Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:16, курсовая работа
Предметом исследования явились результаты теоретических изысканий отечественных авторов по проблеме преступлений, против военной службы.
Целью дипломной работы является рассмотрение преступлений против военной службы, как самостоятельного социально-правового явления.
Исходя из цели, нами были определены ряд задач:
- рассмотреть понятие и общую характеристику преступлений против военной службы;
- рассмотреть классификацию преступлений против военной службы.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы…….5
1.1 История развития уголовного законодательства о преступлениях против
военной службы……………………………………………………………………..5
1.2 Общая характеристика преступлений против военной службы и
их система....................................................................................................................10
2 Классификация преступлений против военной службы ……………………….18
2.1 Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими ……………………………………..18
2.2 Уклонение от военной службы………………………………………………… 28
2.3 Преступления, посягающие на порядок несения специальных служб…….....33
Заключение……………………………………………………………………………49
Глоссарий……………………………………………………………………………...51
Список использованных источников ………………………………………………
При анализе действующего Уголовного закона и его последнего проекта обнаруживаются различия. В проекте, как, впрочем, и в ранее действовавшем законодательстве, предполагалось, что данные преступления могут совершаться против установленного порядка несения военной службы. Уголовный кодекс РФ 1996 года использует иной термин: против ее прохождения. Он включает в себя не только время непосредственного выполнения каких-то конкретных обязанности (например, боевого дежурства), но и весь срок военной службы. Поскольку направленности воинских преступлений связывается с совершением их против прохождения военной службы в установленном порядке, то, стало быть, и в данном случае решение всех конкретных вопросов, касающихся сроков военной службы (ее начало, приостановление, продолжение, окончание), условий возложения на военнослужащего конкретных обязанностей по несению военной службы, признания его исполняющим или не исполняющим обязанности военной службы, особенностей прохождения военной службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и т. д., должно основываться на соответствующих законах, положениях, уставах.
Таким образом, все вышесказанное
свидетельствует о том, что военное
уголовное законодательство на протяжении
всего периода истории
1.2. Общая характеристика преступлений против военной службы
и их система
Понятие преступлений против военной службы определено непосредственно в уголовном законодательстве (ст. 331 УК) как преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу; призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войск и воинских формированиях Российской Федерации, а также гранами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов5.
Это единственный вид
преступления, определение которого
сформулировано в качестве общеобязательного
в самостоятельной уголовно-
Конституционно-правовым
основанием уголовной ответственности
за преступления против военной службы
является ст. 59 Конституции РФ 1993 г.,
которая провозглашает защиту Отечества
долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации.
Это требований запрещает гражданам уклоняться
от исполнения обязанностей военной службы,
а военнослужащим — нарушать установленный
порядок ее прохождения.[1]
Определение понятия преступления против военной службы выполняет важные функции: оно позволяет раскрыть сущность, содержание преступлений, относимых к воинским, и на этой основе разграничить преступления против военной службы между собой и других преступлений, а также воинские преступления от иных праве нарушений.
Уголовное законодательство России после 1917 г. отказалось выделения военно-уголовного права как подотрасли уголовного права, предназначенной для военнослужащих (что было прежде в Российской империи), и перешло к конструированию военно-уголовного законодательства как системы норм, учитывающих только специфику воинских преступлений6. Для того чтобы не допустить расширительного толкования преступлений против военной службы и возврата к военно-уголовному праву, предупредить несанкционированное увеличение круга лиц, подлежащих ответственности за воинские преступления, было введено соответствующее определение понятия преступления против военной службы. Благодаря этому была создана возможность упростить систему военно-уголовного законодательства, сократив число составов воинских преступлений за счет исключения встречавшегося дублирования уголовно-правовых норм7.
Кроме указанных причин
имеются и иные основания выделения
в УК понятия воинского
Находясь в полном соответствии с общим определением преступления, сформулированным в ст. 14 УК, понятие преступления против военной службы обнаруживает и определенные специфические черты. Воинское преступление представляет собой деяние (действие или бездействие) и включает характерные для всех преступлений признаки: общественную опасность, уголовную противоправность, виновность и наказуемость. Однако каждый из этих признаков наполняется специфическим содержанием.
Так, общественная опасность воинских преступлений выражается в нарушении установленного порядка прохождения военной службы. Социальную опасность представляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а те вредные последствия, которые могут наступить в результате допущенных нарушений. Воинский правопорядок устанавливается в целях обеспечения боевой готовности войск — важнейшего фактора военной безопасности государства8.
Всякое воинское преступление в той или иной мере ослабляет готовность армии и флота к вооруженной борьбе с вероятным противником, ограничивает достижение главных целей военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Причем опасность создается не только при реальном причинении. вредных последствий, но и создании угрозы их наступления.
Уголовная противоправность — это юридическое выражение и закрепление общественной опасности и органически связана с ней.
Противоправность воинских преступлений так же специфична, как и общественная опасность, которую она отражает на законодательном уровне: она проявляется в совершении субъектом деяния, запрещенного не только уголовным законом, что характерно для всякого преступления, но и с учетом бланкетности уголовно-правовых норм специальными воинскими законами и иными нормативными источниками (иерархически выстроенной по юридической силе системой актов военного законодательства). Всякое воинское преступление нарушает те или иные правила несения военной службы (общие или специальные) независимо от способа конструирования диспозиции конкретного состава.
Следующий признак — виновность, она также органически связана с общественной опасностью и уголовной противоправностью. Военнослужащий осознает или должен осознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.
Явно выраженную специфику имеет и признак уголовной наказуемости воинских преступлений. С учетом особенностей, обусловленных характером службы в воинских формированиях страны, все виды наказаний (ст. 44 УК) в зависимости от возможности их применения к военнослужащим систематизируются на три группы.[2]
Первая группа мер может применяться ко всем военнослужащим на общих основаниях и исполняется без каких-либо изъятий и ограничений (это штраф, лишение свободы на определенный срок или пожизненно, смертная казнь).
Вторую группу образуют наказания хотя и причисляемые к числу общих, но имеющие специфику назначения и исполнения применительно к осужденным военнослужащим. Действующее законодательство говорит об особенностях применения ареста (ч. 3 ст. 54 УК), обязательных работ (ч. 4 ст. 49 УК), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в условиях возможного продолжения осужденными службы (ст. 47 УК), а также о неприменении ко всем категориям военнослужащих исправительных работ (ст. 50, 51 УК), возможности назначения ограничения свободы только военнослужащим, проходящим службу по контракту, особенностях применения такого вида наказания, как лишение воинского звания (ст. 48 УК).
Третью группу наказаний составляют специальные уголовно-правовые меры, реализуемые только в условиях дальнейшего прохождения осужденными службы (как реально, так и условно): содержание в дисциплинарной воинской части (назначаемое военнослужащим, проходящим службу по призыву) и ограничение по военной службе (применяемое самостоятельно либо взамен исправительных работ лишь к военнослужащим, проходящим службу по контракту, и отбываемое по месту службы осужденного). Эти специфические воинские наказания позволяют наряду с общими целями, стоящими перед уголовным наказанием, решать и специальную задачу — воинское воспитание и военно-исправительное воздействие, поскольку отбываются они в условиях несения осужденными военнослужащими военной службы9.
Указанные особенности наказуемости преступлений против военной службы обусловили появление специального разд. V в УИК РФ об исполнении наказаний в отношении осужденных военнослужащих, Положения о дисциплинарной воинской части, а также Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими10.
Лица, совершившие воинские преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности как по общим (ст. 75—78 УК), так и по специальным основаниям. Применительно к преступлениям против военной службы такие основания установлены только в отношении самовольного оставления части и дезертирства.
Освобождаемые от уголовной ответственности, как правило, привлекаются командирами (начальниками) к дисциплинарной ответственности — разновидности юридической ответственности.
Объектом воинского преступления (ст. 331 УК) является порядок прохождения военной службы. Под ним понимается закрепленная военно-правовыми актами (законами, воинскими уставами, а также иными военно-административными нормами), форма осуществлена военно-служебной деятельности. [10]
Указанный объект является необходимым признаком всякого деяния, квалифицируемого как преступление против военной службы, хотя на него может посягать и общеуголовное деяние (например, хищение военнослужащим военного имущества). Сам по себе порядок вне связи с социальными ценностями, во имя которых он устанавливается, юридического значения иметь не может. Поэтому, нормативно определяя порядок прохождения военной службы как объект воинского преступления, нельзя ограничиваться простой констатацией, а следует раскрыть ту социальную ценность, которая стоит за этим порядком и определяет действительную общественную опасность посягательства. В качестве таковой выступают военная безопасность и обороноспособность государства как состояние защищенности страны от вооруженной агрессии, как вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Рассматриваемый порядок военной службы (призванный обеспечивать военную безопасность и обороноспособность страны) в уголовном праве выполняет роль родового объекта и распространяет своё действие на все преступления против военной службы. Родовой объект включает видовые, т.е. отдельные, сферы военно-служебной деятельности, где решаются те или иные задачи обеспечения вое безопасности. Каждая такая разновидность воинского правопорядку выступает в качестве объекта, как правило, нескольких однородных преступлений.
В соответствии с видовым объектом формируется система составов преступлений против военной службы:
- против порядка подчиненности
и воинских уставных взаимоотно
- против порядка пребывания на военной службе, т.е. уклонение службы (ст. 337-339 УК);
- против порядка несения
специальных видов военной
- против порядка использования
и сбережения военного
- против порядка эксплуатации
военно-технических средств (
В видовом выделяется непосредственный объект преступлений против военной службы: им является порядок прохождения данного вида службы в конкретном месте. Так, для часового, самовольно оставившего пост, в связи, с чем произошло хищение из сданного под охрану караулу склада, непосредственным объектом посягательства будет признан установленный порядок караульной службы в данном составе караула, видовым — порядок несения специальной (караульной) службы, родовым — порядок прохождения военной службы, а общим (в соответствии со ст. 2 УК) — в целом общественный порядок, мир и безопасность человечества.[2]
Таким образом, военнослужащий, нарушая порядок прохождения службы, в отдельных случаях одновременно посягает и на иные объекты, охраняемые уголовным законом, т.е. причиняет вред помимо основного еще и дополнительному объекту. Если диспозицией совершенного преступления против военной службы охватывается причинение вреда и второму (дополнительному) объекту, то содеянное квалифицируется только по одной статье военно-уголовного законодательства.
2 Классификация преступлений
2.1 Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими
Важнейшим принципом построения, организации и уставной деятельности, а также взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации является принцип единоначалия. Единоначалие состоит в наделении командира (начальника) соответствующей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него личной ответственности перед Верховным командованием (государством) за все стороны несения военной службы всеми военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Это следует из ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, где сказано: «Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия».
Информация о работе Классификация преступлений против военной службы