Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:32, курсовая работа
Образование прокуратуры в эпоху Петра I явилось продолжением его реформ государственного управления, в которых ведущую роль играло создание Правительствующего Сената и коллегий (будущих министерств). Новые органы власти, создаваемые волею монарха, и осуществлявшие ее должностные лица во многом впитали в себя худшие черты своих предшественников,
Исторические предпосылки образования прокуратуры в России….стр.3
Основные этапы развития прокуратуры в России………………...стр.5
Концепция развития системы прокуратуры Российской Федерации на современном этапе……………………………………………………стр.12
Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации…………………………………………………………….стр.19
Задача прокуратуры
— дополнить судебную форму защиты
прав граждан; компенсировать издержки
становления института
Результативность надзора за соблюдением прав и интересов граждан должна стать определяющим критерием оценки деятельности всей прокурорской системы.
7.
Расширение правовых и
Между тем надзор за исполнением законов в сфере экономических отношений и расширение возможностей прокурора на данном участке деятельности относятся к числу наиболее важных направлений работы органов прокуратуры. Задача состоит в том, чтобы существенно повысить эффективность прокурорского надзора за исполнением законов в экономике. Поле деятельности здесь фактически необозримое. Это прежде всего обеспечение законности в сфере финансов и налогов, пресечение нарушений законов в базовых секторах экономики, включая охрану государственной собственности, природных ресурсов, в землепользовании, внешнеэкономической деятельности, в добывающих отраслях.
Необходимо преодолевать попытки определенных заинтересованных кругов ослабить влияние прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики. Следует также дать четкое законодательное определение предмета такого надзора, а также наиболее приемлемых и действенных форм прокурорского вмешательства по проверке и выявлению экономических правонарушений.
8.
Реформирование «общенадзорной»
Одно из важнейших направлений совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов в современных условиях развития ведомственного и местного нормотворчества - активизация надзора за соответствием многочисленных правовых актов законам Российской Федерации. Поскольку в предмет такого надзора законодатель не включил коммерческие и некоммерческие организации, представляется необходимым внести поправку в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», указав, что в предмет прокурорского надзора входят государственные, муниципальные, коммерческие и некоммерческие предприятия и организации всех организационно-правовых форм.
Необходимо путем внесения соответствующих дополнений в указанный закон восстановить право прокурора возбуждать дисциплинарное преследование правонарушителей и выносить официальное предостережение прокурора должностным лицам, допустившим правонарушения. Эти и другие подобные меры, как показала практика, — весьма эффективные средства борьбы с нарушениями закона.
9.
Расширение функции
Многообразие задач координации, круга ее участников, характера их деятельности обусловливает необходимость более развернутого законодательного регулирования осуществляемой прокуратурой функции координации, нежели это сделано в ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Функция координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов должна быть выделена в этом законе в самостоятельный раздел. В нем следует определить предмет ведения прокуратуры по координации, основные параметры правового статуса прокуроров как координаторов, их полномочий и правовых средств реализации рассматриваемой функции.
Правовое регулирование вопросов координации деятельности правоохранительных органов должно быть существенно расширено. Целесообразной в этой связи представляется подготовка «Основ координации деятельности государственных органов по борьбе с преступностью».
10.
Обеспечение более тесной
Взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и обоюдного профессионального контроля с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.
Органы прокуратуры при этом должны ориентироваться на обращения в суд как наиболее эффективную форму защиты прав граждан. Контроль суда за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения на предварительном следствии, как и контроль прокурора за законностью судебных решений развития российской прокуратуры путем их опротестования в вышестоящие суды, не могут рассматриваться как способы ограничения их независимости.
Вместе с тем очевидно, что «гипертрофированная самостоятельность и независимость любой ветви власти, включая судебную, чревата бесконтрольностью и произволом». Любой государственный орган, лишенный внешней профессиональной оппонентуры и внешнего контроля, склонен к перерождению. Следовательно, взаимный контроль прокуратуры и суда за законностью процессуальных действий и решений совершенно необходим. Это, естественно, должно найти свое отражение в действующем законодательстве.
§ 4. Концептуальные положения развития прокуратуры Российской Федерации.
Как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства на переходном этапе.
По какому пути пойдет в будущем развитие Российской прокуратуры зависит от многих факторов и в первую очередь от таких:
• какая
модель развития капитализма будет
взята за основу в России, т.е. будет
ли преобладать модель частного капитализма
или будет избрана модель так
называемого народного
• будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, преобладать национальная идея, направленная на всяческое усиление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи и в конечном итоге на спасение россиян. С учетом сложившихся неблагополучных реалий именно спасение россиян становится основной, преобладающей национальной идеей;
• как в будущем пойдет процесс становления новой российской государственности, развития федеративных отношений и, в частности, какой объем прав получат субъекты Федерации и какие полномочия останутся за центром, и как это скажется на структуре законодательства;
• по каким
направлениям будет идти судебная реформа
и к каким позитивным результатам
она может привести в плане
защиты прав и свобод граждан, как
будут перераспределятся
• будет ли учитываться позитивный опыт организации и деятельности Российской прокуратуры, накопленный ею за многие десятилетия своего существования.
Национальным
интересам России, интересам законопослушной
части граждан соответствует, чтобы
прокуратура РФ оставалась федеральным,
централизованным надзорным органом
и органом уголовного преследования
с оставлением за нею всех функций,
определенных Конституцией и Законом
о прокуратуре, и чтобы она
в дальнейшем развивалась в первую
очередь как орган надзорного
типа. Следует заметить, что функция
надзора за исполнением законов
присуща всем государствам, и она
вызвана объективными потребностями
добиться надлежащего исполнения законов,
без чего невозможно нормальное функционирование
государств. Но в разных странах
функция надзора за исполнением
законов возложена на различные
по своей структуре и назначению
органы. Исторически так сложилось,
что в России функция надзора
за исполнением законов
Учитывая, что
только сильное в политическом и
экономическом отношении
Получат дальнейшее развитие все отрасли надзора и участки деятельности прокуратуры, однако в зависимости от происходящих в стране преобразований, новых задач, встающих перед обществом, будут уточняться приоритеты, задачи, пределы отраслей надзора и участков деятельности прокуратуры, полномочия прокуроров.
Все более приоритетное значение будет приобретать международное сотрудничество прокуратуры РФ с органами прокуратуры, иными правоохранительными органами зарубежных стран, международными организациями.
Дальнейшее
углубление получит деятельность Координационного
Совета генеральных прокуроров стран
СНГ, особенно в деле борьбы с организованной,
транснациональной
Можно полагать,
что в будущем более полно
будет востребован
В этой связи представляется крайне необходимым в Конституцию РФ вместо ст. 129, посвященной прокуратуре и входящей в гл. 7 «Судебная власть», включить самостоятельную главу «Прокуратура Российской Федерации», в которой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, закрепить, что организация и деятельность прокуратуры РФ определяются федеральным конституционным законом.
Этот закон
мог бы воспроизвести основные положение
ныне действующего Закона о прокуратуре.
В нем следовало бы более обстоятельно
изложить структуры прокуратур, полномочия
прокуроров всех звеньев, посвятив этому
такие самостоятельные главы, как;
«Генеральная прокуратура Российской
Федерации», «Прокуратуры субъектов
Российской Федерации», «Районные прокуратуры»
и другие главы, хотя бы в кратком
виде закрепить процедурные вопросы
деятельности прокуроров по отраслям
надзора, их правовое положение при
участии в судах, более подробно
регламентировать в специальной
главе вопросы координации