Контрольная работа по "Уголовное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Выдача лиц, совершивших преступление.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным. Однако если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, применению подлежат такие принципы, как принцип гражданства, специального режима, универсальный и реальный.

Вложенные файлы: 1 файл

УГ ПРАВО.docx

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Принудительные меры воспитательного воздействия возможно подразделить по времени применения на длящиеся и не длящиеся. Длящиеся принудительные меры воспитательного воздействия, это передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего - устанавливаются на срок, указанный в ч. 3 ст. 90 УК РФ: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести. Однако при выборе одной из длящихся принудительных мер воспитательного воздействия и определении ее срока суду следует учитывать, что в любом случае такая мера не может длиться после достижения лицом возраста 18 лет.

По связности с каким - либо условием все принудительные меры воспитательного воздействия подразделяются на условные и безусловные. Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относятся к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего - к условным (освобождение может быть впоследствии отменено, а несовершеннолетний привлечен к уголовной ответственности - ч. 4 ст. 90 УК РФ): «В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного учреждения отменяется судом, и материалы уголовного дела направляются руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности». Также об этом пишет Н.Д. Сухарев Сухарева Н.Д. Классификация видов освобождения от уголовной ответственности // Российский судья. 2005. N 5. С. 34.: В литературе принято говорить об «условных» («временных») и «безусловных» («окончательных») видах освобождения от уголовной ответственности. Не отрицая уголовно-процессуальное значение такой классификации, позволим себе утверждение, что она не вполне соответствует материально-правовому содержанию рассматриваемого института. Если с точки зрения материального права в основу такого деления положено возложение или не возложение на освобождаемое лицо определенных обязанностей после принятия решения об освобождении, то действительно можно говорить о единственном случае «временного» освобождения - освобождения несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ)».

С.А. Боровиков предлагает все принудительные меры воспитательного воздействия классифицировать следующим образом. Единым критерием деления на группы избрана характеристика, определяющая установление судом для подростка дополнительных обязанностей и правоограничений. На взгляд С.А. Боровикова, именно она является наиболее значимой для допустимой в последующем дифференциации принудительных мер воспитательного воздействия в зависимости от вида освобождения (от уголовной ответственности или наказания).

 

 В группу мер, не  связанных с установлением дополнительных  обязанностей и правоограничений  для несовершеннолетнего, включаются: - предупреждение;

- передача под надзор  родителей или лиц, их заменяющих;

- передача под надзор  трудового (педагогического) коллектива  государственного или муниципального  учреждения органа управления  образованием;

- передача под надзор  специализированного государственного  органа Боровиков С.А.

 Принудительные меры  воспитательного воздействия в  отношении несовершеннолетних как  альтернатива уголовному наказанию: автореф. диссер. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 14.. Таким образом, в научной  литературе не сложилось единого  мнения о классификациях принудительных  мер воспитательного воздействия.

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия приведено в ст. 91 УК РФ и заключается в следующем. Первой, наиболее мягкой принудительной мерой воспитательного воздействия на несовершеннолетнего является предупреждение. Данное предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и возможных последствий в случае повторного совершения преступлений. Эта мера выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характера и степени не осознанного им морального вреда, причиненного при совершении преступлений, особенно с формальным составом, например, неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ), заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) Уголовное право России: Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть / Отв. ред. А.Н.Игнатов, Ю.А.Красиков. М., 2009. С. 544.. Разъяснение относительно причиненного вреда и последствий повторного преступления производится несовершеннолетнему в устной форме, после чего у него отбирается письменное обязательство с указанием, что суть предупреждения ему ясна. Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение.

В научной литературе высказано мнение о том, что предупреждение относится к эвентуальным мерам принуждения. Особенность таких мер проявляется в том, что неблагоприятные последствия нарушения условий предупреждения не неизбежны: их наступление зависит от поведения лица, подвергающегося принуждению. Возможность наступления правовых последствий предупреждения является существенным признаком принуждения, в связи с этим предупреждение как меру воспитательного воздействия в том виде, в каком оно определяется законодателем в ч. 1 ст. 91 УК РФ, к принудительным мерам причислить нельзя и необходимо исключить предупреждение из числа принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых судом, сохранив его значение как меры индивидуально-профилактического воздействия или меры дисциплинарного принуждения, в том числе, при решении вопросов об основаниях отмены принудительных мер воспитательного воздействия в случае уклонения несовершеннолетнего от исполнения возложенных на него обязанностей (применительно к тем мерам, которые предполагают исполнение несовершеннолетним определенных судом обязанностей) Подводова Е.В. Принудительные меры воспитательного воздействия (проблемы теории и правового регулирования): автореф. диссер. канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6..

Вторая из перечисленных мер - передача под надзор - состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением. Однако при избрании указанной воспитательной меры судам следует иметь в виду, что этот вид принудительных мер воспитательного воздействия не может быть применен к несовершеннолетним, которые к моменту рассмотрения вопроса о применении воспитательных мер состоят в браке. Такое ограничение обусловлено положениями ч. 2 ст. 61 Семейного кодекса РФ Семейный кодекс Российской Федерации от 08 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 N 106-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. , в соответствии с которой при вступлении несовершеннолетних детей в брак родительские права и обязанности прекращаются.

Воспитательное воздействие на несовершеннолетнего предполагает особое внимание родителей или лиц, их заменяющих, способность оказывать влияние на подростка своим авторитетом и личным примером. Эту меру следует применять в случае, когда родители (один из них) или лица, их заменяющие, проявляют постоянную заботу о несовершеннолетнем, не уклоняются от его воспитания и способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие. При применении данной меры родителям устанавливаются ограничения в способах выполнения этой обязанности путем конкретизации, например: обеспечить контроль над свободным временем ребенка, не позволять ребенку покидать дом после определенного часа. Контроль предполагает постоянную осведомленность лиц, которым несовершеннолетний передан под надзор, о его времяпрепровождении и нахождении, о его друзьях, увлечениях и т.д.

Приведем пример, как следует из постановления Первомайского районного суда г.Новосибирска от 10 декабря 2009 года, уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего Карасева В.А. по ч.1 ст.228 УК РФ прекращено, по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.427 УПК РФ и к Карасеву В.А. применена принудительная мера воспитательного воздействия в виде передачи его под надзор родителей - законного представителя Козловой Н.В. сроком на шесть месяцев, с возложением на нее обязанности по контролю за поведением несовершеннолетнего, при этом судом было учтено, что Карасев В.А. впервые совершил преступление средней тяжести в несовершеннолетнем возрасте. Карасев В. А. положительно характеризуется по месту жительства и месту учебы, занимается в музыкальной школе, на учете в ПДН не состоит, вину в совершенном преступлении признал, раскаялся в содеянном, законный представитель несовершеннолетнего подсудимого пояснила, что сын не вышел из-под ее влияния и после случившегося контроль за ним усилен Дело № 1-409/2009 // Архив Первомайского районного суда г.Новосибирска (см. Приложение В).

В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному органу. К сожалению, законодатель не раскрывает понятия специализированный государственный орган, что следует отнести к недостатку, поэтому специализированный органом, на который может быть возложена судом обязанность по воспитательному воздействию и контролю за поведением подростка на может быть и инспекция по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений. Работники указанного органа в силу выполнения специфических обязанностей должны посещать подростка по месту жительства, интересоваться его учебой, проводить беседы, контролировать его поведение и т.д.

Особо необходимо отметить, что указанная мера является длящейся и срочной, поэтому в случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа в постановлении необходимо указать срок, в течение которого применяется избранная мера.

Обязанность загладить причиненный вред - специфическая принудительная мера воспитательного воздействия, которая может быть применена не к каждому подростку.

Суть обязанности загладить причиненный вред как принудительной меры воспитательного воздействия заключается в самостоятельном устранении несовершеннолетним (с учетом его имущественного положения и имеющихся у него трудовых навыков) негативных последствий совершенного преступления. Эта мера отвечает мировым тенденциям смены направления карательного правосудия восстановительным Бэйзмор Г. Три парадигмы ювенальной юстиции // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М., 2008. С. 67 - 99; Организация и проведение программ восстановительного правосудия: Методическое пособие / Под ред. Л.М. Карнозовой и Р.Р. Максудова. М., 2009. С. 109., основная идея которого заключается в том, что преступление - это причинение вреда другому человеку, а потому совершившее его лицо обязано загладить вред. Имущественное положение несовершеннолетнего определяется наличием у него самостоятельных доходов, виды которых определены в ст. 26 ГК РФ: заработок, стипендия, иные доходы, гонорар за свою интеллектуальную деятельность, вклады в кредитные учреждения, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.

Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего работать, наличие у него временной или постоянной работы, способностей к занятию общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью или психическими травмами. Данные навыки несовершеннолетнего используются в целях возмещения своей трудовой деятельностью вреда, причиненного преступлением. При этом следует учитывать все ограничения, установленные Трудовым кодексом РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3. для трудовой деятельности несовершеннолетних (гл. 42 и ст. 63, 92, 94 ТК РФ): сокращение продолжительности рабочего времени; продолжительность рабочей недели и ежедневной работы; запрет работы в ночное время, применения труда лиц моложе 18 лет на определенных видах работ, привлечения к сверхурочным работам; нормы выработки для молодых рабочих.

В соответствии со ст. 1074 ГК РФ в случаях, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, он должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Однако применение ст. 1074 ГК РФ нецелесообразно в случае назначения принудительной меры в виде обязанности загладить причиненный вред, поскольку в подобном случае будет утрачено ее превентивное и воспитательное воздействие. Таким образом, загладить причиненный вред материального и морального характера несовершеннолетний может посредством: возмещения стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств; передачей предмета, аналогичного утраченному; своим трудом с соблюдением положений Трудового кодекса РФ; уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением.

Таким образом, принудительная мера воспитательного воздействия в виде возложения обязанности загладить причиненный вред может быть применена не к каждому несовершеннолетнему правонарушителю, поскольку она связана с определенными материальными затратами и физическими усилиями, и применение этой меры возможно только к подростку, который имеет собственный заработок или стипендию, а также трудовые навыки, т.е. способен самостоятельно произвести ремонт имущества, строительные работы и т.д. Данную меру воздействия предпочтительно назначать подросткам в возрасте от 16 лет.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Согласно ч. 4 ст. 91 УК РФ указанный перечень не является исчерпывающим. В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть унижение достоинства несовершеннолетнего Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2009. С. 45..

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовное право"