Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:50, реферат
Риск— это действие на удачу, в надежде на счастливый исход, возможность опасности, неудачи. Риск всегда связан с допущением неудачи, хотя бы в малой степени. Достаточно вспомнить массовое вложение денег в банковские и коммерческие предприятия типа «МММ» Поскольку сам по себе риск может не увенчаться успехом и принести неблагоприятные, негативные последствия для окружающих, для общества и государства, постольку границы вероятного результата рискованного поступка определяются на законодательном уровне и, в частности, на уровне уголовного закона. Правомерность риска в сфере уголовного права (ст. 41 УК) определяется использованием законодателем категории «обоснованный», тогда как в теории уголовного права риск называли «производственным», «хозяйственным», «профессиональным».
53 Виды наказания применяемые к военнослужащим
Статья 51. Ограничение по военной службе 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса. 2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Ограничение по военной службе является основным видом наказания и назначается исключительно осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: – за совершение преступлений против военной службы, если такой вид наказания предусмотрен соответствующими статьями гл. 33 Особенной части УК РФ; – за иные преступления – вместо исправительных работ. Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет. Содержание этого наказания заключается в следующих ограничениях по военной службе: – в течение всего срока производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов; – во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании; – срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Ограничение по военной службе отбывается в той же военной части, где военнослужащий проходил военную службу до вступления приговора в законную силу, назначение этого вида наказания не приостанавливает несение службы. Размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется: – из должностного оклада; – оклада по воинскому званию; – ежемесячных и иных надбавок; – других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор. Отличие ограничения по военной службе от исправительных работ: 1) применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных – любым трудоспособным гражданам, не имеющим основного места работы; 2) ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом определен минимальный процент удержания из заработка осужденного – он не может быть менее 5 %; 3) при исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограни-чения трудового и материального характера – из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20 %, в то время как при ограничении по военной службе, помимо денежного удержания, имеют место и другие правоограничения – осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; 4) при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе не предусматривается замена наказания иным. Исправительные работы могут быть заменены другими видами наказаний. Статья 54. Арест
1. Арест заключается
в содержании осужденного в
условиях строгой изоляции от
общества и устанавливается на
срок от одного до шести
месяцев. В случае замены
Статья 55. Содержание в дисциплинарной воинской части 1. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. 2. При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части. Содержание в дисциплинарной воинской части – это основной вид уголовного наказания, который назначается: – военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; – военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Уголовно-правовая сущность этого наказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется на определенный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой подвергается исправительному воздействию. Этому способствует специальный режим, установленный в дисциплинарной воинской части. Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части устанавливается на срок: – от трех месяцев до двух лет – за совершение преступлений против военной службы в случаях, предусмотренных статьями гл. 33 Особенной части УК РФ; – не свыше двух лет – в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. При этом срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона. В дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий: – исправление осужденных военнослужащих; – воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе; – исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке; – реализацию их прав и законных интересов; – охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними; – личную безопасность осужденных военнослужащих и персонала указанной воинской части. В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки отличия. Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой. Зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы: 1) время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается; 2) осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы.
54 Лишение свободы как вид наказания
Лишение свободы — вид уголовного наказания, заключающийся в принудительной изоляции преступника от общества в специализированном учреждении с определённым режимом отбывания наказания. В настоящее время лишение свободы — один из наиболее широко применяемых в мире видов наказания. Лишение свободы допускает широкие возможности по индивидуализации назначаемого наказания: может варьироваться срок, режим содержания и характер воздействия на осуждённого, что даёт возможность применения исправительного воздействия, соответствующего особенностям личности осуждённого[2].
В мире существует множество видов и форм лишения свободы. В широком смысле лишение свободы включает в себя все виды наказания, подразумевающие изоляцию осуждённого от общества, в том числе пожизненное заключение, лишение свободы на определённый срок, каторжные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части. Лишение свободы на определенный срок по российскому уголовному праву (ст. 56 У К РФ), один из видов наказания (назначаемое только как основное), заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима. Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью.1 Оно предусматривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, исправление лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима. Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство к осужденному предусматривает возможность применения специальных принудительных мер (за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа). Важным элементом при всей совокупности социальных мер лишения свободы, является свобода личности.
55 Смертная казнь. Проблемы её отмены.
Смертная казнь – одно
из древнейших наказаний. Она применялась
еще до того, как возникло уголовное
право в современном смысле этого
слова. «Лишение жизни как вид
общественной расправы с преступниками
встречалось несравненно ранее»
Кипре, в Греции, Ирландии, Великобритании. Каждая страна пришла к отмене смертной казни собственным путем. Обзор законодательства о смертной казни зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что общую тенденцию к отказу от смертной казни трудно назвать последовательной или поступательной. Хотя число стран, отказывающихся от применения смертной казни, растет и общая тенденция – сокращение применения этого наказания, в ряде государств наблюдается обратное положение. С 1965г. более 50 государств расширили перечень преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь. 21 страна ввела это наказание, за преступления, угрожающие безопасности страны. 13 государств ввели смертную казнь за различные преступления, связанные с терроризмом, в том числе за угон самолетов, если это привело к гибели людей, за убийства заложников (Египет, Индонезия, США, Япония и др.). 21 государство установило смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, 13 стран ввели за экономические и насильственные преступления, хищение государственных средств, нападений на сотрудников таможни, вооруженные ограбления. В ряде стран Востока установлена смертная казнь за прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуализм, половую связь между мусульманином и мусульманкой. УК Китая ввел смертную казнь за 15 видов преступлений. В марте 1997г. Пакистан ввел смертную казнь за групповое изнасилование. С марта 1996г. законодательство Филиппин предусматривает смертную казнь, производимую путем смертельной инъекции. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г. (ст.2) установила, что никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В то же время п. 1 ст. 64 Конвенции гласит: «Любое государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты может сделать оговорку в отношении любого отдельного положения Конвенции о том, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению». Таким образом, Конвенция не обязывает государство безоговорочно следовать каждому положению Конвенции. Отказ от смертной казни не является условием вступления в Совет Европы или присоединения к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция РФ (ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Эта мера наказания не применяется к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65 лет. Законом от 5декабря 1991г. это наказание было исключено из санкций состава преступлений в виде хищения в особо крупных размерах, нарушения правил о валютных операциях, взяточничества. В 1994г. отменена смертная казнь за Фальшивомонетничество. В Распоряжении Президента РФ от 13.02.96. «О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы» не упоминалось о присоединении к Протоколу №6 и проблемах смертной казни. В Указе от 16.05.96. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» правительству было поручено в месячный срок подготовить для внесения в ГосДуму проект федерального закона о присоединении России к Протоколу №6. Однако, несмотря на это, мораторий на приведение в исполнение
смертных приговоров объявлен не был. Соответствующий проект закона не прошел первого чтения в ГосДуме. 29 января 1997г. последовало предупреждение Совета Европы (резолюция №111) о возможном неутверждении полномочий российской парламентской делегации на своей следующей сессии. Он рекомендует России отменить смертную казнь в мирное время в течение года и ратифицировать Протокол №6 в течение 3-х лет. 27 февраля 1997г. издается Распоряжение Президента «О подписании Протокола №6 к ЕКПЧ». В настоящее время Комитет по законодательству ГосДумы инициирует вопрос о ратификации Протокола №6. Сама ГосДума считает преждевременной ратификацию Протокола №6 (относительно отмены смертной казни).
Информация о работе Оправданный риск как обстоятельства, исключающие преступность деяния