Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:13, дипломная работа
Целью исследования явилось комплексное изучение правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, как важнейшего механизма, составляющего внутригосударственную систему защиты прав и свобод человека, элементов его образующих, его современного состояния и проблем его становления и развития. Поскольку вне комплексного характера работы это сделать не представляется возможным.
Введение 3
Глава I. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 6
1.1. Факторы и условия, послужившие причиной возникновения института регионального Уполномоченного по правам человека в России 6
1.2. Современный этап развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ 9
1.3. Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) 13
Глава.II. Компетенция Уполномоченного по правам человека 20
2.1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ 20
2.2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека 26
2.3. Формы, методы и способы деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ 32
Глава Ш Реализация компетенции региональных Уполномоченных по правам человека 42
3.1. Механизм реализации законодательства об Уполномоченном по правам человека в субъектах РФ 42
Заключение 46
Список литературы 48
Уполномоченный
устанавливает также
Материальные гарантии независимости Уполномоченного, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ, эдэнтичны тем, которые распространяются на должностных лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации. Эти гарантии связаны с оплатой труда, медицинским обслуживанием, социальным обеспечением и др.
Статус сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного, а именно: их права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения ими государственной службы определяются Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством РФ о труде.
Уполномоченный по правам человека может иметь своих представителей на местах, поскольку центральная служба не всегда может эффективно рассмотреть жалобы, поступающие из разных регионов.
Статья 41 Закона предусматривает, что в целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном по правам человека может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. Отмечается, что независимая оценка экспертов - специалистов имеет большое значение для эффективной работы омбудсмановской службы. В экспертный совет могут включаться ученые, практикующие специалисты в области права, экономики, политики. Положение об экспертном совете утверждается самим Уполномоченным.
Уполномоченному по правам человека должны быть обеспечены условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Высокое жалованье и льготы являются отражением ответственности и престижа должности и одним из способов привлечения высококвалифицированных сотрудников в аппарат Уполномоченного. Тем не менее Закон об Уполномоченном не содержит конкретного перечня социально - материальных гарантий. Этот Закон не предусматривает, в частности, положения о том, что Уполномоченному и членам его семьи гарантируется материальное и социальное обеспечение, предоставляемое членам Конституционного Суда РФ. Закон о Конституционном Суде РФ содержит однозначную и четкую формулу о том, что какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально - технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда РФ, установленных этим Законом, не допускается (ст. 7 Закона о Конституционном Суде РФ). Не установлены Законом и меры государственной защиты Уполномоченного по правам человека, которые предусмотрены для судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Несмотря на то, что в Российской Федерации есть специальный закон, регулирующий проблему государственной защиты некоторых должностных лиц, которые в силу своих полномочий наиболее часто подвержены риску угрозы расправы и приведению её в исполнение, Уполномоченного по правам человека в нем не названо . В связи с развитием института Уполномоченного в РФ в литературе предлагается внести соответствующие изменения в законодательство для предоставления больших гарантий деятельности Уполномоченного по правам человека и соответственно его безопасности.
Конституционное введение института Уполномоченного по правам человека в России явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Комплексный подход к решению проблемы, касающейся формирования нормативной правовой базы института Уполномоченного, т.е. принятие законодательных актов не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации, позволит ликвидировать еще существующие пробелы в сфере функционирования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а также окажет положительное влияние на стимулирование позитивной деятельности государственной администрации.
Несмотря
на неоспоримые достоинства
Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека определяется рядом условий:
1. Прежде всего, эффективность зависит от законодательного регулирования деятельности службы. Правовые положения обеспечивают Уполномоченному необходимый уровень правовых гарантий деятельности, позволяющих реализовать свои функции, не уповая исключительно на добрую волю должностных лиц и государственных органов.
2.
Работа Уполномоченного
3.
Общественность будет доверять
Уполномоченному только в
4. Необходимо предотвратить превращение службы Уполномоченного по правам человека в "общественный громоотвод".
В России никогда не существовало подобного института. Вместе с тем происходящие в нашей стране процессы становления новой российской государственности, нового конституционного строя, появление новых органов федеральной власти требуют совершенствования старых и создание новых правовых механизмов, направленных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, установление деловых и конструктивных отношений граждан с органами власти и администрацией. Эти процессы дают мощный импульс для активного поиска различных правовых инструментов, методов и средств обеспечения и защиты прав, свобод, чести и достоинства личности.
1. Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря. – 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".// Российская газета. - 4 марта. - 1997.; Собрание законодательства Российской Федерации. - 3 марта. – 1997. - N 9, ст. 1011.
2. Литература.
3. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина: Мировой опыт. - М: БЕК, 1996. - 385 c.
4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов./ М.В. Баглай - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. - 800 с.
5. Бойцова, В.В. Комментарий к ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" / В.В. Бойцова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2001. - 128 с.
6. Бойцова, В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт / В.В. Бойцова - М.: Издательство БЕК, 2002. - 408 с.
7. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник. / И.А. Исаев - М.: Юристъ, 1999. 608 с.
8. Кашанина, Т.В. Основы российского права: учебник для вузов. / Т.В. Кашанина - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА - М, 2004. - 800 с.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник. / Е.И. Козлова - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
10. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах / А.В. Малько - М.: Юристъ, 2006 - 300 с.
11. Погосян, Н.Д. Счётная палата Российской Федерации. / Н.Д. Погосян - М.: Юристъ, 2006. - 304 с.
12. Чиркин, В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. / В.Е. Чиркин - М.: Издательство "Зерцало", 2004. - 448 с.
13. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник. / В.Е. Чиркин - М.: Юристъ, 2005. - 400 с.
Информация о работе Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации