Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:14, отчет по практике
Целью практики является приобретение практических умений и профессиональных навыков, таких как навыки:
1. ознакомится с материалами уголовных, гражданских и административных дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими источниками, заданием квалификационной практики, с правилами внутреннего распорядка организации.
2. составлять постановление о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения, протоколы задержания подозреваемого, личного обыска задержанного, разъяснение прав подозреваемого
В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при
наличии признаков
Законом СССР от 12 июня 1990г. «О внесении
изменений и дополнений в ст. 29 Основ»
перечень неотложных следственных действий,
производимых органом дознания по делам,
по которым предварительное следствие
обязательно, дополнен прослушиванием
телефонных и иных переговоров, наложением
ареста на имущество и в случае необходимости
назначением экспертизы.
К неотложным следственным действиям
относятся такие действия по обнаружению
и закреплению доказательств, которые
совершаются по горячим следам, то есть
незамедлительно, так как промедление
с их производством может повлечь исчезновение,
порчу, утрату, фальсификацию доказательств.
Перечень следственных действий, которые
органы дознания вправе производить в
качестве неотложных, является исчерпывающим
и расширительному толкованию не подлежит.
Это означает, что по делам, по которым
предварительное следствие обязательно,
органы дознания не вправе производить
другие следственные действия.
Практика органов предварительного расследования
показывает, что законодательство, регламентирующее
полномочия органов дознания по производству
неотложных следственных действий, нуждается
в совершенствовании. В законе следовало
бы закрепить общее правило, согласно
которому органам дознания предоставлялось
бы право производить следственные действия
по установлению и закреплению следов
преступления, которые окажутся неотложными
в конкретном деле, так как нельзя заранее
определить, какое действие явится неотложным
в том или ином случае. Разумеется, речь
идет о тех следственных действиях, которые
направлены на отыскание, собирание, закрепление
доказательств по горячим следам.
В целях обеспечения прокурорского надзора
за законностью орган дознания обязан
немедленно уведомить прокурора об обнаружении
преступления и начатом дознании (ст. 119
УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание
в этой форм должно быть закончено не позднее
десяти суток со дня возбуждения уголовного
дела. Продлению этот срок не подлежит.
Прокурор может дать указание о направлении
дела следователю и до истечения десятидневного
срока. Если орган дознания выполнит неотложные
следственные действия ранее этого срока,
он обязан немедленно направить дело следователю,
не ожидая указания прокурора или истечения
десятидневного срока.
После того как дело передано следователю,
орган дознания действует в зависимости
от результата проведенного дознания.
Если в ходе дознания было обнаружено
лицо, совершившее преступление, орган
дознания может производить розыскные
или следственные действия по делу только
по поручению следователя. Если лицо, совершившее
преступление, в ходе дознания установить
не представилось возможным, орган дознания
и после передачи дела следователю обязан
продолжать оперативно-розыскные мероприятия
для установления преступника, уведомляя
следователя об их результатах (ст. 119 УПК).
Следственные же действия орган дознания
может производить во всех случаях только
по поручению следователя.
Анализ закона, регламентирующего дознание
по делам, по которым предварительное
следствие обязательно, позволяет прийти
к выводу о факультативном характере этой
формы дознания. По данной категории дел
орган дознания лишь в тех случаях возбуждает
уголовное дело и производит дознание,
когда преступление обнаруживается в
ходе его деятельности и по нему требуется
производство неотложных следственных
действий по горячим следам, а следователь
по объективным причинам не может приступить
к расследованию дела с самого начала.
Если же следователь сам возбудил уголовное
дело и приступил к расследованию, дознание
по этому делу не производится, а орган
дознания может выполнять лишь поручения
и указания следователя о производстве
оперативно-розыскных и следственных
действий (п. 4 ст. 119 УПК; п. 3 и 4 ст. 7 Закона
об оперативно-розыскной деятельности).
Орган дознания не вправе приостановить
или прекратить дело, по которому предварительное
следствие обязательно, так как его компетенция
по делам данной категории исчерпывается
производством неотложных следственных
действий и вынесением постановления
о направлении дела следователю (ст. 124
УПК).
Таким образом, дознание по делам, по которым
предварительное следствие обязательно,
состоит:
Это дознание состоит в полном расследовании
дела.
К расследуемым в форме дознания относятся
дела о преступлениях, перечисленных в
ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным
в этой статье преступлениям возможны
в соответствии со ст. 414 протокольная
форма досудебной подготовки материалов
или производство в порядке частного обвинения.
В форме дознания расследуются, например,
дела о преступлениях, предусмотренных
ч.1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.
В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по
делам, по которым предварительное следствие
не обязательно, орган дознания возбуждает
дело и принимает все предусмотренные
уголовно-процессуальным законом меры
для установления всех обстоятельств,
подлежащих доказыванию по уголовному
делу (ст. 68 УПК).
При производстве дознания по делам, по
которым предварительное следствие не
обязательно, орган дознания руководствуется
правилами, установленными для предварительного
следствия, за следующими исключениями:
Дознание должно быть закончено
не позднее одного месяца со дня
возбуждения уголовного дела, включая
в этот срок составление обвинительного
заключения либо постановления о
прекращении или
В исключительных случаях срок производства
дознания по делу может быть продлен по
правилам ст. 133 УПК, установленным для
предварительно следствия.
Дознание в указанных в законе случаях
может производиться по делам о преступлениях,
перечисленных в ст. 414 УПК, по которым
подготовка материалов для рассмотрения
дела в суде, как правило, осуществляется
в протокольной форме. Это может иметь
место в случаях: возбуждения уголовного
дела начальником органа дознания, если
в десятидневный срок невозможно выяснить
существенные обстоятельства совершения
преступления; возвращения судом дела
для выяснения существенных дополнительных
обстоятельств, если они не могут быть
установлены в судебном заседании; возвращения
прокурором либо судом материалов для
выяснения существенных дополнительных
обстоятельств, необходимых для возбуждения
дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание
должно быть закончено не позднее двадцатидневного
срока со дня возбуждения или возвращения
уголовного дела.
Дознание может проводиться и по делам,
возбуждаемым по жалобам потерпевших,
если прокурор найдет необходимым возбудить
дело по основаниям, указанным в законе.
Таким образом, под дознанием в уголовном
процессе РФ следует понимать виды предварительного
расследования, производимого уполномоченными
на то законом должностными лицами и органами
и состоящие:
п. 1.4. Предварительное
расследование
Предварительное расследование в РФ -
это урегулированная законом деятельность
органов дознания, предварительного следствия
и прокуратуры по раскрытию преступлений,
изобличению виновных, обоснованному
привлечению их в качестве обвиняемых,
по установлению всех обстоятельств уголовного
дела и решения других задач уголовного
процесса. Деятельность
этих органов направлена также на выяснение
характера и размера ущерба, причиненного
преступлением, обеспечение гражданского
иска или возможной конфискации имущества,
выявление причин и условий, способствующих
совершению преступлений, и принятие мер
к их устранению. Предварительное расследование
является самостоятельной стадией уголовного
процесса, следующей после возбуждения
уголовного дела и предшествующей судебному
разбирательству дела.
Определяя исключительное право суда
на осуществление правосудия и применение
наказания к лицам, признанным им виновными
в совершении преступления, закон исходит
из того, что для обеспечения высокого
качества работы суда и вынесения справедливого
приговора по большинству уголовных дел
в порядке досудебного производства необходимо
предварительное расследование. Это обусловлено
тем, что суд без предварительной досудебной
подготовки материалов не может должным
образом решить возложенные на него задачи
по осуществлению правосудия. До судебного
разбирательства, специально уполномоченные
на то законом органы дознания и предварительного
следствия в установленном законом порядке
должны выяснить все обстоятельства совершенного
преступления. В этих целях указанные
органы до направления дела в суд собирают
все необходимые доказательства, изобличающие
лицо в совершении преступления, т.е. они,
доказывают, что в деянии определенного
лица есть признаки конкретного состава
преступления, предусмотренного статьей
Особенной части УК. При наличии достаточных
доказательств выносится постановление
о привлечении лица в качества обвиняемого.
С этого момента в деле появляется обвиняемый.
Лицо после предъявления ему обвинения
допрашивается в качестве обвиняемого
и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые
обвиняемым в свою защиту, которые либо
подтверждаются, либо опровергаются. В
целях предупреждения уклонения обвиняемого
от следствия и суда, продолжения преступной
деятельности и попыток помешать установлению
истины по делу к нему могут применяться
меры пресечения (заключение под стражу,
подписка о невыезде, залог и др.). Признав
предварительное расследование оконченным,
а собранные доказательства достаточными
для рассмотрения дела в суде, следователь
(орган дознания) знакомит с материалами
дела участников процесса, составляет
обвинительное заключение и направляет
уголовное дело прокурору, который решает
вопрос о передаче дела в суд для разрешения
его по существу. При установлении в процессе
предварительного расследования обстоятельств,
исключающих производство по делу, органы
дознания и предварительного следствия
прекращают это дело (ст.5, 208 УПК).Уголовное
дело может быть прекращено также по обстоятельствам,
указанным в ст. 6-9 УПК. Таким образом, предварительное
расследование заканчивается составлением
обвинительного заключения либо постановления
о направлении дела в суд для решения вопроса
о применении принудительных мер медицинского
характера, либо постановления о прекращении
дела. Суд не связан выводами органов предварительного
расследования и прокурора о доказанности
обвинения, его объеме, квалификации преступления.
Он не связан также объемом доказательств,
которые содержатся в уголовном деле.
Суд вправе вызвать дополнительных свидетелей,
назначить экспертизу, выехать на место
происшествия, истребовать дополнительные
документы. По делу, поступившему в суд
с обвинительным заключением, окончательная
оценка доказательств, решение о виновности
или невиновности подсудимого, квалификации
преступления, объеме обвинения и по другим
вопросам, связанным с разрешением дела,
принимаются судом. Критически исследуя
материалы досудебного производства,
суд может отвергнуть те или иные доказательства,
собранные органами предварительного
расследований, или признать их недопустимыми,
исследовать новые доказательства, выявить
дополнительных лиц, причастных к совершению
преступления, возвратить дело для производства
дополнительного расследования, оправдать
подсудимых. В силу принципа непосредственности
суд может основывать свои выводы только
на тех доказательствах, которые исследованы
им в ходе судебного следствия. Из этого
следует, что материалы предварительного
расследования и выводы органов дознания,
и предварительного следствия по делу,
направленному в суд, имеют предварительный
характер. Суд осуществляет их окончательную
оценку и на этой основе разрешает дело
по существу.
Процессуальное значение этих выводов
заключается в том, что:
объем обвинения или применить
закон о более тяжком преступлении.
При необходимости расширить эти рамки
суд возвращает уголовное дело на дополнительное
расследование.
При производстве предварительного расследования
решаются важные задачи общие для суда,
прокурора, органов предварительного
следствия и дознания (ст.2 УПК). Формулируя
задачи уголовного судопроизводства,
закон конкретизирует их решение применительно
к стадиям уголовного процесса, устанавливает
пределы полномочий органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры
и суда, определяя тем самым непосредственные
задачи отдельных стадий процесса и органов,
ведущих производство по уголовному делу.
С учетом сказанного можно сформулировать
следующие задачи предварительногорасследования:
1. Быстрое и полное
раскрытие преступления. Под раскрытием
преступления понимается установление
в определенном законом порядка обстоятельств
преступления и совершившего его лица.
В практической деятельности органов
дознания и предварительного следствия
преступление признается раскрытым, когда
собраны, достаточные доказательства,
изобличающие в совершении преступления
конкретное лицо, и это лицо привлечено
в качестве обвиняемого. Закон требует
быстрого раскрытия преступления. Это
необходимо для того, чтобы обеспечить
полное раскрытие преступления и неотвратимость
наказания за его совершение. Преступление
считается раскрытым полно, когда установлены
все обстоятельства, подлежащие доказыванию
по делу (ст. 68 УПК):
● событие преступления (время, место,
способ и другие обстоятельства совершения
преступления);
● виновность обвиняемого в совершении
преступления и мотивы преступления;
● обстоятельства, влияющие на степень
и характер ответственности обвиняемого,
а также иные обстоятельства, характеризующие
личность обвиняемого;
● характер и размер ущерба, причиненного
преступлением.
Подлежат выяснению такие причины и условия,
способствовавшие совершению преступления.
Большинство преступлений совершаются
в условиях неочевидности, в связи, с чем
их раскрытие требует значительных усилий
органов дознания и предварительного
следствия. Без целенаправленной деятельности
этих органов раскрытие многих преступлений
практически невозможно. Быстрое и полное
раскрытие преступлений органами предварительного
расследования обеспечивает необходимые
условия для отправления правосудия по
уголовным делам. При этом рамки уголовной
ответственности лица, совершившего преступление,
определяются органами предварительного
расследования в постановлении о привлечении
в качестве обвиняемого, составляемом
по результатам их процессуальной деятельности. 2. Изобличение
виновных как задача предварительного
расследования заключается в том, что
органы дознания и предварительного следствия
должны собрать достаточно доказательств,
на основе которых можно сделать однозначный
вывод о наличии события преступления
и состава преступления в деянии лица,
привлекаемого к уголовной ответственности.
Недостаточность или сомнительность доказательств,
изобличающих обвиняемого, затрудняет
или делает невозможным решение в суде
вопроса о признании подсудимого виновным
в совершении преступления. Органы предварительного
расследования обязаны не только изобличить
лиц, виновных в совершении преступления,
но и обеспечить неуклонение обвиняемого
от следствия и суда, его участие в судебном
разбирательстве, иными словами - предоставить
обвиняемого в распоряжение суда, который
будет решать вопрос о его виновности
или невиновности. С этой целью органы
предварительного расследования в установленном
законом порядке применяют к обвиняемому,
а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому
в совершении преступления, меру пресечения: подписку о невыезде,
заключение под стражу и др.
3. Обеспечение
правильного применения закона означает
точное и неуклонное исполнение органами
дознания и предварительного следствия
требований закона и соответствие ему
всех действий и принимаемых решений.
Правильное применение закона является
гарантией установления истины по делу
и соблюдения прав и законных интересов
граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает
правильное разрешение дела и назначении
справедливого наказания лицу, признанному
судом виновным в совершении преступления.
В то же время точное исполнение закона
гарантирует от необоснованного привлечения
к уголовной ответственности и осуждения
невиновных. Существенное нарушение уголовно-процессуального
закона органами дознания и предварительного
следствия является основанием возвращения
судом дела для дополнительного расследования.
Это может послужить также основанием
к отмене или изменению приговора при
рассмотрении дела вышестоящим судом
в кассационном порядке или в порядке
надзора. Обеспечение правильного применения
закона в ходе предварительного расследования
означает не только строгое соблюдение
закона должностными лицами и органами,
которые расследуют уголовное дело. Чтобы
это требование реально проводилось в
жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный,
ведомственный (организационный), уголовно-правовой
механизм обеспечения законности. Он включает
в себя прокурорский надзор, а также ведомственный
контроль, в частности, контроль за предварительным
расследованием руководителей следственных
подразделений (ст.127 УПК) контроль со стороны
начальника органа дознания за действиями
дознавателя и др. Обеспечить законность
на предварительном расследовании обязаны
также следователь и лицо, производящее
дознание, по отношению ко всем лицам,
вовлеченным в сферу расследования (свидетелям,
экспертам, другим лицам, участвующим
в следственных действиях).
4. Решая возложенные
на них задачи, органы дознания и предварительного
следствия обязаны выявлять причины и
условия, способствовавшие совершению
преступления, и принимать меры к их устранению.
Они вносят в соответствующие государственные
органы, общественные организации или
должностным лицам представления о принятии
мер к устранению этих причин и условий.
Не позднее чем в месячный срок по представлению
должны быть приняты меры и о результатах
сообщено лицу, направившему представление
(ст.21,21УПК).
5. В случае причинения
преступлением материального ущерба органы
дознания и предварительного следствия
обязаны принять, меры по обеспечению
его возмещения (ст.30 УПК). В числе таких
мер могут быть:
● розыск и изъятие похищенного имущества;
● наложение ареста на имущество и вклады;
● проведение обыска, в целях обнаружения
и изъятия имущества, денег и ценностей,
нажитых преступным путем, и т.д.
6. Всей своей
деятельностью органы дознания и предварительного
следствия должны способствовать укреплению
законности и правопорядка. Эта задача
решается путем:
● строгого соблюденная законов в деятельности
самих этих органов;
● разъяснения и обеспечения прав всех
участвующих в деле лиц;
● изобличения виновных и защиты невиновных;
● выявления причин и условий, способствующих
совершению преступлений, внесения представлений
в целях устранения нарушений закона;
● предания гласности обстоятельств совершения
преступления (если это не противоречит
интересам расследования) в воспитательных
целях и в целях формирования соответствующего
общественного мнения в связи с совершением
преступления;
● привлечения общественности к расследованию
преступлений и т.п.
Следует отметить, что уже само уголовное
расследование и привлечение к ответственности
лиц, совершивших преступление, проведенные
своевременно, на должном уровне и в строгом
соответствии с законом, способствуют
укрепление законности и правопорядка.
Действующий уголовно-процессуальный
закон предусматривает две формы предварительного
расследования дознание и предварительное
следствие. Предварительное расследование,
таким образом, представляет общее понятие,
включающее в себя дознание и предварительное
следствие.
Общие условия предварительного расследования
- это, как следует из самого определения,
закрепленные в уголовно-процессуальном
законе правила, исполнение которых обязательно
для любой из форм предварительного расследования.
Так должно быть. Однако общие условия
предварительного расследования в полном
объеме относятся только к предварительному
следствию. Они не в полной мере относятся
к дознанию и смешанному расследованию,
при чем совершенно не касаются протокольного
расследования.
На стадии предварительного расследования,
как и на любой другой стадии уголовного
процесса, реализуются принципы уголовного
процесса. Но общие условия предварительного
расследования не являются принципами
уголовного процесса. Это правила меньшей,
чем принципы процессуальной значимости.
Они касаются не всего уголовного процесса,
а всего-навсего одной из его составляющих
- предварительного расследования.
Система правил, составляющих общие условия
предварительного расследования, включает
в себя:
1. Подследственность.
2. Полномочия следователя. Процессуальная
самостоятельность следователя.
3. Начало, место и сроки производства предварительного
расследования.
4. Соединение и выделение уголовных дел.
5. Расследование уголовных дел группой
следователей.
6. Профилактическую деятельность органов
дознания и предварительного следствия
или, иначе, меры по выявлению причин и
условий совершения преступлений
7. Взаимодействие следователя с органами
дознания.
Профессор Б.Т.Безлепкин к общим условиям
предварительного расследования также
относит:
● привлечение общественности к участию
в раскрытии и расследовании уголовных
дел;
● обязательное удовлетворение ходатайств,
имеющих значение для дела;
● недопустимость разглашения данных
предварительного расследования;
● применение научно-технических средств
в ходе предварительного расследования;
● обжалование действий следователя;
● порядок сношения следователей с соответствующими
органами других государств;
● этические основы и воспитательное
воздействие предварительного следствия.
В литературе высказаны и другие подходы
к понятию и перечню общих условий предварительного
расследования.
Разногласия по поводу представления
о системе и количестве общих условий
предварительного расследования обусловлены
различными представлениями процессуалистов
о соотношении понятий "принцип уголовного
процесса" и "общее условие предварительного
расследования". Именно поэтому многие
ученые под общими условиями производства
предварительного расследования понимают
также положения, по своей сути являющиеся
проявлениями в соответствующих формах
деятельности самих принципов.
Следующей за стадией возбуждения уголовного
дела идет стадия предварительного расследования.
Тем не менее, о предварительном расследовании
как о понятии, также как и о возбуждении
уголовного дела можно говорить в разных
значениях.
Так, предварительное расследование -
это:
1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного
дела, стадия
уголовного процесса;
2. Осуществляемая для решения стоящих
в этот промежуток времени
задач (определенного вида) уголовно-процессуальная
деятельность
следователя или (и) органа дознания;
3.Уголовно-процессуальный институт. Понятие
предварительного
расследования как стадии не относятся
к числу дискуссионных в
юридической литературе, и определяется
всеми процессуалистами
по существу одинаково. Под предварительным
расследованием понимается следующая
за возбуждением уголовного дела стадия
уголовного процесса со своими задачами
и границами.
Однако иногда ученые не видят никаких
различий между понятиями "предварительное
расследование" и "стадия предварительного
расследования".
А.А.Гарницкий считает: "Предварительное
расследование - стадия уголовного процесса,
в которой органы следствия и дознания,
опираясь на помощь широких масс общественности,
в установленном законом порядке осуществляют
деятельность по предупреждению преступлений,
проводят работу по раскрытию совершенных
преступлений, привлечению к ответственности
виновных, а равно по установлению отсутствия
события или состава преступления или
основания для направления дела в суд".1
"Под предварительным расследованием
подразумевается одна из стадий уголовного
процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,—
эта стадия судопроизводства начинается
с принятия возбужденного дела в производство".
Данные определения применимы к характеристике
временного промежутка (стадии), но не
должны использоваться в отношении осуществляемой
при этом уголовно-процессуальной деятельности.
Предварительное расследование следует
рассматривать, в основном, как деятельность.
Хотя иногда, характеризуя эту деятельность
налицо признаки одноименных и стадии,
и правового института.
Предварительное расследование (напомним,
как деятельность), принято считать, может
осуществляться в двух формах: дознания
и предварительного
следствия.
В литературе встречаются и другие позиции.
Так вычленяется третья форма предварительного
расследования. П.С.Ефимичев таковой считает протокольную
форму досудебной подготовки материалов.
По-разному учеными воспринимается сущность
досудебной подготовки материалов в протокольной
форме. Некоторые ее называют разновидностью
дознания, другие - порядком проверки оснований
к возбуждению уголовного дела, третьи
- административной деятельностью, самостоятельной
формой расследования. Более удачным представляется
определение понятия досудебной подготовки
материалов в протокольной форме, как
особого досудебного производства.
Однако как бы мы не именовали эту деятельность,
она, несомненно, включает в себя и определение
подведомственности, и сбор достаточных
данных, указывающих на признаки объективной
стороны состава преступления. Тем не
менее, досудебная подготовка материалов
в протокольной форме - это не форма предварительной
проверки заявлений (сообщений) о преступлении.
Содержание названного вида уголовно-процессуальной
деятельности далеко выходит за пределы
стадии возбуждения уголовного дела. Иначе
говоря, досудебная подготовка материалов
в протокольной форме состоит из трех
элементов. Именно третья, неизученная
наукой часть досудебной подготовки, начинающаяся
с констатации компетентным органом наличия
в его распоряжении повода и основания
к "возбуждению в порядке ст.112 УПК уголовного
дела", должна быть признана самостоятельным
видом уголовно-процессуальной деятельности
органа дознания (одной из форм расследования),
но ни в коем случае не вся досудебная
подготовка.
В уяснении точного перечня осуществляемых
компетентными органами форм предварительного
расследования поможет сравнительный
анализ глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения
уголовного дела и досудебной подготовки
материалов в протокольной форме. Если
в процессе осуществления досудебной
подготовки материалов в протокольной
форме после окончания деятельности, присущей
первоначальной стадии уголовного процесса,
осуществляется еще какая-то уголовно-процессуальная
деятельность, то налицо еще один вид предварительного
расследования - протокольное расследование.
Тем более что с помощью него (протокольного
расследования) решаются те же задачи,
что и с помощью любой другой формы предварительного
расследования.
Досудебная подготовка материалов в протокольной
форме включает в себя как действия, осуществляемые
в целях решения задач стадии возбуждения
уголовного дела, так и действия, реализующие
цели предварительного расследования.
Исходя из положения, что стадия уголовного
процесса - это совокупность процессуальных
действий и решений, объединенных общей
задачей и завершаемых выводами компетентного
органа, и делается вывод о наличии в досудебной
подготовке материалов в протокольной
форме и предварительной проверки заявлений
(сообщений) о преступлении, и самостоятельной
формы предварительного расследования
– протокольного расследования.
Решение о наличии достаточных данных,
указывающих на признаки преступления,
- начало протокольного расследования.
Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК,
стадии возбуждения уголовного дела и
досудебной подготовки материалов в протокольной
форме. Для этого сначала обратимся к ст.113
и ст.416 УПК. В ст.113 УПК первым основанием
отказа в возбуждении уголовного дела
закреплено - "отсутствие оснований
к возбуждению уголовного дела". Ст.416
УПК, напротив, гласит, если не выяснены
существенные дополнительные обстоятельства,
необходимые для возбуждения уголовного
дела, производится дознание, то есть принимается
противоположное отказу в возбуждении
уголовного дела решение - решение о возбуждении
уголовного дела.
Значит, эти уголовно-процессуальные нормы
противоречат друг другу.
Уголовно-процессуальная деятельность,
в какой бы она форме не производилась,
не может "перешагнуть" через принятие
решения о наличии в собранном материале
достаточных данных, указывающих на признаки
объективной стороны состава преступления.
Получается, что досудебная подготовка
материалов в протокольной форме не требует
процессуального письменного оформления
решения о возбуждении уголовного дела
в порядке ст. 112 УПК. Мысленно оно все равно
принимается. "Возбуждение" же уголовного
дела, - это более позднее уголовно-процессуальное
решение, и его сущность больше отражало
бы такое наименование, как "возбуждение
судебного производства", а не уголовного
дела.
Основные же признаки становятся такими
же, как и у любой из форм предварительного
расследования. А так как при этом не осуществляется
ни дознания, ни предварительного следствия,
можно сделать вывод о существовании еще
одной формы предварительного расследования.
Ее можно назвать протокольным
расследованием.
Можно предложить более длинное наименование
- сбор материалов обо всех существенных
обстоятельствах, характеризующих состав
преступления. Такое название вытекает
из редакции ст.416 УПК.
Протокольное расследование в основном ведется путем:
• производства осмотра места происшествия,
• получения объяснений,
• истребования материалов,
• отобрания у правонарушителя обязательства
являться по вызовам
органов дознания и суда и сообщать им
о перемене места жительства и, наконец,
• составления протокола об обстоятельствах
совершенного преступления.
В протокольном производстве возбуждение
уголовного дела и отказ в возбуждении
уголовного дела поставлены в неровные
условия. Отказ в возбуждении уголовного
дела оформляется письменно и на определенном
этапе по признакам, его составляющим,
похож больше на прекращение уголовного
дела, нежели на решение, присущее первоначальной
стадии уголовного процесса. Ведь он может
быть осуществлен, несмотря на наличие
оснований к возбуждению уголовного дела
- достаточных данных, указывающих на признаки
объективной стороны состава преступления
( ст. 108 УПК).
Как уже отмечалось возбуждение же уголовного
дела в том смысле, который заложен в анализируемое
решение ст.112 УПК, вообще никак не оформляется.
Возбуждением уголовного дела именуется
решение, которое больше похоже на решение
о назначении судебного заседания.
Не трудно заметить, что решения о возбуждении
уголовного дела, принимаемые при досудебной
подготовке материалов в протокольной
форме и в обычном порядке, разные, по сути,
и содержанию понятия.
Глава 2. Практика в кадровом подразделении
организации
п. 2.1.
Прием на работу
На службу в милицию имеют право поступать
граждане Российской Федерации не моложе
18 лет и не старше 35 лет независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, имеющие образование не
ниже среднего общего образования, способные
по своим личным и деловым качествам, физической
подготовке и состоянию здоровья исполнять
возложенные на сотрудников милиции обязанности.
Не могут быть приняты на службу в милицию
граждане, имеющие либо имевшие судимость
и лишенные на определенный срок вступившим
в законную силу решением суда права занимать
должности сотрудников милиции, в течение
указанного срока.
Для поступающего в милицию устанавливается
испытательный срок от трех до шести месяцев
в зависимости от уровня подготовки и
должности, на которую он поступает. В
период испытательного срока указанное
лицо является стажером по должности.
п. 2.4.
Рабочее время и время отдыха
Применяются для учета времени, фактически
отработанного и (или) неотработанного
каждым работником организации, для контроля
за соблюдением работниками установленного
режима рабочего времени, для получения
данных об отработанном времени, расчета
оплаты труда, а также для составления
статистической отчетности по труду. При
раздельном ведении учета рабочего времени
и расчета с персоналом по оплате труда
допускается применение раздела I. "Учет
рабочего времени" табеля по форме N
Т-12 в качестве самостоятельного документа
без заполнения раздела 2. "Расчет с
персоналом по оплате труда". Форма
N Т-13 применяется для учета рабочего времени.
Составляются в одном экземпляре уполномоченным
на это лицом, подписываются руководителем
структурного подразделения, работником
кадровой службы, передаются в бухгалтерию.
Отметки в Табеле о причинах неявок на
работу, работе в режиме неполного рабочего
времени или за пределами нормальной продолжительности
рабочего времени по инициативе работника
или работодателя, сокращенной продолжительности
рабочего времени и др. производятся на
основании документов, оформленных надлежащим
образом.
Для отражения ежедневных затрат рабочего
времени за месяц на каждого работника
в табеле отведено: в форме N Т-12 - две строки;
в форме N Т-13 - четыре строки и соответствующее
число граф.
В формах N Т-12 и N Т-13 верхняя строка применяется
для отметки условных обозначений затрат
рабочего времени, а нижняя - для записи
продолжительности отработанного или
неотработанного времени по соответствующим
кодам затрат рабочего времени на каждую
дату. При необходимости допускается увеличение
количества граф для проставления дополнительных
реквизитов по режиму рабочего времени,
например, времени начала и окончания
работы в условиях, отличных от нормальных.
При заполнении граф 5 и 7 табеля по форме
N Т-12 в верхних строках проставляется
количество отработанных дней, в нижних
строках - количество часов, отработанных
каждым работником за учетный период.
Затраты рабочего времени учитываются
в Табеле или методом сплошной регистрации
явок и неявок на работу, или путем регистрации
только отклонений. При отражении неявок
на работу, учет которых ведется в днях,
в Табеле в верхней строке в графах проставляются
только коды условных обозначений, а в
нижней строке графы остаются пустыми.
При составлении табеля по форме N Т-12 в
разделе 2 на один для всех работников
вид оплаты и корреспондирующий счет заполняются
графы 18-22, а при расчете разных по каждому
работнику видов оплаты и корреспондирующих
счетов заполняются графы с 18-34.
Форма N Т-13 "Табель учета рабочего времени"
применяется при автоматизированной обработке
учетных данных. При составлении табеля
по форме N Т-13:
при записи учетных данных для начисления
заработной платы только по одному виду
оплаты и корреспондирующему счету, общим
для всех работников, включенных в Табель,
заполняются реквизиты "код вида оплаты",
"корреспондирующий счет" над таблицей
с графами с 7-9 и графа 9 без заполнения
граф 7 и 8.
при записи учетных данных для начисления
заработной платы по нескольким видам
оплаты и корреспондирующих счетов заполняются
графы 7-9. Дополнительный блок с идентичными
номерами граф предусмотрен для заполнения
данных по видам оплаты, если их количество
превышает четыре.
Бланки табеля по форме N Т-13 с частично
заполненными реквизитами могут быть
изготовлены с применением средств вычислительной
техники. К таким реквизитам относятся:
структурное подразделение, фамилия, имя,
отчество, должность, табельный номер
и т.п. - то есть данные, содержащиеся в
справочниках условно-постоянной информации
организации. В этом случае форма табеля
изменяется в соответствии с принятой
технологией обработки учетных данных.
Условные обозначения отработанного и
неотработанного времени, представленные
на титульном листе формы N Т-12, применяются
и при заполнении табеля по форме N Т-13.
п. 2.5.
Трудовая дисциплина
Дисциплина труда - обязательное для всех
работников подчинение правилам поведения,
определенным в соответствии с настоящим
Кодексом, иными законами, коллективным
договором, соглашениями, трудовым договором,
локальными нормативными актами организации.
Работодатель обязан в соответствии с
настоящим Кодексом, законами, иными нормативными
правовыми актами, коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными
актами, содержащими нормы трудового права,
трудовым договором создавать условия,
необходимые для соблюдения работниками
дисциплины труда.
Трудовой распорядок организации определяется
правилами внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка
организации - локальный нормативный акт
организации, регламентирующий в соответствии
с настоящим Кодексом и иными федеральными
законами порядок приема и увольнения
работников, основные права, обязанности
и ответственность сторон трудового договора,
режим работы, время отдыха, применяемые
к работникам меры поощрения и взыскания,
а также иные вопросы регулирования трудовых
отношений в организации.
Для отдельных категорий работников действуют
уставы и положения о дисциплине, утверждаемые
Правительством Российской Федерации
в соответствии с федеральными законами.
На основании ст. 193 ТК РФ до применения
дисциплинарного взыскания работодатель
должен затребовать от работника объяснение
в письменной форме. В случае отказа работника
дать указанное объяснение составляется
соответствующий акт. Отказ работника
дать объяснение не является препятствием
для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется
не позднее одного месяца со дня обнаружения
проступка, не считая времени болезни
работника, пребывания его в отпуске, а
также времени, необходимого на учет мнения
представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть
применено позднее шести месяцев со дня
совершения проступка, а по результатам
ревизии, проверки финансово-хозяйственной
деятельности или аудиторской проверки
- позднее двух лет со дня совершения. В
указанные сроки не включается время производства
по уголовному делу. За каждый дисциплинарный
проступок может быть применено только
одно дисциплинарное взыскание.
Приказ работодателя о применении дисциплинарного
взыскания объявляется работнику под
расписку в течение трех рабочих дней
со дня его издания. В случае отказа работника
подписать указанный приказ составляется
соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть
обжаловано работником в государственные
инспекции труда или органы по рассмотрению
индивидуальных трудовых споров.
п.2.6.
Перевод на другую работу. Изменение условий
трудового договора. Увольнение
Применяются для оформления и учета увольнения
работника. Составляются работником кадровой
службы, подписываются руководителем
организации или уполномоченным им на
это лицом, объявляются работнику под
расписку в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
В графе форм N Т-8 и Т-8а "Основание прекращения
трудового договора" производится запись
в точном соответствии с формулировкой
действующего законодательства Российской
Федерации со ссылкой на соответствующую
статью. В графе "Документ, номер и дата"
делается ссылка на документ, на основании
которого готовится приказ и прекращается
действие трудового договора с указанием
его даты и номера.
При увольнении материально ответственного
лица к приказу прилагается документ об
отсутствии материальных претензий к
работнику.
При расторжении трудового договора по
инициативе работодателя в случаях, определенных
действующим законодательством Российской
Федерации, к приказу о прекращении трудового
договора с работником прилагается в письменной
форме мотивированное мнение выборного
профсоюзного органа данной организации.
На основании приказа о прекращении трудового
договора с работником делается запись
в личной карточке, лицевом счете, трудовой
книжке, производится расчет с работником
по форме N Т-61 "Записка-расчет при прекращении
трудового договора с работником".
п. 2.7.
Организация работы кадрового подразделения
по подготовке документов по назначению
пенсий и пособий
Стаж государственной службы для назначения
пенсии за выслугу лет федеральных государственных
служащих определяется в соответствии
с Указом Президента РФ от 17 декабря 2002
г. N 1413 "Об утверждении перечня должностей,
периоды службы в которых включаются в
стаж государственной службы для назначения
пенсии за выслугу лет федеральных государственных
служащих". В соответствии с этим Указом
в стаж государственной службы для назначения
пенсии за выслугу лет федеральных государственных
служащих включаются периоды службы в
следующих должностях:
Согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях
под трудовой пенсией понимается ежемесячная
денежная выплата, осуществляемая в целях
компенсации гражданам той заработной
платы или иного дохода, которые они получали,
будучи застрахованными, либо которые
утратили, являясь нетрудоспособными
членами семьи застрахованных лиц в связи
со смертью этих лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона о трудовых
пенсиях право на трудовую пенсию имеют
граждане Российской Федерации, застрахованные
в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации".
В соответствии с Законом N 167-ФЗ застрахованными
могут быть как граждане Российской Федерации,
так и иностранные граждане, а также лица
без гражданства:
Порядок назначения, перерасчета размеров
и выплаты трудовых пенсий регулируется
ст. 18 Закона о трудовых пенсиях.
Порядок определения, перерасчета, индексации
и корректировки размеров трудовых пенсий
регулируется ст. 17 Закона о трудовых пенсиях.
Постановлением Минтруда России и Пенсионным
фондом Российской Федерации от 27.02.2002
N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения
за пенсией, назначения пенсии и перерасчета
размера пенсии, перехода с одной пенсии
на другую в соответствии с Федеральными
законами "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" и "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации" утверждены Правила обращения
за пенсией, назначения пенсии и перерасчета
размера пенсии, перехода с одной пенсии
на другую.
Граждане подают заявление о назначении
пенсии в орган ПФР по месту жительства.
Граждане Российской Федерации, не имеющие
подтвержденного регистрацией места жительства,
подают заявление в орган ПФР по месту
своего пребывания. Если же граждане Российской
Федерации не имеют подтвержденного регистрацией
места жительства и места пребывания,
то они подают заявление о назначении
пенсии в орган ПФР по месту своего фактического
проживания.
Пенсия выплачивается в соответствии
с Правилами, утвержденными постановлением
Пенсионного фонда Российской Федерации
и Минтруда Российской Федерации от 16.02.2004
N 15п/18 "Об утверждении Правил выплаты
пенсии в соответствии с Федеральными
законами "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" и "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации". Выплата производится органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение,
или организацией федеральной почтовой
связи, кредитной или иной организацией
по заявлению пенсионера.
п. 2.8.
Организация работы кадрового подразделения
по составлению статистической отчетности
В целях укрепления учетно-регистрационной
дисциплины и законности в органах внутренних
дел Российской Федерации при рассмотрении
сообщений о правонарушениях приказываю:
Настоящая Инструкция устанавливает порядок
приема, регистрации и разрешения в органах
внутренних дел Российской Федерации
заявлений, сообщений и иной информации
о происшествиях, а также определяет порядок
ведомственного контроля за его соблюдением.
Порядок включает в себя: прием сообщений
о происшествиях - действия должностного
лица органов внутренних дел, наделенного
соответствующими полномочиями по получению
сообщения о происшествии, регистрацию
сообщений о происшествиях - присвоение
каждому поступившему сообщению о происшествии
порядкового номера и фиксация в учетной
документации кратких сведений о нем.
Сообщение о происшествии, в зависимости
от его содержания и формы поступления,
подразделяется на: сообщение о преступлениях
к которой относятся заявление о преступлении,
явка с повинной, рапорт об обнаружении
преступления, составленный лицом, принявшим
сообщение о совершенном или готовящемся
преступлении; а также сообщения и письменные
заявления о событиях, угрожающих личной
или общественной безопасности, в том
числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных
происшествиях, авариях, катастрофах,
чрезвычайных происшествиях, массовых
беспорядках, массовых отравлениях людей,
стихийных бедствиях и иных событиях,
требующих проверки для обнаружения возможных
признаков преступления или административного
правонарушения.
Поступившее в орган внутренних дел сообщение
о происшествии, должно быть незамедлительно
внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях
и ему присвоен соответствующий регистрационный
номер.
В помещениях административных зданий
органов внутренних дел для разъяснения
гражданам прав заявителей, порядка приема,
регистрации и разрешения сообщений о
происшествиях на стендах или в иных общедоступных
местах должны быть размещены: выписки
из положений УПК РФ, иных нормативных
правовых актов, регламентирующих порядок
приема сообщений о происшествиях; служебные
номера телефонов и адреса должностных
лиц, которым могут быть обжалованы действия,
связанные с приемом или отказом в приеме
сообщений о происшествиях.
Заключение
После прохождения практики в Отделе Дознания
Славянского ОВД, я сделала для себя ряд
важных выводов.
Правоохранительная деятельность- такая
государственная деятельность, которая
осуществляется с целью охраны права специально
уполномоченными органами путем применения
юридических мер воздействия в строгом
соответствии и при неуклонном соблюдении
установленного им порядка.
Правоохранительная деятельность обладает
рядом специфических признаков:
- эта деятельность может осуществляться
не любым способом, а лишь посредством
применения юридических мер воздействия
(убеждение, принуждение, взыскание);
Информация о работе Отчет по практике в Отделе Дознания Славянского ОВД