Освобождение от уголовной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящего исследования определяется вопросами законодательной регламентации материального основания условно-досрочного освобождения, а также последующей социальной адаптации освобожденных лиц. Возникают проблемы с определением конкретного специализированного органа, осуществляющего контроль за поведением указанных лиц. Предусмотренные законом меры контроля и социальной адаптации лиц, условно-досрочно освобожденных, малоэффективны и нуждаются в изменении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
1.СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ...............................................................................................................5
2. УСЛОВИЯ И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ.................................................10
3. ОБЯЗАННОСТИ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ВОЗЛОЖИТЬ СУД НА УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННОГО...............................................................................15
4.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК.........................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................21
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................23
Приложение А. Применение условно-досрочного освобождения.....................23
СПИСОК ЛИТЕТРАТУРЫ...........................................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО УП!!!!!.docx

— 50.65 Кб (Скачать файл)

Материальным  основанием условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания является утрата осужденным общественной опасности и возможность его окончательного исправления без полного отбывания назначенного наказания. Эта возможность определяется с помощью таких критериев, как примерное поведение осужденного и его добросовестное отношение к исполнению обязанностей, вытекающих из приговора суда и режима отбываемого наказания. Вывод суда о возможности исправления осужденного должен следовать из учета данных о его поведении и отношении к исполнению обязанностей за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении. Критерием утраты общественной опасности осужденным является сведения о его поведении во время отбывания наказания, отношения к труду и исполнению обязанностей осужденного, отсутствию у лица взысканий и наличие поощрений и т.д.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется  к лицам, отбывающим только наказания срочного характера. А поскольку сам процесс исправления осужденного является постепенным и требует определенного времени, обязательной предпосылкой (формальным условием) применения условно-досрочного освобождения по закону является фактическое отбытие определенной части наказания. Величина этой части по закону определяется в основном категорией преступления, за которое осужденный отбывает наказание.9

Согласно ч.3 ст. 79 Уголовного кодекса РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может  быть применено только после фактического отбытия осужденным:

а) не менее одной трети  срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

б) не менее половины срока  наказания, назначенного за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока  наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освободившемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи. (Приложение А)

Из п. "в" ч. 3 ст. 79 УК видно, что величину фактически отбытой  части наказания закон связывает с опасностью личности только в одном случае: если условно-досрочное освобождение от наказания лица было отменено по основаниям, предусмотренным законом. Повторное рассмотрение вопроса об условно-досрочном освобождении от наказания возможно после фактического отбытия лицом двух третей срока наказания, назначенного за новое преступление независимо от его тяжести.

В законе не решен вопрос о том, какую часть срока наказания  должны отбыть лица, осужденные по совокупности преступлений или по совокупности приговоров за преступления, относящиеся к различным  категориям. Например, осужденный отбывает назначенное по совокупности преступлений наказание за преступления средней тяжести и особо тяжкое. В подобном случае условно-досрочное освобождение возможно после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока наказания, назначенного судом по совокупности преступлений.10

В ч. 4 ст. 79 УК установлено, что  фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении повторное внесение в суд представления может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня отказа.11

В УК 1996 г. впервые предусмотрена  возможность условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Если судом будет признано, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы, суд может освободить его условно-досрочно.

Вывод суда о том, что осужденный для своего исправления не нуждается  в полном отбывании назначенного судом наказания, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания, а не только за время, непосредственно предшествующее рассмотрению ходатайства или представления. При этом суду следует учитывать мнение представителя исправительного учреждения и прокурора о наличии либо отсутствии оснований для признания лица не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания.

По делам об условно-досрочном  освобождении от отбывания наказания  в отношении несовершеннолетнего осужденного судам необходимо учитывать также его отношение к учебе, связи с родственниками в период отбывания наказания и другие обстоятельства, которые могут свидетельствовать об исправлении осужденного.12

Специфика основания применения данного вида освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, заключается в том, что закон допускает его лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений режима в течение предшествующих трех лет. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, необходимо также отбытие более длительного срока наказания - не менее двадцати пяти лет, а повторное, в случае отказа суда, внесение представления может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня отказа (ч. 3 ст. 176 УИК). Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.13

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может  быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

а) не менее одной трети  срока наказания, назначенного судом  за преступление небольшой или средней  тяжести либо за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока  наказания, назначенного судом за особо  тяжкое преступление.14

При отбытии осужденным установленной  законом части срока администрация (орган исправительного учреждения или командование дисциплинарной воинской части) обязана в течение месяца либо внести представление в суд  об условно-досрочном освобождении, либо вынести постановление об отказе в этом.

Решение об условно-досрочном  освобождении принимает суд, но материалы  о личности осужденного, его поведении, степени исправления представляют суду сам осужденный, его адвокат  и администрация исправительного  учреждения. Имеют место случаи, когда суд принимал решение об освобождении осужденного вопреки  мнению администрации исправительного учреждения. Здесь, думается, будет актуальна задача внедрения в деятельность мест лишения свободы таких методов диагностики поведения осужденных, от которых суд не смог бы отмахнуться. Применительно к сексуальным преступникам следовало бы, казалось, перед рассмотрением ходатайства об условно-досрочном освобождении проверять их на полиграфе или, как его обычно называют, "детекторе лжи", выявляя отдельные позиции, по которым осужденный или неискренен, или просто лжет. Но такого новшества в исправительных учреждениях нет и на деле все происходит иначе. Для оценки поведения осужденного администрация использует критерии, казалось бы никакого отношения к преступному поведению не имеющие, например, осужденный получает взыскание за опоздание в строй или курение в неположенном месте. На самом деле в этом есть своя логика: данные взыскания - это метка для суда, говорящая о том, что данный осужденный не управляет собственной волей.

До 2003 года с представлением об условно-досрочном освобождении обращаться в суд могла только администрация исправительного учреждения. Этому обращению предшествовало рассмотрение ходатайства осужденного на специально созданной комиссии исправительного учреждения, и, если комиссия не поддерживала ходатайство осужденного, то такое представление в суд не направлялось. В настоящее время осужденный, либо его адвокат (а также его законный представитель) вправе самостоятельно обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Таким образом, устранен посредник между осужденным и органом государства, правомочным решать вопрос досрочного освобождения. Интересы администрации исправительного учреждения обеспечиваются путем представления характеристики на осужденного, в которой указываются сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, представлении заключения о целесообразности либо нецелесообразности условно-досрочного освобождения, участия представителя администрации в судебном заседании.15

Если решение об условно-досрочном  освобождении судом принято, то фактическое освобождение из исправительного учреждения производится в день поступления соответствующих документов, а именно решения суда, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня. При освобождении осужденному выдаются паспорт, трудовая книжка и пенсионная карточка. Также освобожденным выдается документ об отбытии наказания и освобождении от него.

 

 

 

3. ОБЯЗАННОСТИ, КОТОРЫЕ  МОЖЕТ ВОЗЛОЖИТЬ СУД НА УСЛОВНО-ДОСРОЧНО  ОСВОБОЖДЕННОГО

 

Применяя условно-досрочное  освобождение, суд может возложить  на осужденного обязанности, предусмотренные ч.5 ст.73 УК РФ, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.16

Перечень этих обязанностей:

- не менять постоянного  места жительства, работы, учебы  без уведомления специализированного  государственного органа, осуществляющего  исправление осужденного;

- не посещать определенные  места (увеселительные учреждения, бары и т.п.);

- пройти курс лечения  от алкоголизма, наркомании, токсикомании  или венерического заболевания (если это необходимо);

- осуществлять материальную  поддержку семьи.

Суд может возложить на освобождаемого исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению  (например, получить какую-либо специальность, загладить причиненный преступлением вред и т. п.). Возложенные судом обязанности исполняются осужденным в течение всей неотбытой части наказания.

При указании мест, которые  осужденный не должен посещать, важна  конкретность. Осужденному стоит, например, запретить посещать пивные, пользующиеся дурной репутацией заведения. Однако суд, применяющий условно-досрочное освобождение, не в силах такие места перечислить, так как он сам их не знает (материалы рассматривают по месту нахождения колонии).

Возложение же судом на освобождаемого обязанности лечится  от наркомании, алкоголизма и т.п. мало эффективно. Это можно объяснить  тем, что суд не устанавливает начало срока лечения, а следовательно, освобожденный может всегда ссылаться на то что он еще успеет пройти курс лечения.17

Таким же образом, не совсем ясно каким способом освободившийся будет осуществлять поддержку семьи. Ведь, как справедливо заметил  профессор Улицкий, у большинства  осужденных уже и нет той семьи-то, брачные узы распались. Здесь  видимо предполагается желание семьи  получить эту помощь, но едва ли такое  желание у них появится.

Так же не понятно в каком  размере должна выражаться эта помощь. Определить размер материальной поддержки при условно-досрочном освобождении невозможно, так как не ясно, какие доходы будут у освобождаемого. А следовательно, нельзя и проверить выполняет ли условно-досрочно освобожденный свою обязанность.

Контроль за исполнением  возложенных на освобожденного обязанностей, а также за его поведением возлагается  на специализированные государственные органы, в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений, а в отношении несовершеннолетних – инспекцией по делам несовершеннолетних. В настоящее время специализированного органа, осуществляющего надзор, не создано. На практике контроль осуществляется участковыми уполномоченными милиции.

Мнение Ю.М. Ткачевского  о праве суда в течение испытательного срока отменять или дополнять обязанности, возложенные на условно-досрочно освобождаемого едва ли основано на законе, так как ст.79 УК РФ подобным правом суд не наделяет.

Все эти сложности позволяют  считать, что возможность возложения на условно-досрочно освобожденных обязанностей, предусмотренных УК РФ, пока носит чисто декларативный характер.

Правда, отсюда не следует, что  для условно-досрочно освобождаемых  вообще не нужно устанавливать обязанности  и запреты. Условно-досрочно освобождаемые  (особенно отбывающие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления) отнюдь не всегда тихие и безобидные люди. Эффективные запреты и обязанности для них необходимы.18

Следует сказать об обязанности  условно-досрочно освобожденного проходить  принудительное лечение.  Общество опасных алкоголиков, наркоманов и  токсикоманов лечить, безусловно, надо, причем принудительно, если они злостно уклоняются от лечения добровольного или продолжают пьянствовать после лечения.

Прежде действовали соответствующие  указы Президиума Верховного Совета РСФСР (от 1 марта 1974г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией»).

Но эти указы отменены. Практика показала, что их отмена усложнила  борьбу с алкоголизмом и наркоманией  и связанной с этим преступностью.

Думается, что допущенную ошибку следует исправить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТМЕНЫ  УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ  СРОК

 

Условия, невыполнение которых  влечет отмену условно-досрочного освобождения, указаны в ч. 7 ст. 79 УК, а именно:

Информация о работе Освобождение от уголовной ответственности