Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 13:29, курсовая работа
Цель данной работы заключаются в общетеоретическом исследовании места и роли органов прокуратуры в Российской Федерации, а также рассмотрение проблем и перспектив дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать историю возникновения и развития прокуратуры РФ;
определить место и роль органов прокуратуры в России;
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. История возникновения прокуратуры РФ...........................................5
1.1 Зарождение и развитие прокуратуры в России..................................................5
1.2 Современное устройство и направления деятельности прокуратуры РФ.......9
Глава 2. Общая характеристика органов прокуратуры..................................15
2.1 Понятие, задачи и функции прокуратуры России............................................15
2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации.............................................................................................20
Заключение...............................................................................................................23
Библиографический список...............................................
- надзор за исполнением законов судебными приставами.
Кроме надзорных прокуратура реализует следующие функции:
- уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
- участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (϶ᴛᴏ прерогатива суда), прокуроры в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
- рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой ϲʙᴏих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, кᴏᴛᴏᴩые установлены федеральным законодательством;
- координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. Стоит сказать, для обеспечения координации деятельности данных органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
- участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
- издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
2.2 Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
В системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Не входя ни в одну ветвь власти, она выступает как система сдержек и противовесов в механизме разделения властей, способствует функционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это предполагает постоянное и тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти в решении общих задач, стоящих перед государством.
Взаимоотношения прокуратуры с Федеральным Собранием РФ предопределены тем, что основное назначение прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов, а Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Госдума — нижняя палата российского парламента, принимающая законы, которые являются основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов.
Взаимодействие прокуратуры РФ и Федерального Собрания РФ осуществляется по многим направлениям, основным из которых является участие прокуратуры в законотворческой деятельности.
Генеральный прокурор РФ регулярно направляет в Госдуму информацию о недостатках законодательного регулирования отдельных сфер правовых отношений.
Несмотря на отсутствие у Генерального прокурора РФ конституционного права законодательной инициативы, прокуратура принимает активное участие в законопроектной деятельности. Существуют и иные формы влияния прокуратуры на законотворческий процесс: экспертиза законопроектов, участие представителей прокуратуры в рабочих группах комитетов Госдумы по подготовке ими законопроектов, участие в парламентских слушаниях.
Органы прокуратуры по запросам и обращениям депутатов парламента проводят проверки сообщений о фактах нарушений законов, принимают меры по их устранению.
К основным формам парламентского контроля за деятельностью прокуратуры можно отнести: депутатские запросы; отчеты, доклады и сообщения Генерального прокурора РФ и его заместителей; депутатские расследования.
Отправной точкой при решении вопросов взаимоотношений прокуратуры с исполнительной властью служат Конституция РФ и другие федеральные законы, составляющие правовые основы деятельности прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами, исполнительными органами субъектов РФ и т.д., что свидетельствует о наличии надзорной функции прокуратуры в отношении деятельности органов исполнительной власти.
При этом в предмет надзора не входят постановления и распоряжения Правительства РФ. Контроль за исполнением этих нормативных актов осуществляет система контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ, который вправе отменить данное постановление Правительства РФ.
Прокуратура взаимодействует с исполнительной властью как самостоятельный государственный институт, обеспечивающий исполнение законов, принятых законодательной властью.
Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной власти проводится в различных формах: участие в правительственных программах, инициирование разработки и издания постановлений Правительства РФ, затрагивающих права граждан, и т.д.
Взаимодействие прокуратуры и суда — это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.
Генеральный прокурор РФ в соответствии с федеральным законом о прокуратуре вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Однако соответствующее положение до настоящего времени не внесено в закон о Конституционном Суде РФ.
Взаимодействие прокуратуры с судами общей юрисдикции, осуществляющими гражданское и уголовное судопроизводство, и с судами арбитражной системы достаточно специфично. Специфика роли прокурора состоит в том, что, с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих формах, предусмотренных процессуальным законодательством, а с другой — осуществляет надзорные функции в отношении судебных решений.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам.
Таким образом, Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
Заключение
Материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что в современной России прокуратура не может быть только органом судебного преследования. Она должна являться и органом надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется тем, что в России исторически была велика роль государства. Прокуратура в этой связи является эффективным инструментом в защите прав и свобод и, как государственный орган, становится востребованной формирующимся гражданским обществом.
Вместе с тем неопределенность правового статуса прокуратуры на уровне конституционных установлений не позволила выстроить стройную конституционно-правовую теорию прокуратуры и выявить ее соотношение с другими ветвями власти, а, следовательно, и увеличить степень влияния на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Не полное закрепление статуса прокуратуры в Конституции РФ и отсутствие в ней понятия прокурорской власти как самостоятельной ветви власти не является стабильным фактором для существования данного государственного института в российском обществе, поскольку это дает возможность изменять правовой статус прокуратуры федеральным законодательством.
Исторический опыт развития прокуратуры на всех его этапах показывает, что статус прокуратуры постоянно менялся. При этом надзор за исполнением законов на протяжении всех лет существования прокуратуры был главной ее функцией. Исторический опыт свидетельствует и о том, что прокуратура, как государственный орган, в большей степени внесла свой вклад в укрепление российской государственности, чем в защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта задача российской прокуратуры стала в числе основных только на последнем этапе ее деятельности. Из органа контроля над поведением граждан прокуратура превратилась в орган надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Однако в связи с не закреплением в Конституции РФ самостоятельного статуса российской прокуратуры, остается опасность ликвидации надзорной функции прокуратуры посредством внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Тем более что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан не относится к числу универсальных, т. е. присущих прокуратуре всех стран. Он характерен только для прокуратуры тех государств, в которых она осуществляет надзор за исполнением законов.
Развитие российского законодательства о прокуратуре на протяжении последних лет показывает, что прокуратура прошла путь от урезания ее полномочий, в том числе и в сфере обеспечения прав и свобод граждан, до их расширения и восстановления. В современных условиях произошла не коренная ломка традиционной для России прокуратуры, а ее эволюционное развитие.
Обладая общими признаками государственной власти, прокурорская власть имеет ряд специфических черт: независимость от федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; обусловленность применения власти правонарушением; реализация власти без административного вмешательства в оперативную деятельность соответствующих государственных органов, хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления, военного управления, общественных объединений. Специфические черты прокурорской власти свидетельствуют о том, что она имеет свою систему сдержек и противовесов в отношениях с другими ветвями государственной власти.
В работе доказывается, что независимость прокурорской власти, наличие системы органов прокуратуры делают ее равновеликой законодательной и исполнительной ветвям государственной власти. Споры между законодательной, исполнительной и прокурорской ветвями власти могут разрешаться в судебном порядке.
Однако неопределенность правового статуса прокуратуры на уровне конституционных установлений не позволяет выстроить стройную конституционно-правовую основу структуры и деятельности прокуратуры, что порождает дискуссии в научных кругах о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей.
В этой связи представляется, что в Конституцию РФ желательно включить отдельную главу, посвященную прокурорской власти.
Главное направление деятельности прокуратуры является "обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности". Однако, как показал анализ, это направление работы прокуратуры следует рассматривать не в качестве целей деятельности прокуратуры, а в качестве задач, которые следует решать для достижения поставленных целей.
В качестве целей деятельности прокуратуры следует понимать обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Это позволит учесть изменения в иерархии социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве: охрана и защита законом личности, общества, государства.
Библиографический список
1. Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1995, 5 апреля; 1998, 10 дек.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г.// Ведомости Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366; Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; № 9. Ст. 1066; № 16. Ст. 1744; 2001. № 1 (ч.1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5018; Ст. 5030; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 31. Ст. 3160; № 40. Ст. 3853; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700; № 30. Ст. 3101; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 29. Ст. 2906; № 45. Ст. 4586; 2007. № 10. Ст. 1151; № 24. Ст. 2830; №31. Ст. 4011
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
(с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ.1996. № 25, ст. 2954.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4921.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. (в ред. от 29.03.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215; 2006. № 6. Ст. 636; 2007. № 8. Ст. 1151; № 16. Ст. 1828; № 49. Ст. 6070; 2008. №13. Ст. 1186.
8. О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате и о должности Обер-фискала: Указ Императора Петра Первого от 2 марта 1711 г. // Полное Собрание Законов Российской Империи с 1649 г. Т. 6. 1720-1722 гг. Ст. 2331.
Информация о работе Общая характеристика органов прокуратуры