Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

К настоящему времени принят целый ряд международных правовых документов, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав ребёнка. Существуют документы всеобщего характера, посвящённые положению во всём мире, а также документы регионального характера, относящиеся к тем или иным конкретным регионам с относительно однородной культурой. Существуют соответствующие международные документы, посвящённые общим проблемам уголовного судопроизводства прав человека, и документы специально посвящённые правосудию в отношении прав детей и несовершеннолетних.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по угол.праву.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)
  • Нарушение права на доступность и бесплатность качественного среднего образования (невозможно поступить в образовательное учреждение по месту жительства; нет возможности поступить в «продвинутое» образовательное учреждение, несмотря на достаточные способности; нет возможности учиться в коррекционном классе; не соблюдается принцип добровольности при сборе родительских пожертвований школе; отсутствуют учебники, нет лабораторного оборудования, занятия по информатике проводятся без компьютеров и т.д.).

Особо отметим, что низкое качество образования, предоставляемого целым рядом образовательных учреждений, является серьезнейшей проблемой. Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают начальную школу, едва умеют читать. Системные пороки российского образования и педагогическая некомпетентность учителей приводит к тому, что у подавляющего большинства детей уже в средних классах, а часто и в начальной школе, отсутствует интерес к учебе.

  • Нарушение права на защиту от всех форм насилия, на уважение человеческого достоинства и обращение, не унижающее его (применение родителями и педагогами физического или психического насилия по отношению к детям и подросткам, случаи физического и психического преследования среди школьников).

Заметим, что физическое насилие менее распространено, чем психологическое. Впрочем, за последние годы в районных судах г. Перми было рассмотрено несколько громких дел, связанных с избиениями учителями своих учеников. Что же касается психологического подавления достоинства подростков, то оно в иных образовательных учреждениях стало чуть ли не повседневной практикой школьной жизни. И учителя и ученики часто его даже не идентифицируют. Более того, как показал проведенный на старте проекта «Пермской ассамблеи» социологический опрос, многие родители, работники школы считают применение методов психологического (и даже физического) насилия естественным способом педагогического воздействия. В образовательных учреждениях распространено обращение к учащимся в грубой форме, угрозы, выражение открытого неприятия, постоянная критика части учеников, занижение учителем оценки из-за нарушения учеником дисциплинарных норм или из личной неприязни к нему, преднамеренная физическая или социальная изоляция отдельных учащихся и т.д.

  • Нарушение права на информацию (трудно получить информацию о своих правах и обязанностях, невозможно ознакомиться с Уставом школы, учителя препятствуют ознакомлению со своими оценками в школьном журнале и т.д.).
  • Нарушение свободы выражения учениками своего мнения (учащиеся опасаются высказывать свое мнение, если оно расходится с мнением учителя; снижение отметки по предмету в случае расхождения мнений ученика и учителя - заметим, речь идет об обоснованном мнении, а не о простом упрямстве).
  • Нарушение права на равенство независимо от успеваемости, внешнего вида, национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей между учеником и учителем (учитель к кому-то особо благоволит, а кого-то явно недолюбливает в связи с хорошей или неважной успеваемостью, внешним видом; национальностью, полом, состоянием здоровья, материальным положением родителей, наличием родственных связей между учеником и учителем).
  • Нарушение права на неприкосновенность частной и семейной жизни (в доступных для посторонних источниках, например, в классном журнале, можно найти информацию о частной и семейной жизни, например, о национальности, заболеваниях, семейных проблемах учащегося,  месте работы родителей; учитель публично оглашает сведения, касающиеся частной жизни учащихся и т.п.).
  • Нарушение права на участие учащихся в управлении образовательным учреждением (нет реальной возможности участвовать в управлении образовательным учреждением: органы школьного или ученического самоуправления, а также детские организации либо не существуют, либо действуют формально, не решая реальных управленческих проблем, либо работают как элитарный клуб, в деятельность которого остальные учащиеся вмешаться не могут).
  • Нарушение права на справедливое разрешение конфликтов (в школе отсутствуют четко прописанные процедуры разрешения конфликтов; решения по всем конфликтным ситуациям принимает учитель или директор по своему усмотрению).

 

4. Основные направления предупреждения  преступности и защиты прав  несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровне.

 

 

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения  преступности не имеет  вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено  многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин  не «борьба», а «предупреждение».1

Так, государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения  преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы иметь своим особым объектом детей. Национальная политика нашего государства  в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательных по выполнению: Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в Указе Президента РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об  обеспечении  выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденной Указом Президента РФ от 18.08.94г.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей, является компонентом общей политики государства в сфере предупреждения преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии. Эта особенность придает специфику целям  политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны,  ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.

 С позиции формулирования  цели не вызывает сомнения  решения одной из важнейших  задач при разработке концепции  ювенальной юстиции – обоснование  комплексного характера правосудия  по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются  в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности за совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики).2

Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

    • социальная профилактика (меры,  направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности – быта, образования, труда, досуга).
    • Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).
    • Криминологическая профилактика (меры,  направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).
    • Виктимологическая профилактика (меры,  направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).
    • Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствам уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого – обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

    • разработка критериев определения профилактического потенциала права;
    • расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О занятости населения РФ».
    • Увеличение числа профилактических норм в УПК РФ;
    • Разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;
    • Разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Политика предупреждения преступности, а также защиты прав несовершеннолетних, имеет три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом  несовершеннолетних как особой  группы населения, которая нуждается  в повышенной защите.

    • Уважение основополагающих принципов прав ребенка;
    • Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;
    • Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;
    • Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2. Подход к проблеме с учетом  ее приоритетности:

-  решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества.

    • последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма.
    • Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних.
    • Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.
  1. Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:
    • Усиление профилактического потенциала права.
    • Принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних.
    • Поэтапное создание комплексной системы правосудия для несовершеннолетних.
    • Специализация следователей, прокуроров, судей.
    • Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.
    1. Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.
    • Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.
    • Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.
    • Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.
    1. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.
    • Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.
    • Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.
    • Создание единого пространства профилактики.
    • Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.
    1. Подход к проблеме с учетом региональных условий.
    • Оценка криминогенной ситуации.
    • Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.
    • Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.
    • Принятие законов и иных подзаконных актов.
    • Согласование программ предупреждения преступности на региональном уровне с программами  потребностями на местном уровне.3

 

Из вышесказанного следует, защита прав  и соблюдение законности в отношении несовершеннолетних, одна из первостепенных задач, касающихся  профилактики и преступности несовершеннолетних в целом.

 

 

5.  Комиссия по делам и защита  прав несовершеннолетних: задачи  и функции.

 

 

 

Комиссия по делам несовершеннолетних является органом, который, в первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений среди  несовершеннолетних, а также охраной прав несовершеннолетних.4 Поэтому систему работы КДН можно представить следующим образом:

  1. Работа с родителями или лицами, их заменяющими, в виде вынесения общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей (ограничение в дееспособности, лишение родительских прав).
  2. Выявление негативной роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную деятельность.
  3. Работа по профилактике преступлений несовершеннолетних правонарушителей:

- учет правонарушителей;

- установление причин совершения  преступлений;

- пути устранения этих причин.

В современный период правонарушение несовершеннолетнего  рассматривается  как свидетельство недостатков в воспитательной работе, а  совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории города  Очёр - как серьезный показатель недостатков проводимой здесь воспитательной и профилактической работы. В профилактике и ликвидации  правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности. Одной  из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической работе с подростками является КДН при городской администрации.

КДН - государственный орган. Ее деятельность носит  организационный и правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. Почти все лица, входящие в состав комиссии- представители государственных органов  и общественных организаций - выполняют свои обязанности безвозмездно.5

Главными задачами КДН являются:

  1. Организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних.
  2. Устройство и охрана прав и интересов несовершеннолетних.
  3. Координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам.
  4. Рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.
  5. Осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.
  6. Комиссия систематически информирует о своей работе общественные организации и коллективы. Состав КДН постоянен. Недопустима временная замена члена КДН другим лицом. Как показала практика работы в КДН, при существующем объеме работы комиссии одними силами общественности невозможно обеспечить эффективность ее деятельности, объем работы все больше увеличивается.

Информация о работе Обеспечение и соблюдение прав и свобод несовершеннолетних