Законодательство по вопросам гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Кроме того, влияние на политику государств в сфере множественного гражданства оказывают общемировые объективные процессы глобализации, интеграции и национализации, а также обостряющаяся во всем мире проблема нелегальной миграции и перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев). Цель данной работы – подробное рассмотрение вопросов гражданства в Российской Федерации, имеющих отражение в Федеральном законе о гражданстве. Для раскрытия поставленной темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Названия глав отображает их содержание.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика законодательства по вопросам гражданства РФ. 5
1.1 Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации. 5
1.2 Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. 11
Глава 2.Система законодательства по вопросам гражданства. 21
2.1 Нормативная основа гражданства в РФ. 21
2.2 Общая характеристика ФЗ « О гражданстве РФ» 2002 года. 27
2.3 Конституция РФ 33
Заключение 36
Cписок использованной литературы. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Распечатать.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обозначенный  в Конституции Российской Федерации  курс на построение в России демократического правового государства (ст.1) требует адекватного осмысления. Важнейшей частью исследования изменений, происходящих во всех сферах российского общества, является углубленная разработка вопроса о взаимоотношениях личности, общества и государства. Важнейшим элементом правового положения (статуса) личности и одновременно основой конституционного строя является система законодательства по вопросам гражданства. Полный объем прав, свобод и обязанностей, закрепленных в конституциях и законах в каждом государстве, установлен только для его граждан.

В то же время, помимо граждан государства составляющих наибольшую часть населения любого государства, некоторая его часть  представлена иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также  лицами, имеющих гражданство двух или более государств. Последняя категория лиц соответственно имеет более сложное правовое положение, поскольку зачастую возникают коллизии при использовании ими прав и исполнении обязанностей по отношению к странам их гражданства.

Отношение различных  государств к институту множественного гражданства неоднозначно и колеблется в диапазоне от его распространения, до безразличного отношения и полного непризнания. Можно отметить, что оно формируется под влиянием множества разнообразных факторов: гомогенности этнического состава населения государства, его культурных, исторических, экономических, географических и иных особенностей. Кроме того, влияние на политику государств в сфере множественного гражданства оказывают общемировые объективные процессы глобализации, интеграции и национализации, а также обостряющаяся во всем мире проблема нелегальной миграции и перемещенных лиц (беженцев и вынужденных переселенцев).

Цель данной работы – подробное рассмотрение вопросов гражданства в Российской Федерации, имеющих отражение в  Федеральном законе о гражданстве. Для раскрытия поставленной темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Названия глав отображает их содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Общая характеристика законодательства по вопросам гражданства РФ.

    1. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации.

 

Вопросы гражданства  относятся преимущественно к  области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является прежде всего институтом внутреннего права  каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.

Конституция РФ закрепила положение о том, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Вслед за Конституцией Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает (ст. 2), что вопросы  гражданства Российской Федерации  регулируются Конституцией, международным  договором Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.

В современном  международном праве нормы, имеющие  отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека; в Конвенции  о статусе беженцев; в Конвенции о статусе апатридов; в Конвенции о гражданстве замужней женщины; в Конвенции о сокращении без гражданства; 1

в Международной  конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; в Международном  пакте о гражданских и политических правах;

в Международной  конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него; в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин; в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают; в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15).Что касается внутригосударственного регулирования вопросов гражданства, то, как отмечено в пункте 3 Административного регламента исполнения государственной функции по вопросам гражданства, утвержденного Приказом МИД РФ от 16.06.2008 N 7491 исполнение государственной функции по вопросам гражданства осуществляется в соответствии с:Конституцией Российской Федерации;Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июня 1976 г. «Об утверждении Консульского устава Союза Советских Социалистических Республик»;Федеральным 2законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о гражданстве);Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» ;Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 1330 «Об утверждении Положения о Консульском учреждении Российской Федерации» .

Приказом МИД  России от 4 февраля 2009 года N 1145 «Об  утверждении Тарифа консульских  сборов Российской Федерации, взимаемых  за пределами территории Российской Федерации».Как установлено статьей 6 Конституции России гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Статья 62 Конституции России определяет, что Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Согласно статьи 1 Консульского устава СССР консульские учреждения Союза Советских Социалистических Республик защищают за границей права и интересы СССР, юридических лиц и граждан СССР. Действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Приобретение гражданства Российской Федерации регулируется в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. в отдельной главе II. Институт сохранения российского гражданства, к сожалению, почти никогда не выделяется в теоретических разработках, однако составляющие его правовые 3нормы достаточно полно представлены в действующем Законе о гражданстве. Так, в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ прямо закреплен принцип, согласно которому «проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации». В соответствии с п. 2 ст. 8 действующего Федерального закона о гражданстве «изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга», а согласно п. 3 этой же статьи «расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей». Пункт 5 ст. 25, п. 1 ст. 26 и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 31 мая 2002 г. также содержат основания сохранения гражданства. Таким образом, комплексный анализ действующего Закона о гражданстве Российской Федерации убедительно говорит о наличии самостоятельного правового института сохранения российского гражданства, цель которого - подтвердить наличие гражданства РФ у лица в том случае, когда оно в силу определенных обстоятельств может быть оспорено или подвергнуто сомнению. Институт прекращения российского гражданства по Закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ содержит существенно новые положения, которые выражены в том, что этот Закон разграничил порядок выхода из гражданства на два способа: в общем порядке, на обычных условиях; и в упрощенном порядке, на льготных условиях .Институт восстановления статуса российского гражданства имеет место в случае, если решения о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации были приняты на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Исключительно важно, что в действующем Законе о гражданстве Российской Федерации этот институт представлен как самостоятельный, а не как одно из оснований прекращения гражданства. Это принципиальная новация действующего Федерального закона о гражданстве. Соответственно эти вопросы регулируются в отдельной гл. IV «Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации». Разумная логика этого варианта регулирования данной проблемы очевидна, поскольку нельзя прекратить то, чего не было, ведь юридический акт, принятый путем обмана на основе ложных сведений, не может иметь какие-либо легитимные правовые последствия, он не порождает и не уничтожает никакие юридические явления. Поэтому цель отмены таких юридически несостоятельных решений заключается только в восстановлении изначального правового состояния. Этим же можно объяснить и отсутствие в Законе срока исковой давности в отношении неправомерно принятых решений, поскольку беззаконные действия должны пресекаться независимо от того, когда они совершены.4

 

 

 

 

 

1.2 Международно-правовое  регулирование вопросов гражданства.

 

Вопросы гражданства  относятся преимущественно к  области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, прежде всего, институтом внутреннего права каждого государства. Вместе с тем это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами на основе не только внутреннего, но и международного права.

Значение гражданства в международном праве не оставалось неизменным на протяжении истории. Развитие международно-правового института гражданства, как и других норм международного права, касающихся статуса личности, происходило вместе с развитием межгосударственных отношений, с ростом перемещения населения, что, в свою очередь, увеличивало вероятность споров между государствами, касающихся правового положения конкретных лиц или определенных групп населения.

Значение международно-правового  регулирования вопросов гражданства  в нашей стране особенно возросло после признания приоритета правил международного договора над правилами, установленными отечественным законодательством.

Уже в Законе о гражданстве СССР 1978 г. указывалось, что если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержались в Законе о гражданстве, то применяются правила международного договора. Аналогичные положения содержались и в Законе о гражданстве СССР 1990 г.

Все большее  значение в советском законодательстве стало уделяться регламентации отношений, характеризуемых обстоятельствами 5международного происхождения, но принадлежащих к области внутригосударственного права, что свидетельствовало о возрастании роли подобных отношений в этой сфере. Конституция РФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Сложность устранения противоречий между государствами  является причиной того, что по вопросам гражданства заключено сравнительно мало универсальных международных  договоров. Государства в основном регламентируют вопросы гражданства на основе региональных соглашений. Отдельные вопросы обычно включаются в договоры о территориальных изменениях, о защите национальных меньшинств, о правовой помощи и правоспособности граждан договаривающихся государств, о срочной службе в армии и о двойном налогообложении и т.д.

Первым многосторонним соглашением по вопросам гражданства  является Конвенция о статусе  натурализованных лиц, восстанавливающих  свое постоянное место жительства в  государстве происхождения, принятая в Рио-де-Жанейро в 1906 г. Участниками Конвенции стали 11 американских государств. Она установила правило о том, что возвращение натурализованного лица в государство прежнего гражданства имеет следствием утрату натурализации и реинтеграцию в первичном государстве.

Попытка универсальной  кодификации вопросов гражданства  впервые была предпринята на Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., на которой была принята  Конвенция по некоторым вопросам, относящимся к коллизиям законов о гражданстве. Конвенция подтвердила суверенное право государств определять круг своих граждан и обязала другие государства уважать это право в той мере, в какой оно соответствует международному праву и обычаям. А также общепризнанным принципам международного права. Закрепила принцип равноправия гражданств различных государств и отрицания двойного гражданства. Отвергла правомерность защиты государством бипатрида перед государством, гражданством которого лицо также обладает; утвердила принцип эффективного гражданства; подтвердила право лица на экспатриацию и рекомендовала автоматическую денатурализацию в прежнем государстве при натурализации в новом государстве; предложила гарантии против возникновения без гражданства при экспатриации; закрепила принцип единства гражданства семьи. Конвенция содержала ряд статей, гарантирующих женщинам защиту от «без гражданства» при заключении брака, а также положения относительно гражданства детей, в том числе при усыновлении.

В современном  международном праве нормы, имеющие отношение к вопросам гражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека. В Конвенции о статусе беженцев. В Конвенции о статусе апатридов. В Конвенции о гражданстве замужней женщины. В Конвенции о сокращении без гражданства. В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В Международном пакте о гражданских и политических правах. В Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказания за него. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. В итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. и др.6

Информация о работе Законодательство по вопросам гражданства