Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств
1.1.Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………………………………………………5
1.2.Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….7
Глава 2.Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1.Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта …………………………………………………13
2.2.Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….16
2.3.Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………….42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… |
3 | ||
Глава 1. |
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств |
||
1.1. |
Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений……………………………………………… |
5 | |
1.2. |
Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………. |
7 | |
Глава 2. |
Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств |
||
2.1. |
Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта ………………………………………………… |
13 | |
2.2. |
Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………. |
16 | |
2.3. |
Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………….. |
32 | |
Заключение…………………………………………………… |
39 | ||
Список использованной литературы……………………………………. |
42 |
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.
Родовым объектом преступлений, включенных в главу 27 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта - состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий.
Предмет преступления - транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному - авиационный.
Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную
ответственность за нарушение
правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных
2. Дать общую характеристику
преступного нарушения правил
дорожного движения и
1.1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений.
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Глава, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.
Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений1.
В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:
Объединение этих преступлений
в самостоятельную главу
1.2. Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.
Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьями 264 Уголовного Кодекса РФ.
Ст. 264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и эксплуатации3.
Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под "правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Другими словами, названные в ст.264 УК РФ "правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Поэтому важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации4.
Такая неисправность не названа
в Перечне неисправностей и условий,
при которых запрещается
Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управление автомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при рассмотрении конкретных дел.
Для наступления уголовной
В настоящее время закон
К первому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам5.
По ч.1 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой, настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Максимальное наказание по ч. 1 ст. 264 УК РФ - лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового. Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важных значения.
Во-первых, в соответствии
со ст. 15 УК РФ такие действия признаются
преступлением небольшой
По ч.2 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека лицом, находящимся в состоянии опьянения;
По ч.3 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности смерти человеку. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые, однако, остались живы, квалификация действий водителя не меняется;
По ч.4 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения;
По ч. 5 ст.264 квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушение повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а также число других пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующего значения. По этой норме уголовного права предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.
Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств