Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств

1.1.Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………………………………………………5

1.2.Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….7
Глава 2.Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1.Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта …………………………………………………13

2.2.Преступления, непосредственно связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….16
2.3.Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………..32
Заключение…………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по уголовному праву 3 курс.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1.

Нарушение правил дорожного  движения и эксплуатация транспортных средств 

 
 

1.1.

Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений………………………………………………

5

 

1.2.

Основания уголовной  ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….

7

Глава 2.

Общая характеристика преступного  нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 
 

2.1.

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта …………………………………………………

13

 

2.2.

Преступления, непосредственно  связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств…………………………………….

16

 

2.3.

Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств……………………..

32

Заключение…………………………………………………………………

39

Список использованной литературы…………………………………….

42


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько  раз превышают ущерб от железнодорожных  катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.

 

Родовым объектом преступлений, включенных в главу 27 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок. Видовым объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Безопасность движения и эксплуатации транспорта - состояние защищенности процесса движения указанных видов транспорта, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий.

Предмет преступления - транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному - авиационный.

Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности  за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить  следующие задачи:

1. Изучить уголовную  ответственность за нарушение  правил дорожного движения и  эксплуатации транспортных средств.

2. Дать общую характеристику  преступного нарушения правил  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств.

ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

1.1. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений.

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в IX разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.

Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной  частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе  глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений1.

В 27 главе УК предусмотрены такие  преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263);
  • нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264);
  • недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267);
  • нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268);
  • нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269);
  • неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие (ст. 270);
  • нарушение правил международных полетов (ст. 271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено  их посягательством на единый родовой  объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих  ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.

Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьями 264 Уголовного Кодекса РФ.

Ст. 264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой "правила дорожного движения и эксплуатации3.

Поскольку речь идет об основаниях уголовной  ответственности, под "правилами  дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Другими словами, названные в ст.264 УК РФ "правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях  Правил и не противоречить им.

Поэтому важно подчеркнуть, что  в вину водителю могут быть вменены  только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации4.

Такая неисправность не названа  в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД). Названный выше Перечень является приложением к этим Основным положениям.

Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют  в вину управление автомобилем с  техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при  рассмотрении конкретных дел.

Для наступления уголовной ответственности  недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения. Необходимо, чтобы  это нарушение повлекло за собой  наступление последствий, предусмотренных  уголовным законом. Следовательно, вторым обязательным условием уголовной ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекло.

В настоящее время закон предусматривает  два вида последствий, каждому из которых соответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.

К первому виду последствий относятся  тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам5.

По ч.1 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой, настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.  Максимальное наказание по ч. 1 ст. 264 УК РФ - лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового. Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важных значения.

Во-первых, в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п. "а" Уголовного Кодекса РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима.

По ч.2 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека лицом, находящимся в состоянии опьянения;

По ч.3 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности смерти человеку. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые, однако, остались живы, квалификация действий водителя не меняется;

По ч.4 ст.264 УК РФ деяние предусмотренное частью первой настоящей статьи, квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, причинение по неосторожности смерти человеку лицом, находящимся в состоянии опьянения;

По ч. 5 ст.264 квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушение повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а также число других пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующего значения. По этой норме уголовного права предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения и эксплуатация транспортных средств