Нарушение правил обращения с оружием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: комплексный уголовно-правовой анализ нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
Задачи работы:
1. Определить объект нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.
2. Проанализировать предмет нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Содержание

Введение 3
1. Объективные признаки нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 5
1.1. Объект нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 5
1.2. Предмет нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 8
1.3. Объективная сторона нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 13
2. Субъективные признаки нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 20
2.1. Субъект нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 20
2.2. Субъективная сторона нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих 22
Заключение 24
Список использованных источников 27

Вложенные файлы: 1 файл

Нарушение правил обращения с оружием и предметами представляющими повышенную опасность для окружающих.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

На современном этапе развития нашего общества Вооруженные Силы РФ переживают сложный период реформирования. Негативные процессы, связанные с перестройкой общественных отношений, правовым нигилизмом, коснулись и Вооруженных Сил. Свое влияние оказывает и криминогенная обстановка в России. Сопоставляя общие данные о преступности в стране и преступности военнослужащих, можно говорить, что они тесно взаимосвязаны, как и причины преступности военнослужащих отражают причины преступности в целом.

В подобных условиях особую значимость приобретает вопрос сохранения жизни и здоровья военнослужащих, обеспечения сохранности военного имущества и недопущение наступления иных тяжких последствий в условиях поддержания постоянной боеготовности и боеспособности войск.

Военная служба предполагает обращение военнослужащих с ядерным и другими видами оружия массового поражения, различными видами обычного оружия, боеприпасами повышенной мощности, взрывчатыми, радиоактивными веществами, а также другими веществами и предметами, предназначенными для поражения живой силы и техники противника, обладающими огромной разрушительной силой и представляющими вследствие этого повышенную опасность для окружающих. Вместе с тем данные военно-технические средства в мирное время должны использоваться исключительно по своему предназначению, в условиях, обеспечивающих безопасность людей и сохранность материальных средств, что требует соблюдения особых мер безопасности в целях максимального снижения возможности причинения вреда гражданам, общественным и государственным интересам, обороноспособности страны. В связи с вышесказанным порядок обращения с указанными военно-техническими средствами детально урегулирован и строго регламентирован в различных нормативных актах военного законодательства. Неукоснительное соблюдение порядка обращения с оружием, боеприпасами и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, дает гарантию безопасности при обращении с ними.

Основным нормативно-правовым источником, регулирующим отношения в сфере уголовно-правовой охраны обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность, является Уголовный кодекс Российской Федерации.

Среди ученых-правоведов вопросами рассматриваемого состава занимались Т.О. Кошаева, Х.М. Ахметшин, С.Н. Шарапов, А.Л. Иванов и др., что говорит о достаточно высокой степени разработанности заявленной темы.

В данной работе попытаемся дать комплексную оценку имеющимся правовым позициям по вопросам нарушения порядка обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, что является непосредственным объектом исследования.

Объектом работы: уголовно-правовые отношения, возникающие при нарушении правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Предмет работы: уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, подходы к их доктринальному толкованию, практика их применения.

Цель работы: комплексный уголовно-правовой анализ нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

Задачи работы:

1. Определить объект нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

2. Проанализировать предмет нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

3. Исследовать объективную сторону нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

4. Дать характеристику субъекта нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

5. Рассмотреть вопрос о субъективной стороне нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих.

 

 

1. Объективные признаки нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

 

1.1. Объект нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

 

Объект преступления относится к числу тех элементов преступления, которые, как правило, в самом уголовном законе не указываются, но, безусловно, подразумеваются. Содержание его устанавливается главным образом путем толкования текста закона. Для обозначения объекта преступления используются различные приемы законодательной техники. Например, дается обобщенный перечень охраняемых ценностей в статьях, определяющих задачи уголовного законодательства, называются конкретные блага в названиях разделов, глав, статей УК РФ1, указывается объект при описании общественно опасных последствий и так далее.

Преступление, предусмотренное ст. 349 УК РФ, – нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, отнесено законодателем к категории воинских. Следует отметить, что к настоящему времени сложилось два основных подхода к определению родового объекта воинских преступлений. Одни авторы, в числе которых Г.Н. Борзенков, В.С. Комиссаров, к родовому объекту воинского преступления относят «порядок прохождения военной службы, основанный на Конституции РФ и установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уставами Вооруженных Сил и иными военно-правовыми актами»2. Необходимость уголовно-правовой охраны названного объекта объясняется тем, что порядок прохождения военной службы призван обеспечивать постоянную готовность Вооруженных Сил обеспечивать безопасность страны.

Такое понимание родового объекта воинского преступления следует из законодательного определения преступлений против военной службы, закрепленного в ч. 1 ст. 331 УК РФ, а также связано с господствующей в теории уголовного права концепцией объекта преступления как общественного отношения.

Между тем, в современной уголовно-правовой науке все чаще предлагаются иные трактовки объекта преступления. Отмечается нецелесообразность использования социально-философской категории общественных отношений для обозначения объекта преступления, поскольку она не отражает свойств объекта преступления. Объект преступления предлагается рассматривать как охраняемую уголовным законом ценность, благо. Обозначенные идеи получили свое распространение и среди исследователей воинских преступлений, отдельные представители которых в качестве объекта преступлений против военной службы называют военную безопасность. В частности А.А. Тер-Акопов отмечает, что определение в качестве объекта воинских преступлений порядка прохождения военной службы придает соответствующим деяниям оттенок формальности, «создает впечатление, что опасность воинских преступлений – в нарушении порядка, правил военной службы, не позволяет видеть их действительного смысла, выражающегося в том, что они (деяния) причиняют ущерб боевой способности войск, а следовательно, военной безопасности страны»3.

На наш взгляд, оба приведенных подхода к определению родового понятия преступлений против военной службы не только не исключают, но, напротив, дополняют друг друга. Функциональным предназначением военной службы является обеспечение военной безопасности государства. Военная безопасность представляет собой состояние защищенности конституционного строя, независимости, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации от внешних и внутренних военных угроз, обеспечиваемое подготовкой к вооруженной защите и непосредственно вооруженной защитой со стороны военной организации государства. В целях надлежащего решения этой задачи необходимо устанавливать и строго соблюдать порядок прохождения военной службы. Порядок прохождения военной службы, как справедливо отмечает О.К. Зателепин, «выступает правовой формой обеспечения военной безопасности»4.

Таким образом, роль родового объекта преступлений против военной службы выполняет порядок военной службы, призванный обеспечивать военную безопасность и обороноспособность страны.

Необходимо отметить, что в ч. 1 ст. 2 УК РФ, где перечисляются защищаемые уголовным законом ценности, ни общий правопорядок, ни порядок прохождения военной службы в качестве таковых не указываются. По существу получается, что порядок прохождения военной службы, о котором говорится в ч. 1 ст. 331 УК РФ, не вписывается, в систему социальных ценностей, охраняемых уголовным законом. Ч. 1 ст. 2 УК РФ упоминает о таком объекте уголовно-правовой охраны как общественная безопасность. Однако, как следует из ст. 1 Федерального закона «О безопасности» безопасность государства, к которой относится и военная безопасность, а также общественная безопасность являются самостоятельными разновидностями родового понятия «безопасность»5. В связи с этим полагаем, что приведенный в ч. 1 ст. 2 УК РФ общий перечень объектов уголовно-правовой охраны нуждается в уточнении.

Порядок прохождения военной службы как родовой объект воинских преступлений подразделяется на виды, то есть конкретные сферы военно-служебной деятельности, где решаются конкретные задачи обеспечения военной безопасности. Критерием такого разделения выступает видовой объект преступлений против военной службы, общий для нескольких преступлений. 

В литературе предлагается несколько вариантов классификации воинских преступлений, а значит и определения их видового объекта. Так, Г.Н. Борзенков, В.С. Комиссаров в качестве видовых объектов преступлений против военной службы называют порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК РФ); порядок пребывания на военной службе (ст. 337-339 УК РФ); порядок несения специальных видов военной службы (ст. 340-345 УК РФ); порядок сбережения военного имущества (ст. 346-348 УК РФ); порядок эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК РФ)6.

А.А. Тер-Акопов разделяет порядок прохождения военной службы на общий и специальный. Под общим порядком автор понимает порядок, единый для всех военнослужащих, который урегулирован преимущественно Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Такой порядок нарушают воинские преступления, предусмотренные в ст.ст. 332-339, 345-348 УК РФ. Специальный правопорядок – это специальные отношения, устанавливаемые в особых сферах военно-служебной деятельности, связанные с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих. Такие отношения регулируются не только Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, но и иными нормативными правовыми актами. К преступлениям специального характера относят деяния, предусмотренные в ст.ст. 340-344, 349-352 УК РФ7.

На наш взгляд, первый подход к разделению на виды воинских преступлений является более предпочтительным, поскольку он лучше позволяет уяснить специфику видового объекта уголовно-правовой охраны. Таким образом, видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ, следует признать порядок эксплуатации военно-технических средств.

Непосредственным объектом рассматриваемого состава является установленный порядок обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, техники или иных материальных ценностей. Дополнительными непосредственными объектами преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ, выступают здоровье человека и сохранность военного имущества, а в ч. 2, 3 ст. 349 УК РФ – жизнь человека.

Таким образом, родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ, выступает порядок военной службы, призванный обеспечивать военную безопасность и обороноспособность страны; видовым объектом – порядок эксплуатации военно-технических средств. Непосредственный объект рассматриваемого состава характеризуется наличием основного и дополнительного объектов.

 

1.2. Предмет нарушения правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих

 

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 349 УК РФ является наличие предмета преступления, под которым понимаются вещи или иные предметы внешнего мира, а также интеллектуальные ценности, воздействуя на которые, виновный причиняет вред охраняемым законом общественным отношениям.

В качестве предметов, нарушение правил обращения с которыми влечет уголовную ответственность по ст. 349 УК РФ, законодателем названы оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих. Таким образом, предмет рассматриваемого преступления определен в законе собирательным способом, то есть перечислением видовых понятий.

Круг предметов, нарушение правил обращения с которыми образует состав преступления, предусмотренного ст. 349 УК, по сравнению со ст. 251.1 УК РСФСР не изменился. К ним относятся оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих.

Вместе с тем, содержание некоторых из перечисленных понятий в связи с развитием действующего законодательства требует уточнения. В частности, под оружием при рассмотрении дел данной категории традиционно понималось табельное стрелковое, артиллерийское и ракетное оружие, находящееся на вооружении в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях (пистолет, карабин, автомат, пулемет, гранатомет и т.п.). Иные предметы, конструктивно сходные с перечисленными видами оружия, но не предназначенные для поражения живой силы (к примеру, сигнальные пистолеты, спортивное оружие и др.), как правило, к предметам преступления, предусмотренного в ст. 251.1 УК РСФСР, судами не относились.

Соответствующие разъяснения неоднократно давались в обзорах и определениях Военной коллегии.

Такая судебная практика основывалась на существовавшей ранее нормативной базе, характеризовавшейся фактическим отсутствием законодательного регулирования оборота оружия. С принятием 13 декабря 1996 года Федерального закона «Об оружии» значительное число вопросов, возникающих в этой сфере, было разрешено по-новому. В частности, раскрыто понятие оружия, перечислены его виды (классификация) и предназначение. Поскольку бланкетная диспозиция ст. 349 УК понятие и виды оружия не раскрывает, при рассмотрении дел данной категории следует иметь в виду положения названного Федерального закона и иных нормативов в сфере оборота оружия. Между тем, ориентируясь на устаревшую отчасти судебную практику, некоторые суды оставляют упомянутый Закон без внимания, следствием чего являются ошибки и недочеты при рассмотрении уголовных дел.

Информация о работе Нарушение правил обращения с оружием