Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:04, реферат
В истории тюрьмоведения очень мало примеров, которые бы свидетельствовали об усилиях буржуазных правительств по рационализации тюремного дела, но отмечается роль отдельных реформаторов и филантропов в этих прогрессивных изменениях. Видное место здесь отводится двум известным реформаторам — англичанам Джону Говарду (1726-1790) и Иеремию Бентаму (1748-1832), чья подвижническая деятельность, исследования и труды сыграли положительную роль в ускорении тюремных реформ и одновременно положили начало науке “тюрьмоведения”.
В истории тюрьмоведения
очень мало примеров, которые бы
свидетельствовали об усилиях буржуазных
правительств по рационализации тюремного
дела, но отмечается роль отдельных
реформаторов и филантропов в
этих прогрессивных изменениях. Видное
место здесь отводится двум известным
реформаторам — англичанам Джону Говарду
(1726-1790) и Иеремию Бентаму (1748-1832), чья подвижническая
деятельность, исследования и труды сыграли
положительную роль в ускорении тюремных
реформ и одновременно положили начало
науке “тюрьмоведения”.
Небезынтересно
привести небольшие справки по их
жизни и деятельности (по С. В. Познышеву).
В 1755 году Дж. Говард отправился в Лиссабон,
был пленен (шла Семилетняя война,и
он оказался в одной из тюрем Франции).
Это заключение сильно изменило его
и по существу определило его дальнейшую
деятельность. После освобождения из плена
он активно включился в изучение тюремного
положения, посетил ряд тюрем в Англии
и Уэльсе и других странах. Увиденное и
пережитое он описал в книге “О положении
тюрем в Англии и Уэльсе”. В 1778 году он
составил проект Пенитенциарного закона,
который формально был принят парламентом
Англии в 1799 году. В качестве целей вводимой
реформы признавалось: “Уравновешенностью
и медицинской помощью, регулярным выполнением
работ… приучить заключенных привычкам
трудолюбия, защитить их от влияния
пагубной компании…”. Хотя в самой Англии
во исполнение этой реформы не было сооружено
ни одного здания, ни одного подобного
учреждения, но идеи Говарда получили
распространение, были подхвачены в США
и использовались в процессе осуществления
тюремных реформ. Последние годы своей
жизни Говард провел в новых поездках
за границу для изучения положения в тюрьмах.
В 1790 г. с этой же миссией он побывал в России,
где вскоре и умер от тифа в Херсоне.
И. Бентам, известный
английский мыслитель, философ и юрист,
автор многих законопроектов, большое
внимание уделял и проблемам тюрьмоведения.
Во время пребывания в Польше у Потемкина
(он поддерживал связь с русскими государственными
и общественными деятелями) в 1786-1787 годы
он написал известный в истории тюрьмоведения
реформаторский труд “Паноптикон” —
трактат о рациональном устройстве тюрем
на началах одиночного заключения и центрального
надзора, с устройством необходимых мастерских,
школ, больниц с целью исправления и перевоспитания
заключенных. Используя наследство, доставшееся
ему от отца, в 1792 году Бентам закупил землю
и на основе своего “Паноптикона” приступил
к постройке “образцовой” тюрьмы в Лондоне,
рассчитанной примерно на тысячу человек.
После долгих усилий и хлопот здание тюрьмы
было завершено, однако парламентская
комиссия, специально учрежденная в 1811
году, не приняла это здание и дело кончилось
тем, что правительство возместило ему
часть понесенных расходов.
3. В буржуазной
тюрьмоведческой литературе принято считать,
что современная тюремная система зародилась
в Соединенных Штатах Америки в конце
XVIII века, хотя тюрьмы как таковые, в том
числе и одиночные, появились еще раньше,
например, в конце XVI века в Голландии в
виде так называемых “цухтхаузов” (каторжных
тюрем). Молодая буржуазия Америки, легче
преодолевая консерватизм, подхватилa
идеи и проекты реформаторов тюремного
дела в целях осуществления более “гибкой”
карательной политики, маскировки ее реакционной
и антинародной сущности.
Родоначальницей
современных буржуазных тюрем считается
созданная в 1786 году по инициативе общества
квакеров (христианская протестантская
секта “трясунов”) тюрьма в Филадельфии
(штат Пенсильвания). 5 апреля 1790 года эта
тюрьма была признана законодательным
собранием штата Пенсильвания как место
лишения свободы преступников и перешла
в юрисдикцию местных судов. Отсюда и произошла
первая тюремная система, получившая название
филадельфийской, или пенсильванской
системы.
Пенсильванская
система — это система одиночного
заключения, для которой характерны строгая
изоляция каждого осужденного, абсолютное
молчание и выполнение арестантами небольших
работ в камерах. По такому образцу создаются
тюрьмы и в ряде других городов и штатов
США. Там же, в Филадельфии, в 1829 году была
построена тюрьма, нового, модернизированного
типа, получившая название по местности,
где она была воздвигнута, - “Вишневый
холм”. Своей архитектурой эта тюрьма
послужила образцом в строительстве других
подобных тюрем, притом не только в Америке,
но и в европейских странах — в России,
Германии, Франции (тюрьма Маобит в Берлине,
приобретшая мрачную известность, во время
Великой Отечественной войны в ней томились
многие советские воины-патриоты, попавшие
в плен, например писатель-поэт Муса Джалиль,
генерал Kaрбышев и др.; Сенжилльская тюрьма
в Брюсселе; тюрьма “Кресты” в Петербурге;
тюрьма Мацас во Франции и др.).
Они отличаются
своеобразным внешним и внутренним
устройством. Например, тюрьма “Вишневый
холм” имела сеть камерных блоков,
которые расходились от одного общего
центра, как спицы в колесе. К каждому блоку
примыкал дворик для прогулок, разбитый
на маленькие изолированные участки, соответствующие
количеству одиночных камер. Вновь прибывшему
осужденному при входе в тюрьму завязывали
глаза и вели его в “свою” камеру таким
образом, чтобы он не разобрался в планировке
здания тюрьмы и не увидел никого из других
заключенных. Персонал тюрьмы также должен
был соблюдать абсолютную тишину и не
вступать в разговоры с заключенными.
Предпринимались и другие меры для обеспечения
строгой изоляции заключенных от внешнего
мира и друг от друга. Единственно, с кем
могли видеться и общаться заключенные,
— это тюремные священники (капелланы),
которые вели с ними душеспасительные
беседы,принимали покаяния в грехах; они
были призваны проводить религиозную
обработку.
Тюрьмы, созданные
по пенсильванской системе в ряде
капиталистических стран, функционируют
и в наши дни. Особенно это характерно
для США и многих других европейских
стран. Поэтому оценка, данная в свое
время К. Марксом такому тюремному заключению,
как “изолирование человека от внешнего
мира и насильственное погружение его
в глубокое душевное одиночество, соединение
юридического наказания с теологическим
мучительством” (Маркс К. и Энгельс Ф.
Соч. - Т.2. - С.203), сохраняет свое значение
и в современных условиях.
Оборнская система.
С развитием пенсильванской (филадельфийской)
тюремной системы было связано появление
так называемой “оборнской системы”.
Свое название эта система получила
от тюрьмы-пенитенциария (от лат. слова
“пенитенциарий” — место покаяния и
исправления), построенной в 1820 году вблизи
Нью-Йорка, в местечке Оборн. В 1825 году
около Нью-Йорка воздвигается другая знаменитая
недоброй славой и функционирующая в настоящее
время тюрьма-гигант “Синг-Синг” по оборнскому
образцу. И в той, и в другой тюрьме была
введена система смешанного заключения:
осужденные могут работать в общих мастерских,
но в абсолютном молчании, а на ночь и в
иное нерабочее время разъединяются в
одиночные камеры. Соблюдение правила
молчания и безмолвия в этих условиях
обеспечивалось страхом перед жестокими
гласными наказаниями, которые весьма
часто приводились в действие. Один из
известных в литературе тюремных деятелей
Линдс, бывший вначале начальником Оборнской
тюрьмы, а позднее тюрьмы “Синг-Синг”,
самолично внедрял жесткую дисциплину
среди заключенных с помощью порки плетьми
и провозглашал, что невозможно добиться
исправления, пока не сломлены дух и воля
заключенного, а целью тюремной дисциплины
считал достижение этого всеми средствами.
Как пенсильванская,
так и оборнская система
Такие системы,
конечно, не могли дать ощутимых результатов
в достижении истинного исправления
преступников, а, наоборот, превращались
в школы преступности, осужденные выходили
еще более опасными для общества.
Система реформаториев.
Во второй половине XIX столетия в уголовном
праве появляется новая теоретическая
школа – социологическая, которая
в противоборство с классической стала
выдвигать новые идеи борьбы с преступностью
и обращения с преступниками и иными асоциальными
элементами.
Начались новые
поиски “рациональной” тюремной системы,
развернулось движение за “исправительные”
учреждения, которые гарантировали бы
не только безопасность преступников,
но и их ресоциализацию. В США это движение
приняло характер воплощения идей реформаториев.
Реформаторий (от лат. “реформация” —
преобразование, изменение) по существу
заключал в себе две идеи: идею преобразования,
изменения самой тюремной системы и идею
исправления (реформации) преступников,
которые в них содержатся. При этом в основу
исправления кладется так называемая
прогрессивная система учета и оценки
поведения заключенного, побуждающая
его к самоисправлению, к тому, чтобы он
взял “собственную судьбу в свои руки”.
Впервые идеи реформатория проявились
в эксперименте английского капитана
Мэконочи (1787—1860), предпринятом им в 40-х
годах XIX века в одной из английских карательных
колоний на острове Норфольк, расположенном
в тысяче миль от побережья Австралии.
В эту колонию отправляли преступников-рецидивистов.
Выработанная Мэконочи “исправительная
программа” включала в себя следующие
положения: 1) отмену приговоров с определенным
сроком, в зависимости от выполненной
работы; 2) систему оценок-марок, которыми
оценивалась выполненная работа, трудолюбие
и поведение осужденного; 3) возмещение
всex расходов за счет заключенных, каждый
из которых должен вносить свою лепту
(все расходы на его существование добавлялись
к его общему “долгу” в виде оценок-марок);
4) разбивка заключенных на маленькие группы
(в 6—7 человек) и введение системы круговой
поруки (вся группа отвечает за поведение
и труд каждого ее члена и наоборот); 5)
смягчение условий содержания в последний
период пребывания заключенного в тюрьме
путем перевода на полусвободный режим.
Выражая основную
идею своей системы, Мэконочи отмечал,
что важнее всего устроить так, чтобы
судьба каждого арестанта, насколько
возможно, была в его руках, чтобы
собственными усилиями он мог улучшить
свое положение. О том, какое действие
оказала эта система на колонии, можно
судить по следующей фразе ее автора: “Я
увидел Норфольк адом, а оставил его упорядоченным
и спокойным”. Как пишут американские
криминологи Барнс и Титерс, “начинание
этого храброго пионера было лишь мгновенным
лучом в долгой ночи дикости и закостенелой
бюрократии, которые характеризовали
австралийскую систему заключения преступников”.
Прогрессивную исправительную философию
Мэконочи не только не поддержали, но и
фактически отвергли. Его позвали на родину
“после небольшой попытки превратить
эту наполненную жестокостью колонию
в подобие порядка и надежды” (Барнс Г.Е.,
Титерс Н.К. Новые горизонты в криминологии.
- Нью Дели. 1966. - С.417-422).
Однако идеи
Мэконочи сыграли определенную роль
в дальнейших поисках путей “рационализации”
тюремных систем, например, они в
известной мере воплотились в
системе реформаториев. С первой
половины 70-х годов XIX столетия в США, сначала
в Нью-Йорке, а затем и в других штатах,
стали возникать особые тюрьмы-реформатории,
которые быстро привлекли к себе внимание
общественности и в глазах некоторых тюрьмоведов
до настоящего времени являются тюремным
идеалом. Первый такой реформаторий был
открыт в гор. Эльмире (штат Нью-Йорк) в
1876 году.
Первым признаком
реформатория была неопределенность сроков
содержания в нем заключенных. Это
положение позднее, в 1885 году, было закреплено
законом штата, согласно которому суд
не определял срок заключения, но если
в целях исправления оказывалось необходимым
заключение свыше пяти лет, то суд выносил
новое определение (давал санкцию). В зависимости
от поведения и результатов исправления
заключенного администрация реформатория
решает вопрос о сроке пребывания в нем.
Вначале реформатории принимали преступников
до 40-летнего возраста, позднее — в основном
молодых правонарушителей, хотя в этом
вопросе в разных реформаториях нет единообразия.
Притом надо иметь в виду, что американские
судьи выносят приговоры, в которых конкретно
указывается реформаторий или иная тюрьма,
в которую помещается осужденный.
Вторым признаком
реформатория является разделение пребывающих
в нем заключенных на классификационные
группы в зависимости от исправления
и перевод из одной группы в другую. Обычно
всех осужденных разбивают на три класса.
Достигнувшие высшего класса могут быть
условно-досрочно освобождены. Особую
группу составляют так называемые “неисправимые”,
которые содержатся в одиночном заключении
без вывода на работы. Таких лиц стараются
перевести из реформатория в обыкновенную
тюрьму с одиночным заключением.
Третьим признаком
реформатория является система стимулов
и льгот, побуждающая осужденных
“исправляться”. Эти стимулы дифференцируются
сообразно с тем, к какому классу-разряду
относится тот или иной осужденный. Высший
класс, например, имеет лучшие камеры,
лучшую столовую, может пользоваться вечером
электрическим светом, участвовать в дебатах
по вопросам этики. Одежда для разных классов
неодинаковая: высший класс носит синюю
одежду, средний – темно-серую и низший
— красную. Для низшего класса отводятся
худшие камеры, дается скудная пища, они
лишены прав на свидания и переписку. Существует
марочная, балльная система, которая “регулирует”
все переходы из класса в класс, предоставление
льгот (для нормального движения линии
“прогресса” осужденный должен заработать
в месяц 9 марок: 3 — за поведение, 3 — за
работу и 3 — за учебу).