Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 12:25, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность. В последние годы тема политической коррупции приобрела особую актуальность. Масштаб распространения этого явления во властных и политических институтах позволяет характеризовать политическую коррупцию как неотъемлемый атрибут их повседневной деятельности. Политическая коррупция в России охватила все ветви и институты государственной власти, местного самоуправления и являются главным препятствием на пути дальнейшего развития нашей страны как демократического государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ . ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ .1. Коррупция как социально-политическое явление .2. Причины и последствия коррупции в сфере государственного управления .3. Виды и формы политической коррупции . АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ .1. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией .2. Антикоррупционная политика Российской федерации . ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ .1. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в российской системе государственного управления .2. Возможные стратегии противодействия коррупции в России ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проведенный анализ особенностей
борьбы с коррупционными преступлениями
в Японии, Сингапуре, Южной Корее, Италии,
США и других странах позволяет сформировать
представление об основах передовой национальной
антикоррупционной стратегии, развитие
которой необходимо в сегодняшней России.
2.2 Антикоррупционная
политика Российской федерации
Антикоррупционная политика
заключается в разработке и осуществлении
разносторонних и последовательных мер
государства и общества по устранению
(минимизации) причин и условий, порождающих
и питающих коррупцию в разных сферах
жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного
противодействия ей имеет свойство расширяться
и мимикрировать, необходимо, чтобы со
временем была выделена антикоррупционная
функция государства как одна из его базовых
задач.
Целью антикоррупционной политики
является снижение уровня коррупции и
обеспечение защиты прав и законных интересов
граждан, общества и государства от угроз,
связанных с коррупцией, реализацией такой
задачи, как мониторинг коррупции.
Согласно федеральному закону
Российской Федерации «О противодействии
коррупции», основными направлениями
противодействия коррупции являются:
[24]
проведение единой государственной
политики в сфере противодействия коррупции;
создание механизма взаимодействия
правоохранительных и других государственных
органов с общественными и парламентскими
комиссиями по вопросам противодействия
коррупции, а также с гражданами и институтами
гражданского общества;
принятие законодательных, административных
и других мер, направленных на привлечение
государственных и муниципальных служащих,
а также граждан к более активному участию
в противодействии коррупции, на формирование
в обществе негативного отношения к коррупционному
поведению;
совершенствование системы
и структуры государственных органов,
создание механизмов общественного контроля
над их деятельностью;
введение антикоррупционных
стандартов, то есть установление для
соответствующей области деятельности
единой системы запретов, ограничений
и разрешений, обеспечивающих предупреждение
коррупции в данной области;
унификация прав и ограничений,
запретов и обязанностей, установленных
для государственных служащих, а также
для лиц, замещающих государственные должности
Российской Федерации;
обеспечение доступа граждан
к информации о деятельности федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение независимости
средств массовой информации;
неукоснительное соблюдение
принципов независимости судей и невмешательства
в судебную деятельность;
совершенствование организации
деятельности правоохранительных и контролирующих
органов по противодействию коррупции;
совершенствование порядка
прохождения государственной и муниципальной
службы;
обеспечение добросовестности,
открытости, добросовестной конкуренции
и объективности при размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных или
муниципальных нужд;
устранение необоснованных
запретов и ограничений, особенно в области
экономической деятельности;
совершенствование порядка
использования государственного и муниципального
имущества, государственных и муниципальных
ресурсов (в том числе при предоставлении
государственной и муниципальной помощи),
а также порядка передачи прав на использование
такого имущества и его отчуждения;
повышение уровня оплаты труда
и социальной защищенности государственных
и муниципальных служащих;
укрепление международного
сотрудничества и развитие эффективных
форм сотрудничества с правоохранительными
органами и со специальными службами,
с подразделениями финансовой разведки
и другими компетентными органами иностранных
государств и международными организациями
в сфере противодействия коррупции и розыска,
конфискации и репатриации имущества,
полученного коррупционным путем и находящегося
за рубежом;
усиление контроля над решением
вопросов, содержащихся в обращениях граждан
и юридических лиц;
передача части функций государственных
органов саморегулируемым организациям,
а также другим негосударственным организациям;
сокращение численности государственных
и муниципальных служащих с одновременным
привлечением на государственную и муниципальную
службу квалифицированных специалистов;
повышение ответственности
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и их должностных
лиц за непринятие мер по устранению причин
коррупции;
оптимизация и конкретизация
полномочий государственных органов и
их работников, которые должны быть отражены
в административных и должностных регламентах.
Акты по вопросам противодействия,
какие имеют прямые или косвенные поручения,
полномочия, меры по организации антикоррупционной
работы в федеральном органе:
Указ Президента РФ от 21.07.2010
№ 925 «О мерах по реализации отдельных
положений федерального закона «О противодействия
коррупции»;
Указ Президента РФ от 01.07.2010
№ 821 «О Комиссии по соблюдению требований
к служебным поведением федеральных государственных
служащих и урегулирования конфликта
интересов»;
Распоряжение Президента РФ
от 29.06.2010 № 435-рп « Об организации в 2010
году повышения квалификации федеральных
государственных служащих, в должностные
обязанности которых входит участие в
противодействие коррупции»;
Указ Президента РФ от 13.04.2010
№ 460 «О Национальной стратегии противодействия
коррупции и национального плану противодействия
коррупции на 2010-2011 годы»;
Указ Президента РФ от 31.03.2010
№ 396 «О внесение изменений в состав Совета
при Президенте РФ по противодействия
коррупции и в состав президиума этого
Совета, утвержденные указом Президента
РФ от 19 мая 2008 г. № 815»;
Федеральный закон от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействия коррупции»;
Федеральный закон от 25.12.2008
№ 274-ФЗ «О внесение изменений в отдельные
законодательные акты РФ в связи с принятием
федерального закона «О противодействия
коррупции»»;
Федеральный закон от 25.12.2008
№ 280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные
законодательные акты РФ в связи с ратификацией
Конвенции ООН против коррупции от 31 октября
2003 года и Конвенция об уголовной ответственности
за коррупцию от 27 января 1999 года и принятие
федерального закона « О противодействия
коррупции»;
Указ Президента РФ от 19.05.2008
№ 815 «О мерах по противодействия коррупции».
3. ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРУПЦИИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
.1 Проблемы и
перспективы борьбы с коррупцией
в российской системе государственного
управления
В 2011 году наибольшее количество
преступлений, совершенных против государственной
власти, интересов государственной службы
и службы в органах местного самоуправления,
выявлено в сферах государственного управления
(11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования
(6,6 тыс.).
В суды направлены обвинительные
материалы коррупционной направленности
в отношении 255 выборных глав муниципальных
образований, 253 работников муниципальных
учреждений и предприятий. В отношении
работников здравоохранения и социального
обеспечения возбуждено 1990 уголовных
дел, около 2 тыс. уголовных дел - в сфере
образования и науки, 302 дела - в отношении
работников ЖКХ. Зарегистрировано почти
полторы тысячи преступлений, связанных
с коммерческим подкупом, на сумму более
150 млн. рублей, однако осуждено всего 250
человек.
Уголовные дела возбуждены в
отношении 4 действующих и бывших заместителей
губернаторов, 4 депутатов региональных
законодательных собраний, 16 министров
и их заместителей, а также 13 заместителей
руководителей органов исполнительной
власти Российской Федерации.
Важным шагом в реализации антикоррупционной
политики стало создание по инициативе
Президента Российской Федерации в январе
2012 года межведомственной рабочей группы
по пресечению незаконных финансовых
операций. Она сформирована с участием
представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры
России, Росфинмониторинга, Центрального
банка и Следственного комитета Российской
Федерации. Среди главных задач этого
нового антикоррупционного органа - отслеживание
путей и схем вывода денег, прежде всего,
из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация
контроля над сделками, проводимыми через
банки.
Следует отметить, что при осуществлении
коррупционной деятельности используются
разнообразные механизмы: политические
и социальные (давление, уступки, игры
на человеческих слабостях и честолюбии),
экономические (подкуп, взятка, материальная
выгода), механизмы шантажа и угроз, а также
шпионажа и иной противоправной деятельности,
которые в совокупности представляют
собой сложнейшую систему.
Характерной особенностью современного
состояния не только России, но и всего
мирового сообщества является высокая
динамика развития форм и методов преступности,
в том числе и коррупции, рост числа преступлений
с применением мощного интеллектуального
потенциала и возможностей новейших информационных
и иных технологий и средств.
Эксперты отмечают, что, несмотря
на все принимаемые меры, в России уровень
коррупции в последние три года вырос.
Так считают более 47% россиян, почти 30%
из них заявили, что уровень коррупции
повысился значительно.
Тенденцию к росту коррупции
подтверждают результаты социологического
опроса, проведенного по поручению Общественной
палаты Российской Федерации. Хуже всего
респондентами оценена ситуация в сфере
ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию
стали правоохранительные органы - полиция,
прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные
органы лидируют среди сообщений, собранных
Общественной палатой за все годы своей
деятельности. Также критически гражданами
оцениваются меры, направленные на борьбу
с коррупцией. По данным Института социологии
РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают,
что принятые антикоррупционные меры
не улучшают ситуацию. Удачной борьбу
с коррупцией считают только 2% россиян.
В честность чиновничьих деклараций о
доходах верит только 1% граждан.
Начиная с 2008 года, руководство
нашей страны принимает целенаправленные
меры по борьбе с коррупцией. Инициировано
принятие пакета антикоррупционных федеральных
законов.
Особую значимость имеет Федеральный
закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=82959;fld=134>
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции». Закон определяет, что противодействие
коррупции - деятельность федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Федерации,
органов местного самоуправления, институтов
гражданского общества, организаций и
физических лиц в пределах их полномочий.
Эта деятельность включает в
себя меры:
по предупреждению коррупции,
в том числе по выявлению и последующему
устранению причин коррупции (профилактика
коррупции);
по выявлению, предупреждению,
пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба
с коррупцией);
по минимизации или ликвидации
последствий коррупционных правонарушений.
Данный Федеральный закон унифицирует
правовой механизм борьбы с коррупцией,
придает правовому порядку большую системность.
Тем не менее, эксперты отмечают
ряд проблем в антикоррупционном законодательстве.
Среди них:
множественность, обилие и разнородность
нормативных правовых актов и правовых
норм, регулирующих правовой механизм
борьбы с преступностью, в том числе с
коррупцией;
малозначительность нормативных
правовых актов, непосредственно регулирующих
механизм борьбы с организованной преступностью
и коррупцией;
отсутствие системности и внутренней
связи между различными нормативными
правовыми актами и правовыми нормами,
имеющими единый предмет правового регулирования;
рост числа предписывающих и
разрешительных правовых норм;
малозначительность законодательных
актов, регулирующих борьбу с коррупцией,
приоритет правового регулирования этой
борьбы подзаконными, ведомственными
нормативными правовыми актами;
второстепенность и производность
государственно-правовой роли правоохранительных
органов, органов полиции и милиции в борьбе
с коррупцией;
отсутствие нормативных правовых
актов и норм права, непосредственно устанавливающих
обязанности и полномочия этих органов
в этой сфере;
В Национальной стратегии противодействия
коррупции определены механизмы ее реализации,
которые, безусловно, способствуют решению
многих проблем в законодательном обеспечении
реализации антикоррупционных мер.
правовых актов федеральных
государственных органов, органов государственной
власти субъектов Федерации и муниципальных
правовых актов в соответствие с требованиями
федеральных;
правовых актов органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в соответствие с требованиями федеральных
законов и нормативных правовых актов
федеральных государственных органов
по вопросам противодействия коррупции;
муниципальных правовых актов
в соответствие с требованиями федеральных
законов, нормативных правовых актов федеральных
государственных органов и нормативных
правовых актов органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по вопросам противодействия коррупции.
. Признано необходимым
обеспечение неотвратимости ответственности
за коррупционные правонарушения
и объективного применения законодательства
Российской Федерации.
. Подтверждено, что средства
массовой информации должны быть
независимыми. Им следует оказывать
содействие в широком и объективном
освещении положения дел в
области противодействия коррупции.
Установлено, что в целях формирования
антикоррупционной правовой культуры
в обществе и вовлечения в
работу по противодействию коррупции
институтов гражданского общества
необходимо широкое и объективное
информирование общества именно
через СМИ.