Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:39, реферат
Уголовная ответственность относится к фундаментальным понятиям уголовного права и является связующим звеном юридической триады: «преступление - уголовная ответственность – наказание», в которой выражается смысл всего уголовного законодательства.
Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности уголовное законодательство связывает с рядом обстоятельств:
При наличии данных обстоятельств, а также с учётом мотивов совершённого преступления и поведения виновного после совершения преступления, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.
На стадии предварительного расследования прокурор или следователь, с согласия прокурора, выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статьи 90 УК РФ.
На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности.
Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии, о чем гласит ч. 2 ст. 90 УК РФ:
«Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего».7
Рассмотрим подробнее каждую из указанных мер.
Первая мера предупреждение говорит сама за себя. Данная мера применяется при освобождении от уголовной ответственности в том случае, если подросток полностью осознал содеянное, раскаялся, вред, причиненный совершенным им преступлением, минимальный и т.д.
Разъяснение относительно причиненного вреда и последствий повторного преступления производится несовершеннолетнему в устной форме. После этого целесообразно взять с подростка письменное обязательство, где указать, что суть предупреждения ему ясна. Обязательство необходимо скреплять подписью подростка и лица, его отобравшего.
Передача под надзор Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора:
Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»8.
При
передаче несовершеннолетнего под
надзор родителей или лиц, их заменяющих,
суд должен убедиться, что указанные
лица имеют положительное влияние
на подростка, правильно оценивают
содеянное им, могут обеспечить надлежащее
поведение и повседневный контроль за
несовершеннолетним. Суд должен располагать
характеризующим материалом на родителей
или лиц, их заменяющих, проверить условия
их жизни, возможность материального обеспечения
подростка и т.д.
Закон не требует согласия родителей или
лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего
под надзор, однако представляется, что
такое согласие судом должно быть получено,
иначе указанной мерой воспитательного
воздействия не будет достигнуто необходимого
положительного результата9.
Обязанность загладить причиненный вред - специфическая принудительная мера воспитательного воздействия, которая может быть применена не к каждому подростку. Если она связана с определенными материальными затратами и физическими усилиями, применение этой меры возможно только к подростку, который имеет собственный заработок или стипендию, а также трудовые навыки, т.е. способен самостоятельно произвести ремонт имущества, технических приборов, автомашины, произвести строительные или ремонтные работы и т.д. Данную меру воздействия предпочтительно назначать подросткам в возрасте от 16 лет.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определённых мест, использования определённых форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определённого времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Также, несовершеннолетнему может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение, либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.
Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Это вполне обоснованно, поскольку по своему содержанию и направленности воздействия они различны и в реальной действительности могут сочетаться.
Можно сделать вывод, что вышеназванные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными.
Следует отметить, что уголовное законодательство России в последние годы неоднократно изменяло и дополняло нормы, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних и освобождению от нее. Государство старается найти тот самый оптимальный вариант, когда закон может не только уголовно-правовыми методами исправить несовершеннолетнего правонарушителя, даст возможность и шанс ему самому, пройдя определенный путь, сделать должные выводы и не встать на путь нарушения уголовного закона вновь10.
Информация о работе Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности