется такая мера, как исправительные работы, которую нельзя рассматривать лишь как карательную, иначе их можно представить себе как тот же штраф, но в рассрочку, что, конечно же, неправильно, поскольку спецификой таких работ является именно исправление, сопровождаемое материальными и иными ограничениями.
Содержание карательных и воспитательных элементов в наказании предопределяется характером и степенью
общественной опасности совершенного преступления, а также опасностью личности преступника. Чем выше степень общественной опасности преступления и лица, его совершившего, тем выше уровень карательных элементов в уголовном наказании.
В целом, учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую юридическую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления, и влекущую судимость.
Виды уголовных наказаний
Успешность решения задач
уголовного права напрямую
уровнем преступности, с эффективностью борьбы с ней. Однако преувеличивать
роль уголовного закона в борьбе с преступностью, даже при самой активной
деятельности правоохранительных органов, не следует. Как известно, в
течение многих лет господства командно-административной системы, а затем в
период ломки всех ранее существовавших устоев, в труднейших условиях
перестройки общества и государства, создания рыночной экономики, когда
старые структуры либо перестали существовать, либо утратили свои позиции, а
новые еще не окрепли, преступность получила самое широкое распространение.
Это обусловлено комплексом негативных причин и факторов, в числе которых
немаловажная роль принадлежит разрушению прежних хозяйственных связей,
значительному и продолжающемуся спаду производства, затяжному и
непрекращающемуся росту инфляции, экономическому кризису, которые повлекли
резкое снижение жизненного уровня значительной части общества, безработицу
и ускорение темпов ее роста, убыстряющуюся поляризацию членов общества -
образование все увеличивающегося разрыва между богатыми и людьми, живущими
за чертой бедности или на ее грани. К числу этих факторов нельзя не отнести
обусловленную рядом объективных и субъективных обстоятельств низкую
эффективность деятельности правоохранительных органов и др. Преступность, к
сожалению, имеет устойчивую тенденцию к количественному росту и
качественным изменениям. Организованная и профессиональная преступность,
хотя и существовала всегда в нашем обществе, что во времена существования
тоталитарного государства упорно замалчивалось или вообще отрицалось, за
последние годы в силу изложенных и других причин и факторов получила еще
большее распространение. Особую опасность представляют устойчивые
преступные формирования, мафиозные структуры, проникающие во все сферы
жизни общества, включая государственные органы, в том числе и в
правоохранительные. Под контролем организованной преступности находятся и
развиваются наркобизнес, контрабанда, вымогательство (рэкет), проституция.
В практику вошло широкомасштабное «отмывание» денег, добытыx преступным
путем, через фирмы, банки и другие структуры. Не снижается в общей
структуре преступности удельный вес тяжких преступлений, совершаемых
главным образом преступными формированиями (убийства, в том числе
заказные), хищений чужого имущества путем разбоев и грабежей,
квалифицированных вымогательств, тяжких телесных повреждений и т.п.
Огромную опасность
властные структуры. Для решительного наступления на преступность необходимы
комплексные меры общегосударственного масштаба, создание и реализация
единой программы, в которой были бы задействованы государственные органы
всех ветвей власти, естественно, включая самую активную деятельность
правоохранительных органов, также силовых ведомств, все общественные
организации, способные внести свою лепту в решение этой насущной проблемы.
Основополагающим в уголовной политике является принцип неотвратимости
уголовной ответственности. Уголовная политика исходит из того, что борьба с
преступлениями должна осуществляться в рамках строгого и неукоснительного
соблюдения законности на основе принципа - закон един и равен для всех.
Можно достаточно четко выявить две основные тенденции уголовной политики на
современном этапе. Одна из них состоит в последовательной, решительной и
бескопромиссной борьбе с наиболее тяжкими преступлениями, с организованной
и профессиональной преступностью, в применении самых суровых мер наказания
к лицам, совершившим опасные преступления, к особо опасным рецидивистам, к
организаторам, руководителям и активным участникам преступных
организованных формирований, мафиозных структур, к лицам, возглавляющим
преступные группировки, занимающимся рэкетом, наркобизнесом, захватом
заложников и заказными
Другая тенденция, в которой
реализуется принцип
уголовного права, заключается в сужении сферы уголовной регуляции в
отношении лиц, совершивших преступления, не представляющие повышенной
опасности, в широком применении наказаний, не связанных с изоляцией от
общества (обязательные работы, исправительные работы, условное осуждение,
отсрочка отбывания наказания, освобождение от уголовной ответственности в
связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим либо в связи с
изменением обстановки, условно-досрочное освобождение от наказания,
применение принудительных мер воспитательного характера и т.д.). Разумное
сочетание обеих тенденций обеспечит действенную и законную борьбу с
преступностью.
Преступление и наказание тесно связаны. Наказание - это естественная
реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное
деяние не влечет за собой наказания, оно не может считаться преступлением.
Признак уголовной наказуемости - обязательный признак понятия преступления.
Вместе с тем следует заметить, что в юридической литературе не все ученые
придерживались и придерживаются мнения о диалектическом взаимодействии
преступления и наказания. Так, к примеру, известный русский криминалист А.
Ф. Кистяковский утверждал, что первенствующее место в уголовном праве,
несомненно, принадлежит наказанию. В нем выражается душа, идея уголовного
права. А настоящие сторонники примата наказания доказывают при этом, что и
сам институт наказания появился в общественной жизни и общественном
сознании раньше, чем выкристаллизовалось понятие преступления. Такая
позиция разделяется, однако, весьма немногочисленным количеством ученых.
Большинство же считает, что и фактически, и логически преступление
предшествовало наказанию и по существу вся система наказаний играет
служебную роль в качестве системы мер борьбы с преступностью. Не может
существовать понятие преступления без наказания, и наоборот. Сказанное
подтверждают не только вышеприведенные доводы, но и вся история развития
преступления и наказания в
отечественном уголовном
Я придерживаюсь второй позиции, потому что наказание не может назначаться
без совершения преступления.
Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, которая
содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к
лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило
не преступление, а какое-либо иное нарушение, к нему применяются другие
меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным
последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу,
соответствовать его тяжести и общественной опасности.
Наказание всегда носит личный характер. Оно применяется только к самому
преступнику, и ни в коем случае не должно затрагивать интересы других лиц.
В отечественной науке к вопросу о том, что включает в себя наказание,
несколько подходов. Выделим два основных.
Согласно мнению сторонников первого подхода, к числу которых можно
прежде всего отнести А. Л. Ременсона, А. 3. Наташева, Н. А. Стручкова,
наказание исчерпывается карой. Если допустить, считают они, что наказание -
это совокупность карательной и воспитательной сторон, то применительно к
лишению свободы кара должна выражаться в сроках, степени изоляции
осужденных и ряде других ограничений, а воспитательную сторону должны
составлять труд без элементов кары и политико-воспитательная работа. Следуя
логике, в частности, закону о соотношении части и целого пришлось бы
признать, что труд в местах лишения свободы не входит в систему наказания
(любого его вида) и не является его существом. По мнению сторонников
второго подхода (И. С. Ной, Б. С. Никифоров, А. С. Шляпочников и др.),
наказание содержит и кару, и воспитание, рассматриваемые в диалектическом
единстве. Так, И. С. Ной писал, что
карательный элемент
факте лишения свободы. Однако этим не исчерпывается принудительная сторона
наказания. Она выражается, кроме того, в режиме лишения свободы, в
принуждении всех трудоспособных заключенных работать а также повышать свой
общеобразовательный уровень и т.п.
Думается, что такой подход более верен. С одной стороны, и это отчетливо
следует из смысла закона, наказание является карой, обладающей свойством
лишать или ограничивать человека в определенных правах и свободах. С другой
стороны, помимо кары, оно имеет цель исправить осужденного, предупредить
совершение им новых преступлений,
т. е. законодатель прямо говорит о том, что нельзя рассматривать наказание
лишь как кару - содержание его гораздо шире. Кроме того, в системе видов
наказания имеется такая мера, как исправительные работы, которую нельзя
рассматривать лишь как карательную, иначе их можно представить себе как тот
же штраф, но в рассрочку, что, конечно же, неправильно, поскольку
спецификой таких работ является именно исправление, сопровождаемое
материальными и иными ограничениями. Содержание карательных и
воспитательных элементов в наказании предопределяется характером и степенью
общественной опасности совершенного преступления, а также опасностью
личности преступника. Чем выше степень общественной опасности преступления
и лица, его совершившего, тем выше уровень карательных элементов в
уголовном наказании.
В целом, учитывая все
сказанное, можно сделать
по российскому уголовному праву следует понимать особую юридическую меру
государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы,
так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении
преступления, и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства
и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку
преступного деяния и преступника.
В ходе написания курсовой работы мною собран богатый теоретический и
практический материал, позволивший всесторонне осветить тему курсовой
работы, что и отражено в
основной и практической частях курсовой работы. Полученные мной знания
будут использованы в дальнейшей учебной и практической деятельности.
1.1. Понятие и признаки уголовного наказания.
Уголовное наказание является исключительно важной мерой борьбы с
преступностью, хотя решающую роль в ее сокращении, несомненно, играют
экономические, политические, организационно-управленческие и культурно-
воспитательные меры, осуществляемые государством. Вместе с тем, уголовное
наказание является не только важным, но и необходимым средством, а из
уголовно-правовых - наиболее эффективным средством борьбы с преступностью,
поскольку именно оно прерывает антиобщественную деятельность лиц,
совершающих преступление.
Как острейшая мера
предусмотренном УК лишении или ограничении определенных прав и свобод
осужденного, что означает принудительное причинение ему страданий,
ущемлений, стеснений морального, физического и имущественного характера.
Это полностью отвечает требованиям ст. 28 Всеобщей декларации прав
человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут
ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания
и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований
морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом
обществе.
Без страданий, лишений и ограничений наказание не несло бы
исправительного заряда и не воспринималось бы людьми как мера, назначенная
судом в интересах общества да и самого преступника. Поэтому страдания
составляют неотъемлемое свойство наказания, без которых оно теряет свой
смысл.
Примечательно, что
человека, люди принимают при назначении уголовного наказания как само собой