Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:10, дипломная работа
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- охарактеризовать преступления портив здоровья населения оборот наркотических и психотропных веществ;
- проанализировать уголовную и административную ответственность за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств
_____________________
1Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».
Так, в настоящее время Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Правительства РФ № 6812 , к наркотическим средствам отнесены вещества, обозначенные систематическими и тривиальными химическими названиями (3-моноацетилморфин, метамфетамин, гидрокодона фосфат и др.); понятиями, установленными международными правовыми актами, в частности, антинаркотическими конвенциями (каннабис, лист кока, опий, маковая солома, кокаиновый куст); а также патентованные лекарственные формы наркотических средств и психотропных веществ (омнопон, таблетки «Кодтерпин», «Алнагон» и др.). Наряду с этим в Списке I Перечня присутствуют термины, содержание которых характеризует способ изготовления (кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин, экстракт маковой соломы и др.).
Наибольшее
разногласие в оценке понятий
у субъектов уголовно-процессуа
способ изготовления (кустарно изготовленные препараты из эфедрина или препаратов, содержащих эфедрин, экстракт маковой соломы).
Более сложна оценка понятий наркотических средств, если вещества, признаваемые наркотическими средствами и содержащие один и тот же активный компонент, внесены в разные списки Перечня. Например, абсолютно не
______________
2 Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
определенным представляется термин «кустарно изготовленные препараты из фенилпропаноламина» (Список I Перечня). Согласно методическим рекомендациям
«Экспертное
исследование наркотических
наркотическое средство, внесенное в Список II Перечня и отнесенное к наркотическим средствам, оборот которых ограничен. Учетом при этом, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» размеры наркотических средств определяются следующим образом:
- если наркотическое
средство или психотропное
- в тех случаях, когда наркотическое средство или психотропное вещество, включённое в Список II (за исключением кокаин, кокаина гидрохлорид) и Список III, находится в смеси с каким-либо нейтральным веществом (наполнителем),
определение размера наркотического средства или психотропного вещества. Таким образом, если наркотическое средство определено экспертом как смесь, содержащая амфетамин, количество наркотического средства определяется количественным содержанием в смеси амфетамина; если же эксперт определил наркотическое средство как кустарно изготовленный препарат из фенилпропаноламина количество наркотического средства исчисляется как масса всей смеси. В данном случае
отсутствие определение кустарного изготовленных препаратов фенилпропаноламина может привести к довольно широкому толкованию термина, а впоследствии к следственным и судебным ошибкам производится без учета ________________
3Сорокин В.И., Любецкий Г.В. и др. Экспертное исследование наркотических средств, получаемых из фенилпропананоламина. Методические рекомендации. М., ГУ ЭКЦ МВД России, 2002.
количества нейтрального вещества (наполнителя), содержащегося в смеси. Сложности в оценке заключений экспертов и нормативных документов, касающиеся определения количественной стороны предмета преступлений, влекут за собой многочисленные следственные и судебные ошибки. Неоднозначность обусловлена тем, что, установив крупный и особо крупный размеры для наркотических средств, законодатель ни в одном из нормативных документов не определил порядок исчисления количества для наркотических средств, находящихся в различных формах. Это значит, что ни один нормативный документ не содержит указаний, каким способом должно быть определено количество наркотического средства, изъятого в форме мази, раствора, суспензии. Особенно отрицательно это положение сказывается на расследовании уголовных дел и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств Списка I, утвержденного постановлением № 681.
Отсутствие
нормативной регламентации
Основанием подобных решений прокуратуры служит информационное письмо ФСКН России от 17 мая 2007 года «Об определении количества наркотического средства», предписывающее при определении количества наркотических средств, вкаченных в Список I Перечню, «исходить из общей массы раствора». Обоснованно данное заявление следующим: «В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ…наркотическими средствами (препаратами) являются смеси веществ в любом физическом состоянии, содержащие одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень. При этом под физическим следует понимать твердое или жидкое состояние.…Кроме того, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежит контролю в Российской Федерации», наркотическими средствами и психотропными веществами Списка I являются «все смеси, в состав которых входит наркотические средства и психотропные вещества данного списка, независимо от их количества» В примечании к постановлению Правительства указывается, что в состав таких смесей помимо таких нейтральных компонентов как крахмал, бикарбонат натрия, тальк и т.п. может входить и вода…».
Нормативные документы устанавливают следующие меры контроля для наркотических средств и психотропных веществ, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ № 681.
Исчисление количества твердых веществ, какая бы форма им ни была придана (таблетки, порошки, плитки и др.), не вызывают споров. Их количество определяется путем взвешивания с определенной точностью. Однако следует отметить, что некоторые наркотические средства, содержащие одно и то же активное вещество, но находящимся в разных формах, имеют различные количественные характеристики крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей ст.ст. 228, 228.1 и 229 УК РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 года № 76.
Например, крупный размер наркотического средства – плодов тело (любая часть) любого вида грибов, содержащих псилоцибин и (или) псилоцин, составляет 10 грамм после высушивания до постоянной массы при температуре 110-1150 С. В то время как крупный размер наркотических средств псилоцибин или псилоцин, в том числе и находящихся в смеси, составляет 0,05 грамм, что в 200 раз меньше, чем для плодов тела растертых в порошок грибов, содержащих псилоцибин (псилоцин), которое может быть определено как смесь, содержащая псилоцибин (псилоцин), соответствует по мере ответственности хранению 100 грамм высушенных целых или частей плодовых тел грибов, содержащих псилоцибин (псилоцин).
Затруднение в порядке исчисления количества возникает и с появлением в составе смеси, содержащей контролируемое вещество, воды или любого другого растворителя. В постановлении Правительства № 76 порядок исчисления количества некоторых наркотических средств Списка I определен по средством указания на необходимость высушивания вещества до постоянной массы при температуре 110-1150 С. Их количество исчисляется исходя из количества растворенной смеси или в пересчете на сухой остаток, а не весом всего раствора или смеси, содержащей растворитель.
Таким образом, за хранение, например, одного шприца с раствором объемом 3 мл, содержащим дезоморфин, может наступить:
- административная
ответственность, при
- уголовная
ответственность в
- уголовная
ответственность в
Учитывая неоднозначный подход к порядку исчисления количества наркотических средств и, вследствие этого, возможность различной квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств Списка I Перечня.
Также часто бывает, что при обвинении по ч.2 ст.228-1 УК РФ, сбыт каннабиса (марихуаны), масса изымаемого наркотика, составляет 6 грамм. Но после исследования и экспертизы масса наркотика составляет 5,8 грамма. Защитники ходатайствуют о пересмотре на административное производство. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" определил, что для определения вида этих веществ и средств, их названий, размеров, свойств, происхождения, способа изготовления, производства, переработки требуются специальные знания, поэтому при расследовании и судебном рассмотрении дел данной категории необходимо располагать соответствующим заключением биологической или химической экспертизы. Другими словами, по такой категории дел проведение экспертизы обязательно. Обвиняемому (подозреваемому) вменяется в обвинение тот размер наркотического средства, на незаконные действия с которым были направлены его действия (был направлен его умысел). То количество наркотика, которое было предметом совершения преступления (сбыта, хранения, дарения), будет являться основой обвинения, от которого зависит сама статья и ее части. Если при проведении экспертизы израсходована часть наркотического средства, то в тексте экспертизы должно быть указано, сколько именно израсходовано и какая часть осталась.
2.2. Административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконные действия с наркотическими веществами, совершенными без цели сбыта.
Установленная
федеральным законом
Объектом
административного
В Российской
Федерации действует государств
Любая
покупка и перевозка
Данное правонарушение следует разграничивать с преступлением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 228 УК РФ. Основное отличие последнего от комментируемого правонарушения заключается в размере приобретаемых наркотических средств или психотропных веществ. Ответственность по части 1 статьи 228 УК РФ за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, наступает в тех случаях, когда такие действия совершены лицом без цели сбыта, а количество каждого такого средства, вещества, растения или части растения в отдельности без их сложения составило крупный размер, либо по части 2 той же статьи - при совершении аналогичных действий без цели сбыта в отношении указанных средств, веществ или их аналогов, растений либо их частей в особо крупном размере.
В случаях, когда лицо незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, размеры которых в отдельности не превышают указанный в списках крупный размер таких средств или веществ, содеянное при наличии к тому оснований может влечь административную ответственность (статья 6.8 КоАП РФ).
Информация о работе Особенности квалификации преступление за незаконный оборот НС и ПВ