Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 16:49, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является определение причин возникновения коррупции, мер и способов борьбы с рынками коррупционных услуг в России.
Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы точно и полно дать определение понятию «коррупция», определить круг нормативных актов, которые на сегодняшний день регламентируют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках исследования предмета курсовой работы.
Также, сделаны попытки выявить недостатки в российском законодательстве, которое регулирует вопросы коррупции.
Тема: Гражданско - правовые меры притоводействия коррупции в РФ
Введение
Борьба с коррупцией поставлена Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым как общегосударственная задача. Что вполне закономерно. Высказанные в этой связи суждения наших крупных ученых, парламентариев, представителей общественности, руководителей субъектов Федерации позволяют определить нынешний уровень коррупции как угрозу национальной безопасности России.
Действующие на сегодняшний момент Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (начало действия документа -10.01.2009) и Закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае» (начало действия документа-26.01.2009) впервые определяют само понятие «коррупция», дают перечень ее признаков, не содержавшихся ранее в нашем законодательстве (ранее понятие слова «коррупция» (от лат. corrumpere — «растлевать») являлось неюридическим термином, единственным официальным документом, который как то определял данное понятие был Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.08г. Пр-1568).
Сложность написания курсовой работы связана с тем, что на данный момент нет полноценных комментариев специалистов к вышеуказанным актам, а также иной другой литературы, в полном объеме раскрывавших бы понятие «коррупция».
Следовательно, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в наше время данная тема очень актуальна.
Текст курсовой работы опирается на официальные источники и современную нормативно-правовую базу, со всеми изменениями и поправками.
Предметом исследования данной работы является определение причин возникновения коррупции, мер и способов борьбы с рынками коррупционных услуг в России.
Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы точно и полно дать определение понятию «коррупция», определить круг нормативных актов, которые на сегодняшний день регламентируют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках исследования предмета курсовой работы.
Также, сделаны попытки выявить недостатки в российском законодательстве, которое регулирует вопросы коррупции.
Глава 1. История коррупции
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
В России коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).
Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», т.е., на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.
В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.
В настоящее время отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением.
Глава 2. Общая характеристика коррупции
2.1.Понятие коррупции.
Коррупция – определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение деяний, указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица[1] .
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
2.2.Виды коррупции.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
2.3.Коррупция на современном этапе
Современные оценки коррупции
CorruptionPerceptionsIndex по России
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
2,58 2,27 2,4 2,4 2,1 2,3 2,7 2,7 2,8 2,4 2,5 2,3 2,1
В 2000 году рейтинг был в два раза меньше. Наилучший результат в 2004-м - 2.8 балла. В современной России широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны.
Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток.
Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.
Наблюдается тенденция увеличения доходов чиновников, занятых в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1%. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3%. Косвенные сведения о нелегальных доходах можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. Составляющие значительную часть населения малоимущие слои от распространения коррупции проигрывают в наибольшей степени, так как имеют меньше финансовых возможностей, чем их более обеспеченные сограждане.
26 сентября 2007 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нём 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, на сегодняшний момент в России существует «коррупционная стабилизация», в следствии чего позиции России в рейтинге не сильно меняются (в 2005 — 2,4 балла и 126 место из 158, в 2006 — 2,5 балла и 121 место из 163). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана
2.4. Рынок коррупционных услуг. Области обогащения
Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами одной организации — придаёт ей черты организованной преступности.
Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.
Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью:
Начальник |
Подчиненный | ||
плюсы |
минусы |
плюсы |
минусы |
Процент от взяток подчинённых — стабильный доход |
Если подчинённого поймают — тот может выдать начальника |
Шире возможности — больше взятки |
Организованная группа — отягчающее обстоятельство |
Нет непосредственного участия в даче взятки |
Организованная группа — отягчающее обстоятельство |
Под покровительством начальника брать взятки безопаснее |
Отдаёт процент от взяток |
Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст |
Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы.
На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков.
Области обогащения
Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы.
Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту («государственную ренту») от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.
Государственные (муниципальные) закупки , как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников.
Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить:
- Налоговые льготы
- Продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных
- Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли
- Добыча природных ресурсов
- Продажа государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий
- Предоставление монопольной
власти к определённому виду
коммерческой (в особенности экспортно-
- Контроль над теневой
экономикой и нелегальным
- Назначение на ответственные посты в органах власти
Информация о работе Гражданско - правовые меры притоводействия коррупции в РФ