Контрольная работа по прокурорскому надзору

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

1. Предмет, сущность и значение надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнение законов органами, осуществляющими ОРД. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора.
3. Надзор за расследованием уголовных дел. Полномочия прокурора по выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов при расследовании преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора за расследованием преступлений органами предварительного следствия.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Прокуроры — руководители прокуратур несут персональную ответственность за организацию прокурорского надзора. Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Надзор за  расследованием уголовных дел.  Полномочия прокурора по выявлению,  устранению и предупреждению  нарушений законов при расследовании  преступлений органами дознания. Особенности прокурорского надзора  за расследованием преступлений  органами предварительного следствия.

 

Осуществляя уголовное преследование  от имени государства, прокурор тем  самым является его полномочным  представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных  лиц. А это связано не столько  с необходимостью вести уголовное  преследование наступательно, сколько  с потребностью исключить при  этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Достигается это в случаях, когда  дознаватели и следователи в  своей деятельности исходят из верховенства закона и необходимости его единообразного применения в отношении всех граждан  на всей территории государства12.

Поэтому из первой задачи деятельности прокуратуры, рассмотренной выше, - осуществление уголовного преследования - вытекает вторая, связанная с надзором за органами дознания и предварительного следствия.

Сущность её состоит в  действиях, призванных обеспечить строжайшее соблюдение органами предварительного расследования требований закона, начиная  с момента поступления к ним  заявлений (сообщений) о преступлениях  и до окончания дознания и предварительного следствия с составлением обвинительного дела .

Важно то, что прокурор осуществляет предоставленные ему в законе полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. В своей деятельности он зависит только от действующих на территории РФ законов и обязан осуществлять ее только на основании закона и в соответствии с ним.

Важно отметить, что полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и, реализуя их в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность  непосредственно вмешиваться в  процессуальную деятельность следователя  и дознавателя для того, чтобы  своевременно выявлять и пресекать  допущенные нарушения закона, обеспечить объективное, всестороннее и полное ведение расследования по уголовному делу.

При осуществлении надзора  за процессуальной деятельностью органов  дознания и органов предварительного следствия прокурор обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся  незаконному и необоснованному  уголовно-процессуальному принудительному  воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее  преступление, не избежало установленной  законом ответственности13. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер, направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.

В результате серьезных изменений  произошедших в июне 2007 года, когда  была проведена структурная реорганизация  органов прокуратуры, и Следственный комитет при прокуратуре РФ стал самостоятельным органом,  прокурор уже не имеет прямого влияния  на следователя или руководителя следственного органа как было раннее. Поэтому, согласно ст. 37 УПК, в случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа. В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ  или руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Содержание ч.ч. 2 и 3 ст. 37 УПК РФ позволяет сделать вывод  о обширных полномочиях прокурора  при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов  дознания (ст. 40 УПК РФ) и органов  предварительного следствия (ч. 3, 4 ст.150, ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Для осуществления  этого направления деятельности, прокурор наделен законной возможностью решения возникающих в ходе расследования  вопросов. Требования закона таковы, что  не только деятельность следователя  и дознавателя при производстве по уголовному делу, но и сам процесс  расследования является объектом надзорным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

 

При расследовании уголовного дела по подозрению гражданина Степанова  в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, прокурор района, в котором  производилось расследование,  дал  следователю следующие указания:

Провести осмотр места  происшествия;

Повторно допросить подозреваемого Степанова;

Предъявить Степанову  обвинение;

Применить в отношении  Степанова меру пресечения в виде заключения под стражу.

Следователь сообщил прокурору, что отказывается выполнять его  указания, так как первоначальный осмотр места происшествия был произведён полно; повторный допрос Степанова  нецелесообразен, так как ранее  Степанов отказался давать показания  на основании ст. 51 Конституции РФ;  для предъявления обвинения нет  оснований; отсутствуют основания  для применения меры пресечения в  виде заключения под стражу.

Правомерны ли действия прокурора ?

Правомерны ли действия следователя?

Каким образом должен был  поступить следователь?

 

 

Согласно ч.2 ст. 37 УПК РФ, прокурор вправе  возвращать уголовное  дело следователю со своими письменными  указаниями в случае  производства дополнительного расследования, изменении  объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления  обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков. Таким образом, указания прокурора  по проведению осмотра места происшествия, повторного допроса подозреваемого Степанова и предъявления обвинения являются правомерными.

Согласно ч.2 ст. 29 УПК РФ, указание о применении в отношении  Степанова меры пресечения в виде заключения под стражу не является правомерным, т.к.  только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога.

Действия следователя  являются не правомерными, т.к. согласно ч.2   ст. 38 УПК РФ следователь  должен был обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция РФ 1993 года
    2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г с изм. и доп.
    3. ФЗ от 17.01.1992 г «О прокуратуре РФ» (в ред. ФЗ от 01.07.2010)
    4. ФЗ от 12.08.1995г «Об оперативно-розыскной деятельности» с изм. и доп.
    5. Приказ Ген.прокурора РФ №48 от 9.08.1996г «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
    6. Приказ Ген.прокурора РФ № 31 от 18.06.1997г «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»
    7. Приказ Ген.прокурора РФ № 39 от 5.07.2009г «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии судебного производства»

 

Научная и учебная  литература:

    1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М., 1999г
    2. Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Законность, 1997,- №2
    3. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. Екатеринбург, 1994
    4. Кузнецов И. Прокурорский надзор за соблюдением законности в органах внутренних дел. Законность, 2003. - №3.
    5. Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. СПб., 1997.
    6. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник; под.ред. А.А.Чувилева. – М., 1999.
    7. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник, под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2004.

1 Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования / О.А.Кожевников, Екатеринбург, 1994, С.9

2 Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности/ А.Ф.Козусев/ Законность, 1997,- №2. С.6

3 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2010)

4 Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования / О.А.Кожевников, Екатеринбург, 1994, С.17

5 Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (ред. от от 16.03.2006 N 13,с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ

от 05.07.2002 N 39)

6 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник, под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2004. С.21

7 Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / В.Н.Осипкин. – СПб., 1997.С.35

8 Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности/ А.Ф.Козусев/ Законность, 1997,- №2. С.27

9 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник; под.ред. А.А.Чувилева. – М., 1999.С. 43

10 Кузнецов И. Прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / И.кузнецов // Законности, 2003. - №3. С. 65.

11 Басков В.И. Курс прокурорского надзора / В.И.Басков. – М., 1999. С. 78.

12 Кузнецов И. Прокурорский надзор за соблюдением законности в органах внутренних дел / И.Кузнецов // Законность, 2003. - №3. С. 20.

13 Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования / Екатеренбург, 1994. С. 36.

 


Информация о работе Контрольная работа по прокурорскому надзору