Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:53, контрольная работа
Система наказаний как и любое законодательство очень
динамично. На протяжении определенного количества времени она
претерпевает определенные изменения, связанные формой государства: какие-то виды наказаний вносятся в уголовное законодательство, какие-то наоборот, исключаются из него.
Введение 2
1. Понятие cистемы наказаний .4
1.1. Понятие системы уголовных наказаний ..4
1.2. Основы классификации системы уголовных наказаний ..7
2. Виды наказаний .10
2.1. Основные виды ..10
2.2. Дополнительные виды .20
2.3. Наказания, как основные, так и дополнительные………………..24
Заключение ..26
Список литературы …………………………………28
В России оно было введено ФЗ от 17.12.92г., дополнившее тогда уголовное законодательство указанием, что при замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно может быть назначено пожизненно. При этом, однако, пожизненное лишение свободы не было включено в систему уголовных наказаний и могло применяться не судом, а только Президентом России в порядке помилования осужденных к смертной казни. В настоящее время помимо этого пожизненное лишение свободы, применяется и судом в случаях, когда он сочтет возможным не применять смертную казнь. По своему содержанию данное наказание принципиально не отличается от лишения свободы на определенный срок и также состоит в изоляции от общества в специальном учреждении.
1 Постановление Пленума ВС РФ «О ходе выполнения судами Постановления Пленума ВС РФ от 14.04.88г. «О практике назначения судами РФ наказания в виде лишения свободе» № 8 от 25.10.96г. // Бюллетень ВС
Смертная казнь является наиболее строгим и, по мнению многих, слишком жестоким уголовным наказанием. Оно состоит в лишении осужденного жизни и в случае приведения в исполнение характеризуется необратимостью.
В России на протяжении XX века смертная казнь отменялась пять раз, но всякий раз через непродолжительное время вновь восстанавливалась. В настоящее время ее применение основано на ст. 20 Конституции РФ, в соответствии с которой смертная казнь «вплоть до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
В соответствии с этим ст. 59 УК РФ предусматривает смертную казнь как временную меру, с учетом Указа Президента РФ от 16.05.96г. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»1. Смертная казнь может применяться только за совершение особо тяжких преступлений против жизни и не может назначаться несовершеннолетним, женщинам, а также мужчинам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста. Она также не назначается при вердикте присяжных о снисхождении за приготовление и покушение на преступление (ч. 4 ст. 66 УК РФ). Некоторые ограничения применения смертной казни предусмотрены в рамках институтов освобождения от ответственности или наказания за истечением сроков давности (ст. 78, 83 УК РФ), а также в нормах уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Согласно ч. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок в двадцать пять лет. Порядок исполнения смертной казни регламентирован гл. 23 УИК РФ. В ст. 186 УИК указано, что данное наказание исполняется непублично путем расстрела.
1 (ст. 65 УК РФ) 1997. № 1.С. 4. 'СЗРФ. 1996. №13. Ст. 1821.
2.2. Дополнительные виды.
Дополнительными наказаниями являются
такие, которые не могут назначаться самостоятельно,
а могут лишь присоединяться к основным наказаниям для усиления
воспитательно-
Данное наказание применяется только в качестве дополнительного при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, с учетом личности осужденного, то есть в случаях, когда совершенное преступление и другие обстоятельства, ее характеризующие, по мнению суда, обусловливают невозможность сохранения у лица имеющегося специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Воинские звания — это звания, принятые в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности, установленные Законом РФ от 28.03.98г. «О воинской обязанности и военной службе»1 (рядовой, матрос, сержант, лейтенант, майор и т.д.).
Специальными являются звания, присваиваемые работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т.д. Например, перечень и порядок присвоения специальных званий начальствующего состава органов внутренних дел регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел РФ. К почетным званиям относятся: заслуженный или народный артист, народный учитель, заслуженный деятель науки РФ и другие, предусмотренные Положением о почетных званиях3, утвержденным Указом Президента РФ.
Согласно Положению о федеральной государственной службе4, утвержденному Указом Президента РФ, государственным служащим, занимающим государственные должности, присваиваются классные чины - действительный государственный советник РФ, государственный советник 1-го, 2-го и 3-го класса, советник государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса и т. д. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ»5 от 25.11.95г. прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются классные чины прокурорских работников, например: старший советник юстиции, советник юстиции и т. д.
Государственными наградами
РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, почетные
звания, предусмотренные Положением о
государственных наградах РФ, утвержденным
Указом Президента РФ № 442 от 2.03.94г. «О государственных наградах
РФ»1. Перечень
вышеуказанных государственных
званий, чинов и наград является
исчерпывающим и не подлежит расширительному
толкованию.
Поэтому, например, нельзя лишить осужденного
в порядке ст. 48 УК
РФ почетных званий, присвоенных международными
организациями,
иностранных орденов и медалей,
Как указано в нормах уголовно-исполнительного законодательства, для лишения лица соответствующего звания, чина, награды достаточно наличия вступившего в законную силу приговора суда, копия которого направляется органу или должностному лицу, присвоившему данное звание, чин или награду. Должностное лицо вносит в определенные документы сведения о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры к лишению его прав и льгот, связанных со званием, чином или наградами.
В уголовном законе (ч. 1 ст. 52 УК РФ) конфискация имущества определена как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Являясь дополнительным наказанием, конфискация усиливает основное наказание (главным образом лишение свободы). Кара применительно к этому виду наказания состоит в самом существенном материальном (имущественном) воздействии на осужденного посредством изъятия в собственность государства либо всего, либо части его имущества. Причем это изъятие осуществляется принудительно (без согласия осужденного и помимо его воли, представителем органа власти — суда — судебным исполнителем) и безвозмездно (без возмещения его стоимости).
Конфискация имущества может применяться лишь в качестве дополнительного вида наказания, только в случаях, прямо предусмотренных нормами Особенной части УК РФ за тяжкие и особо тяжкие преступления, когда эти преступления совершены из корыстных побуждений при соблюдении установленных законом ограничений на некоторые виды имущества, необходимые осужденному или лицам, находящимся на его иждивении. Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, выделен в качестве приложения к Уголовно-исполнительному кодексу РФ.
'РГ. 1994. 10 марта.
Из текста закона следует, что конфискация как вид наказания может быть полной или частичной. При полной конфискации изъятию подлежит все имущество, являющееся собственностью осужденного. Частичная конфискация распространяется только на то имущество, которое указано в приговоре суда, путем указания на размер изымаемого имущества либо путем перечисления конфискуемых предметов.
Из текста ч. 2 ст. 52 УК РФ следует, что недопустимо назначение конфискации имущества в случаях, когда возможность ее применения предусмотрена в санкции за тяжкое или особо тяжкое преступление, однако само это преступление совершено не из корыстных побуждений, например, по политическим мотивам. Такие дитуации могут иметь место в случаях совершения преступлении, предусмотренных ст. 275, ч. 2 ст. 359 УК РФ и др.
Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание судов на основания и порядок применения дополнительных наказаний. Судам было рекомендовано в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о целесообразности применения дополнительного наказания.
Недопустимо применение его к лицам, к которым оно по закону не может быть применено (например, к несовершеннолетнему конфискация имущества). Дополнительное наказание не может быть более строгим, чем основное, а также быть того же вида, что и основное. Не может быть назначено дополнительное наказание, имеющее такие же карательные свойства, что и основное (например, лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к лишению права занимать должность). Правильное сочетание основного и дополнительного наказания, подчеркивали высшие судебные органы, содействует реализации принципа его индивидуализации и, в конечном счете, достижению целей наказания.
2.3. Наказания, как основные, так и дополнительные.
Как следует из законодательного определения штрафа, его карательное воздействие направлено на существенное ущемление имущественного, материального положения осужденного. Поэтому, как правило, штраф и как основное, и как дополнительное наказание предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК РФ за совершение корыстных преступлений.
В основу определения размеров штрафа положены либо кратность по отношению к минимальному размеру заработной платы, установленному законодательством РФ, либо размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом закон однозначно устанавливает (применительно к МРОТ), что этот размер устанавливается на момент назначения наказания1. Закон предписывает судам при определении конкретного размера штрафа учитывать тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного.
Следует также учитывать, что замена штрафа другими видами уголовного наказания предусмотрена законом не при всяком, а лишь при злостном уклонении осужденного от уплаты штрафа. В соответствии со ст. 32 УИК РФ, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа, считается осужденный, не выплативший штраф в установленный законом срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания. В случаях, когда уклонение от уплаты штрафа не является злостным, наказание исполняется принудительно в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным кодексом РФ.
Как указано в ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Оно может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания в тех случаях, когда суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невозможным сохранение за ним права занимать какую-либо должность либо работать в какой-либо сфере деятельности.
В отличие от штрафа лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ, может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ в качестве наказания за данное преступление.
В качестве основного этот вид наказания может быть назначен лишь в случаях, указанных в законе.
При этом следует иметь в виду, что это не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или в системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (например, связанных с ответственностью за материальные ценности) или продолжать выполнять конкретные профессиональные функции (к примеру, врача).
Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определеннее должности или заниматься определенной деятельностью подробно урегулирован, нормами уголовно-исполнительного права, можно лишь отметить, что администрация -организаций по месту работы или службы осужденного, а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности, обязаны обеспечить исполнение приговора суда в трехдневный срок после его получения. Злостное неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет за собой уголовную ответственность виновных лиц по ст. 315 УК РФ.
1 Комментарий к УК РФ. Под ред. В.И.Радченко. М., 2008. 174..
Заключение
Уголовное наказание есть способ воздействия на лиц, совершивших преступления. Оно представляет собой совокупность установленных государством для лиц, осужденных за преступления, правовых ограничений, реализация которых обеспечивается государственным принуждением и располагается в санкции соответствующей статьи УК РФ.
Системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.
Установление в законе видов наказаний с указанием их размеров и порядка применения имеет важное значение для реализации основных принципов уголовного права при назначении и индивидуализации наказания осужденным.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"