Контрольная работа по «Конституционному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн. Их значение заключается в том, что они являются выражением суверенитета государства, его сущности, национальных традиций, истории развития, формы устройства. Проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.
Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего, как памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.

Содержание

1.Государственная символика РФ.
2.Структура органов государственной власти по Конституции РФ 1993 г.
3.Статус политических партий.
4.Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

На обеспечение стабильности конституционного строя, защиту прав и  свобод человека и гражданина, общественной безопасности направлен Указ Президента о мерах по обеспечению согласованных  действий органов государственной  власти в борьбе с проявлениями фашизма  и иных форм политического экстремизма  в Российской Федерации (СЗ РФ, 1995, N 13, ст. 1127). С согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего - и персональный состав Правительства . 
Из статуса Президента Российской Федерации как главы государства и гаранта Конституции Российской Федерации вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений Конституции Российской Федерации посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации - СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4868).  
Президент Российской Федерации вправе направлять в Конституционный Суд Российской Федерации запросы о конституционности федеральных законов, нормативных актов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, обращаться в Конституционный  Суд по вопросам толкования Конституции (ст. 125).  
Президент реализует свое конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, вынужденных переселенцев, студентов и других особо нуждающихся в защите со стороны государства (СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1712; N 17, ст. 1954; СЗ РФ, 1995, N 6, ст. 474; N 9, ст. 735; N 51, ст. 5054). 
Президентом утвержден ряд программ долгосрочного характера, в том числе президентских, рассчитанных на создание режима социальной защищенности граждан, благоприятных и безопасных условий жизни В целях мобилизации средств для реализации федеральных программ создан Фонд президентских программ (СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3248; 1995, N 25, ст. 2377). При Президенте Российской Федерации действует Комиссия по правам человека, которая была образована Указом Президента от 26 сентября 1993 г. N 1458 в целях усиления гарантий гражданских и политических прав граждан Российской Федерации (САПП, 1993, N 40, ст. 3738). Положение о Комиссии было утверждено Указом  Президента от 1 ноября 1993 года N 1798 (САПП, 1993, N 45, ст. 4325), а  действующий состав - Указом от 20 мая 1996 г. N 740 (СЗ РФ, 1996, N 21, ст. 2474).  
Для обеспечения  согласованной работы органов государственной власти в связи с проведением  судебной реформы при Президенте Российской Федерации создан Совет по судебной  реформе с участием Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры, Совета судей и Союза  адвокатов (СЗ РФ, 1994, N 31, ст. 3253; СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2033). В качестве консультативного органа при Президенте Российской Федерации действует политический консультативный Совет.  
При Президенте существует ещё одна Комиссия. На Комиссию возложен ряд обязанностей по выработке мер, обеспечивающих реализацию полномочий Президента как гаранта Конституции, в том числе подготовка предложений о применении Президентом согласительных процедур для разрешения разногласий в порядке статьи 85 Конституции (СЗ РФ, 1995, N 41, ст. 3875; 1996, N 5, ст. 461).  
Определение основных направлений политики государства Президентом Российской  Федерации осуществляется не только в форме посланий Федеральному Собранию, но и в проектах законов, представляемых Парламенту, предложениях о разработке тех или иных законов, в которых содержится идеология внутренней и внешней политики  государства, а также указах Президента. Императивность действий Президента Российской Федерации в осуществлении внутренней и внешней политики полностью проявляется во взаимоотношениях Президента с правительством Российской Федерации, которое в силу Конституции обеспечивает проведение в жизнь единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществляет иные полномочия, исполняя указы Президента Российской Федерации.

 
                            Федеральное Собрание  
 
                Совет Федерации и Государственная Дума. 
В конституции  статьи определена структура Федерального Собрания  как  двухпалатного органа. Двухпалатная структура парламента получила  значительное  распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим преимуществам: 
 а)  возможности обеспечить наряду с общим  представительством интересов всей  совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов  федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль, и 
б)  возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и  противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным  решениям одной палаты. 
Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, Совет Федерации верхняя, а Государственную Думу нижняя палаты Федерального Собрания. Это выражается в  возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в  случае разногласий между палатами по большинству.

                   Правительство Российской Федерации.

Природа и место Правительства  Российской Федерации в системе  органов  государственной власти в процессе проведения с конца 80-х годов политической  реформы и конституционных преобразований существенно менялись. В силу Конституции 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от  27 октября 1989 г. - ВВС РСФСР, 1989, N 44, ст. 1303) Совет Министров РСФСР  являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти  РСФСР, ответственным и подотчетным перед Съездом народных депутатов и Верховным  Советом РСФСР. Поскольку в компетенции данных высших представительных органов  государственной власти советского типа было осуществление не только  законодательной функции, но и полномочий по исполнению законов, Совет Министров был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению  РСФСР, за исключением тех, которые входили в компетенцию Съезда народных  депутатов и Верховного Совета. 
 
С введением поста Президента РСФСР на основе решений референдума 1991 г. Правительство было включено в систему федеральной исполнительной власти, возглавляемой Президентом Российской Федерации, как орган, подотчетный Президенту Российской Федерации. Закон "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", принятый 22 декабря 1992 г. (ВВС РФ, 1993, N 1, ст. 14), урегулировал отношения в сфере  осуществления исполнительной власти в Российской Федерации с учетом того, что  Президент Российской Федерации был наделен полномочиями по руководству  деятельностью Совета Министров.  
Правительство действует на основе  указов Президента, и в случае противоречия актов Правительства Конституции,  федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

                                  Судебная власть. 
Правосудие - особый вид юридической деятельности, возлагаемый обществом и государством на судебную власть. Понятия "правосудие" и "судебная власть" не  тождественны, хотя они выражают сущностные характеристики одной и той же  государственной функции, которая заключается в том, чтобы рассматривать и  разрешать различные споры и конфликты, связанные с действительным или  предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется именем и властью  государства в установленных законом процессуальных формах путем рассмотрения  исковых требований, заявлений, ходатайств, других материалов (обвинительный акт  прокурора и т.д.) в условиях, обеспечивающих равенство прав сторон. При этом  соблюдается ряд конституционно закрепленных процессуальных принципов. 

 

                              3.Статус политических партий.                                               

                                                     Введение

90-е годы XX века стали  одной из поворотных и наиболее  значимых точек в истории России. Произошла коренная реформация  всех сфер жизни. Заново строились  основные институты общества. В  том числе началась новая история российской многопартийности.  
В советские годы политическое устройство государства было гораздо проще. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Выборы депутатов были во многом формальны и мало на что влияли. Теперь, в современной России конституционно признается идеологическое многообразие, граждане получили возможность участвовать в политической жизни страны.                     

    Понятие политической партии. 
Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом. Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто  
Для дальнейшего рассмотрения вопроса, необходимо дать определение понятию «политической партии 
Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти, это самое распространенное определение, но кроме него существует множество подходов к определению сущности политических партий: 
                       Функции политических партий 
Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток. 
 
     Во-первых, это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. 
 
 
     Во-вторых, партии выполняют функции аккумуляции социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы,  предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально- значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на  политическую повестку дня. Этим и занимаются партии. 
 
     В-третьих, важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников 
     В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты и 
способствует ее политической социализации.  
Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных 
групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников.

Правовой статус политической партии - Основные положения. 
В настоящее время действует Федеральный закон «О политических партиях» Принятие этого закона является очень важным шагом в развитии демократического общества России. 
Вокруг данного закона шла острая полемика как в процессе принятия его, так и после вступления его в силу. 
По мнению многих политиков, Закон не является идеальным, однако он предоставляет правовую основу для деятельности политических партий; кроме этого, он служит консолидации общества вокруг политических идей. Важным фактом является и то, что принятие соответствующего закона было одним из требований Совета Европы. 
Содержание законодательства об общественных объединениях Российской Федерации в целом соответствует международным стандартам и механизмам в области обеспечения политических прав человека. В силу этого оно не вступает в противоречие с международными обязательствами России в данной сфере (в частности, с положениями Европейского комитета по правам человека), а, напротив, дополняет и детализирует их, вводя понятие «политической партии». 
Вместе с тем следует признать слабую разработку в текущем законодательстве РФ спектра политических прав и свобод граждан. Важно отметить, что они не нашли должного отражения, в первую очередь, в действующей Конституции РФ. 
Это особенно актуально в свете статьи 4 Федерального закона «О политических партиях»: «Деятельность политических партий регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами». 
                       Права и обязанности политических партий. 
 
Предоставляемые политическим партиям права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны - гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы. Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях» содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством России политическая партия вправе: 
а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; 
б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами; 
в) участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации; 
д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; 
е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых; 
ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации; 
з) создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица; 
и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов; 
к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации; 
л) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии. 
На этом закон не ограничивает деятельность политической партии, она правомочна осуществлять и иного рода действия, установленные российским законодательством. Уставы политических партий могут содержать и другие положения.  
Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них и обязанности. Чаше всего в законодательстве зарубежных стран они формулируются в самом общем виде, в ФЗ Российской Федерации «О политических партиях» они носят более конкретный характер. В соответствии с 27 статьёй политическая партия обязана:  
а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии; 
б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году; 
в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями; 
г) извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия. 
Указанные обязанности носят далеко не декларативный характер, за их несоблюдение предусматривается юридическая ответственность в виде приостановления деятельности политической партии, которая может привести к ликвидации. 
Все права политических партий являются коллективными, хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, данные права принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как специфическим субъектам права и могут быть реализованы только ими. 
                                                 Заключение 
 
Несомненно, чрезмерный либерализм губителен. Деятельность такого важного института политической системы, как политические партии, должна грамотно регулироваться. И определенные успехи сделаны. Введено юридическое понятие «политическая партия», более четко регулируются вопросы создания, ликвидации, деятельности партий. Но нельзя не заметить тревожную тенденцию. В правовом регулировании деятельности политических партий чётко прослеживается взятый правительством курс на укрепление вертикали власти. В частности, ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ выдвигает ряд жёстких требований к политическим партиям, которые значительно усложняют равно как финансовую, так и общественно-политическую сферы их деятельности. 
 

                                     4 .Список литературы

1.Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2.Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России // Очерки истории государственной символики России.: М., 1993. 3.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 
4.Федеральный закон «О политических партиях» принят Государственной Думой 21.06.01., одобрен СФ 29.06.01., подписан Президентом РФ 11.07.01 
5.Федеральный закон «Об общественных объединениях» принят Государственной Думой 14.04.95., подписан Президентом РФ 19.05.95 
6. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» принят Государственной Думой 01.12.99., одобрен ФС 23.12.99., подписан Президентом РФ 31.12.99. 
7. Е. Сидоренко. Правовое положение политических партий //"Российская юстиция", N 10, октябрь 2001 г.

8. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.

9 . Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№

49.ст.4868

10 . Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.№

10.ст. 1146

 

11. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. -

М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2002

12.  Казанцев Ю.Д., Стрекозов В.Г.  Конституционное право

России. -  М.: Новый Юрист, 2000.

13.Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция

конституционно-правового  статуса. // Вестник Московского университета. Серия

14.Право. - 1998. - № 1.


Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»