Граждане как субъект административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин РК характеризуется его правовой связью с Казахстанским государством, иностранный гражданин - с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

1 ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1 Понятие субъекта административного права....................................................5
1.2 Административно-правовой статус граждан РК, административная правоспособность и дееспособность граждан..........................................................7
1.3 Государственные служащие как субъекты административного права..........13

2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
2.1 Административные-правовые гарантии охраны прав и граждан...................16
2.2 Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства................................................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................

Вложенные файлы: 1 файл

ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Государственно - служебные отношения делятся на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Это деление является основополагающим и при характеристике государственного служащего как субъекта административного права, поскольку позволяет проводить различие между должностными лицами, обладающими государственно властными полномочиями, и государственными служащими, такими полномочиями не наделенными.

Внутри - организационные правоотношения возникают у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность.

Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения государственной должности по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и т.п.

Внешними считаются те государственно - служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности. Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделён государственно - властными полномочиями - должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, могут быть участниками лишь внутренних (внутриорганизационных) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Должностные обязанности и права - это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно -служебных отношений.

Установление обязанности делает необходимым существования права; совокупность обязанностей и прав предопределяет содержание государственно-служебных отношений. Обязанности и права устанавливаются не для каждого государственного служащего, а для должности, поэтому зависят от задач и функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и права: руководителей других должностных лиц, а также всех государственных служащих.

Законодательством определены порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов и другие вопросы прохождения службы.

Прекращение государственной службы может происходить по таким основаниям, как:

-отставка государственного служащего (по достижении предельного для службы возраста, по заявлению о его добровольной отставки в связи с дости-жением возраста, при котором назначается пенсия на общих основаниях и др.);

-увольнение служащего в связи с утратой гражданства Казахстана;

-за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него обязанностей;

-призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение;

-перевод служащего с его согласия, на службу в другой государственный орган;

-отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном органе в связи с изменением существенных условий службы.

Особыми видами государственной службы являются:

-военная служба;

-государственная служба сотрудников органов внутренних дел;

-государственная служба в органах налоговой полиции.

Соответствующие государственно-служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.

 

 

 

2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

2.1 Административные-правовые гарантии охраны прав и граждан

 

Законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.

Закон является изначальным и универсальным гарантом прав граждан. Однако закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего, он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - конституционная обязанность государства.

Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан.

К политическим гарантиям относятся: принадлежность государственной власти народу; соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством; широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества.

Организационные гарантии состоят в способе построения системы государственной власти на принципах: единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Казахстана и органами государственной власти субъектов государства, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Организационные гарантии заключаются также в деятельности государственных органов, прежде всего правоохранительных, по практическому претворению в жизнь прав и свобод граждан и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии - это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;

на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Административно-правовая охрана прав и свобод граждан регламентируется нормами административного законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование и т.д.

Также эти нормы оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.

Наряду с наличием административно-правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране административно-правовыми средствами принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Важная роль в защите прав и свобод граждан принадлежит правоохранительным органам: суду, прокуратуре, органам внутренних дел.

Органы милиции призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, их собственность, обеспечивать также их личную безопасность от преступных и иных противоправных посягательств.

Предусматривая государственно-правовые институты обеспечения прав и свобод граждан, Конституция Республики Казахстан закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (например, объявление забастовок), кроме того, граждане Республики Казахстан имеют право на необходимую оборону.

Значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям и организациям (профессиональным и творческим союзам, адвокатуре и др.).

Еще одной важной гарантией защиты законных прав и свобод граждан в государственном управлении является обжалование незаконных действий органов управления и их должностных лиц и осуществление гражданам права жалобы, предусмотренного Законом РК от 27 апреля 1993 г. «об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

 

2.2 Административно-правовой статус иностранных граждан

и лиц без гражданства

 

Законодательство Республики Казахстан о правовом положении иностранных граждан основывается на Конституции Республики Казахстан и определяет в соответствии с ней основные права и обязанности иностранных граждан, порядок их въезда в Республику Казахстан, пребывание и передвижение по ее территории и выезда из Республики Казахстан.
Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан может определяться также международными договорами Республики Казахстан. Если международным договором РК установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Указе, применяются правила международного договора.

Иностранными гражданами в РК признаются лица, не являющиеся гражданами РК и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Лица, не являющиеся гражданами РК и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства.

Иностранные граждане, прибывающие в Казахстан, зачастую сталкиваются с определенными трудностями в отношении определения своего правового статуса на территории принимающей их стороны. В Казахстане в настоящее время только формируется законодательная база по регулированию данного вопроса, но в ней еще не полно отражена государственная позиция к проблемам иностранных граждан.

С обретением независимости и суверенитета, свободой внешне-экономической деятельности, привлечением иностранных инвестиций, снятием административных запретов и ограничений на въезд и пребывание иностранцев в РК, развитием туризма произошло резкое увеличение приезжающих и проживающих в нашем государстве иностранцев. Вопрос, который еще совсем недавно затрагивал сравнительно небольшое число иностранных граждан, превратился в животрепещущую проблему для многих организаций, казахстанских законодателей и правоприменительных органов (прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и др).

Несмотря на то, что в республике имеется необходимая правовая база, которая определяет статус иностранцев в республике, вопросы их правового положения все еще остаются открытыми. Сегодня, как никогда, необходимо обновление существующего нормативного материала о правовом положении иностранных граждан, что потребует внесения изменений в Законы РК "О миграции населения", "О занятости населения", "О беженцах", в Указ Президента РК, имеющий силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в РК".

В республике не раз предпринимались шаги, направленные на упрощение и более четкое правовое закрепление порядка оформления въезда в РК и выезда из РК как иностранцев, так и граждан РК, а также на расширение возможностей встреч на основе семейных связей, безвизовых поездок, выдачи многократных въездных-выездных виз, упрощения таможенных формальностей и т.д. Но проблемы остались.

В Основном законе РК п.3 статьи 4 определено, что международные нормы, ратифицированные РК, имеют приоритет перед законами РК и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание закона. Поэтому для создания и развития правовой базы по регулированию статуса иностранцев в РК, применения принципов международного права необходимо комплексное исследование того объема прав и обязанностей иностранцев, который заложен в законодательстве зарубежных стран, международных конвенциях, соглашениях по правовым вопросам статуса иностранцев.

Среди всех категорий иностранных граждан, пребывающих на территории РК, наибольшим объемом прав пользуются граждане стран - членов СНГ и прежде всего тех государств, с которыми Республики Казахстан тесно интегрируется. Их привилегированное положение, по сравнению с другими иностранцами, устанавливается договорами Казахстана с этими странами. Пребывание иностранных граждан ближнего зарубежья регулируется двусторонними и многосторонними договорами.

Вместе с тем, даже среди этой категории иностранных граждан можно провести градацию. Так, в наиболее привилегированном положении среди них находятся граждане России, которым в соответствии с договором от 20.01.1995 г. "О правовом статусе граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, и граждан РФ, постоянно проживающих на территории РК" предоставлено право: занимать должности руководителей, заместителей руководителей структурных подразделений в областных, районных, поселковых, городских, сельских администрациях, а также отделов, управлений, коллективов, входящих в систему местных органов исполнительной власти, на основе порядка, согласованного сторонами договора. (Но, к примеру, такое положение отсутствует в точно таком же казахстанско-белорусском договоре от 17.01.1996

Кроме того, по этому же договору на граждан России не распространяются ограничения или дополнительные обязанности, которые установлены для иностранных граждан. К договорам, устанавливающим особый статус иностранных граждан, относится также Соглашение между РФ и РК "О военной службе граждан РФ в ВВС РК по контракту и их статус" от 20.01.1995г

Модель казахстанско-российского договора была положена в основу нового четырехстороннего договора Белоруссии, РК, Кыргызстана, РФ "О правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства" от 28.04.1998 г. Данный договор устанавливает более высокий статус граждан перечисленных государств на территории договаривающихся сторон, вводя новый термин "постоянный житель".

Вместе с тем, определенную тревогу вызывает правовая схема обеспечения пребывания иностранных граждан в РК дальнего зарубежья. особенно в сфере правового регулирования вопросов контроля их пребывания. Государственные органы власти, а конкретно МИД РК совместно с МВД, КНБ, Министерством юстиции РК и другими заинтересованными ведомствами, приняли Инструкцию "О выдаче виз РК".

Информация о работе Граждане как субъект административного права