Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 18:25, курсовая работа
Цель: на основе историко-правового анализа проследить процесс развития и применения института смертной казни в истории Российского уголовного права и с учетом современных тенденций и международных стандартов сформулировать некоторые выводы и предложения, направленные на определение места этого института с системе современного российского законодательства.
По этапам работы мной были определены следующие задачи:
изучить научную литературу по теме исследования;
рассмотреть смертную казнь в истории русского государства;
изучить цели и функции смертной казни;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Глава 1. Эволюция смертной казни в России с древнейших времен до XVǀǀǀ века
1.1. Смертная казнь в праве Древней Руси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
1.2. Смертная казнь в период формирования централизованного государства и сословно-представительной монархии в России . . . . . . .
10
Глава 2. Смертная казнь в Российской империи
2.1. Смертная казнь в период становления и расцвета абсолютизма. . . .
13
2.2. Смертная казнь эпохи индустриального общества в России . . . . . .
16
2.3. Смертная казнь в период буржуазно-демократических революций в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
19
Глава 3. Высшая мера наказания в советской России и Российской Федерации
3.1. Смертная казнь в истории советского государства. . . . . . . . . . . . . . .
21
3.2. Смертная казнь в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
29
Список использованных источников. . . . . . . . . .
Само же решение полного неисполнения смертной казни противоречит нормам Уголовного кодекса РФ [14].
Тем не менее, 27 февраля 1997 г. Президент РФ издал распоряжение N 53-рп «О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г» [1, ст. 1092].
Незадолго до этого в конце января 1997 г. произошло очередное заседание сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы. Оно оказалось крайне неблагоприятным для России. В резолюции N 1111 подчеркивалось: «Если какие-либо еще смертные приговоры будут приведены в исполнение после принятия настоящей Резолюции, Ассамблея может рассмотреть вопрос о неутверждении полномочий российской парламентской делегации на своей следующей сессии».
В 1998 г. Совет в резолюции 1998/8 призвал вообще установить мораторий на исполнение смертной казни, т. е. полное её неисполнение. В России проект закона «О моратории на исполнение наказания в виде смертной казни» был предложен еще в 1997 году депутатами Государственной Думы.
В данном проекте шла речь о неисполнении смертного приговора в течение трех лет со дня вступления в силу данного федерального закона. При этом лица, осужденные к смертной казни, в помиловании которых было отказано Президентом РФ, и содержащиеся в исправительных колониях особого режима, по истечении времени действия моратория имеют право вновь обратиться с ходатайством о помиловании.
Авторам этого законопроекта было предложено внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс России, от чего они единогласно отказались.
В итоге такой закон не был принят. Тем не менее, с 1999 г. в России начал действовать мораторий на введение смертной казни. Хотя напомню, что в российском законодательстве нигде не предусмотрено объявление моратория, при этом сама казнь установлена Конституцией РФ.
Поэтому вопрос о ратификации Протокола N 6 для России является наболевшим. Трудность его решения вызвана тем, что сам народ решительно настроен против отмены смертной казни. А воля народа для государства есть всё. Она важнее даже его внешнеполитических интересов.
Но Протокол № 6 не был единственной нерешенной проблемой для России.
3 мая 2002
г. в Вильнюсе был открыт для
подписания Протокол N 13 к Европейской
конвенции о защите прав
Из 43 государств – участников Протокола № 6 42 страны, которые отменили у себя смертную казнь, были готовы к ратификации Протокола № 13. Этот Протокол вступил в силу 1 июля 2003 г. Думаю, очевидно, что для России, которая вот уже несколько лет медлит с ратификацией Протокола № 6, Протокол № 13 представляет собой не что иное, как очередную головную боль. Тем не менее, не всё так печально, как казалось бы на первый взгляд: за последние годы среди части россиян появилась и основательно закрепилась точка зрения о полной отмене смертной казни ( см. Приложение 3).
Среди современных российских политиков и политический партий также нет единого мнения по этому вопросу (см. Приложение 4).
Многие российские законодатели и сотрудники системы исполнения наказания поддерживают идею пожизненного лишения свободы либо длительных, более 20 лет, сроков лишения свободы. Достоинства этой идеи они видят в следующем:
Кроме того, некоторые юристы даже предлагают использовать органы приговоренного к высшей мере для трансплантации тяжело больным.
Несмотря на это сторонники смертной казни утверждают, что данная мера наказания не должна быть заменена лишением свободы, поскольку именно смертная казнь обеспечивает гарантированное отсутствие каких-либо преступлений со стороны приговоренного, в то время как после отбытия срока лишения свободы ряд лиц совершают рецидивы.
Многими юристами определяются даже категории лиц, в отношении которых смертная казнь не может быть заменена лишением свободы, если речь не идет о пожизненном заключении. По мнению Р.С. Нагорного, это:
Итак, как видим, смертная казнь в России пока не отменена полностью, хотя на нее введен мораторий. Но и этот мораторий носит нелегитимный характер (не закреплен законодательно). Поэтому думается, что вряд ли Россия сможет когда-нибудь отказаться от данной меры наказания, тем более, нетрудно заметить, что и сам народ в большинстве своем положительно относится к казни.
А если Россия все же ратифицирует Протокол № 6, то смертная казнь будет исключена из уголовного законодательства, либо будет установлена лишь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войной. Но я уверена, что это будет нескоро.
Ведь и по сей день, как отмечают Владимир Рыжков и Карина Москаленко, де-факто в России продолжаются тысячи казней без суда и следствия, в том числе представителями государства во время спецопераций по уничтожению боевиков на Северном Кавказе.
Заключение
Итак, подведем общие итоги нашего исследования:
В 1881 году произошла отмена публичного исполнения смертной казни.
С течением времени изменялась и цель казни (первоначально – месть; далее – устрашение, сдерживающий преступность фактор).
В кодификационный период советского государства ситуация складывалась подобным образом, только изменялись названия внесудебных органов. Внесудебные репрессии были отменены в 1958 году (приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР).
Но этот мораторий нелегитимен, поэтому неизвестно как долго он будет действовать. Тем более сам русский народ положительно относится к высшей мере наказания.
Проанализировав все изложенное выше, я бы предложила отменить мораторий на смертную казнь (большинство населения требует полной и исчерпывающей защиты своих прав и свобод даже посредством таких жестоких методов) либо усилить эффективность государственной политики в области социальной, экономической, предпринять меры по повышению качества деятельности правоохранительных органов (тогда надобность в данной мере наказания отпадет сама собой). Но в любом случае государство должно считаться с мнением народа, ведь народ – единый источник власти в демократических государствах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Правовые акты:
Информация о работе Высшая мера наказания в советской России и Российской Федерации