Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:42, отчет по практике
Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения.
За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью прокуратуры, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия помощников прокурора, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
В первые дни практики я ознакомилась со структурой, порядком деятельности и функциями прокуратуры.
Отчёт
о прохождении производственной
практики
в прокуратуре Пролетарского
района г. Саранска
В период с 06.07.2010 г. по 26.07.2010г. я проходила
производственную практику в прокуратуре
Пролетарского района г. Саранска.
Практика имеет своей целью углубление
и закрепление знаний, полученных в процессе
теоретического обучения.
За время прохождения практики я была
ознакомлена с деятельностью прокуратуры,
изучила делопроизводство, ознакомилась
с инструкциями, положениями, которые
регулируют внутренний распорядок, структуру,
порядок организации и полномочия помощников
прокурора, а также с нормативно-правовыми
актами, регламентирующими их сферу деятельности.
В первые дни практики я ознакомилась
со структурой, порядком деятельности
и функциями прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации – единая
федеральная централизованная система
органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции
Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской
Федерации. Прокуратура Российской Федерации
выполняет и иные функции, установленные
федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона,
единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов общества
и государства прокуратура Российской
Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля,
их должностными лицами, органами управления
и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций, а также за соответствием
законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами
и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительной (законодательной)
и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов судебными
приставами;
- надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу;
- уголовное преследование в соответствии
с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
Организация и порядок деятельности прокуратуры
Российской Федерации и полномочия прокуроров
определяется Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре
РФ» и другими федеральными законами,
международными договорами Российской
Федерации.
На прокуратуру Российской Федерации
не может быть возложено выполнение функций,
не предусмотренных федеральными законами.
Прокуратура не принадлежит ни к одной
из ветвей государственной власти. Деятельность
органов прокуратуры – это самостоятельное
направление реализации государством
своих функций по обеспечению единства
правового пространства России, соблюдению
режима законности всеми субъектами права,
а также охране прав, свобод и законных
интересов, как отдельной личности, так
и общества в целом.
Служба в прокуратуре является одним из
видов федеральной государственной службы.
Прокурорские работники по своему правовому
статусу являются государственными служащими
государственной службы Российской Федерации,
исполняющими обязанности по государственной
должности федеральной государственной
службы с учетом требований Закона о прокуратуре.
В первый день практики я познакомилась
с сотрудниками прокуратуры. В данной
прокуратуре прокурор района, два заместителя
прокурора, три старших помощника прокурора,
семь помощников прокурора, секретарь
и специалист 1 разряда.
Особое внимание руководитель прокуратуры
уделяет непосредственной работе с людьми,
учитывая их профессиональные и моральные
качества, воспитывать сотрудников в духе
неуклонного соблюдения требований закона,
интересов личности, общества и государства,
профессиональной этики.
Прокурорские работники не вправе совмещать
свою основную деятельность не только
с оплачиваемой, но и любой другой безвозмездной
деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой.
Я ознакомилась со структурой районной
прокуратуры, порядком ее формирования.
Изучила программу практики и определила
объем подлежащего изучению нормативного
материала, необходимого для выполнения
поручений, данных руководителем практики
и решения конкретных правовых вопросов.
Ознакомилась с характером деятельности
и полномочиями должностных лиц прокуратуры
района: прокурора, его заместителей, старших
помощников прокурора, помощников прокурора.
Изучила структуру и содержание актов
прокурорского реагирования.
За время прохождения практики в прокуратуре
мною были изучены нормативная база (Федеральный
закон «О прокуратуре Российской Федерации»,
Гражданский процессуальный кодекс и
Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации, приказы Генерального прокурора
Российской Федерации), на которой основывается
деятельность органов прокуратуры, а также
тактика и порядок проведения следственных
действий, их процессуальное оформление
(составление протокола, вынесение постановления).
В федеральном законодательстве о прокуратуре
принцип законности выражается в установлении
надзорных полномочий прокуроров, предмета
и пределов их реализации, а также порядка
деятельности. В обязанности прокурора
входит опротестование каждого нормативного
правового акта, который противоречит
Конституции и иными федеральными законами
и с этой точки зрения является незаконным.
Прокурор или его заместитель по основаниям,
установленным законом, изучают постановление
о возбуждении уголовного дела, возбуждают
производство об административном правонарушении,
требует привлечения лиц, нарушивших закон,
к иной установленной законом ответственности,
предостерегает о недопустимости нарушения
закона. Однако, если решение по этим вопросам
будет принято помощником прокурора, то
оно в свою очередь само будет незаконным.
Прокурор в своей деятельности обязан
соблюдать не только требования Конституции
и Закона о прокуратуре, но также положения
иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК
и т.д.).
Принцип законности также реализуется
таким построением и такой обоснованностью
действий и решений прокурора, которые
гарантируют в каждом случае обнаружения
правонарушений немедленное их устранение
правовыми средствами. Незаконные решения
прокурора могут быть обжалованы гражданами
и должностными лицами вышестоящему прокурору
или непосредственно в суд.
Органы прокуратуры обязаны осуществлять
свои полномочия по надзору за соблюдением
законов от имени государства независимо
от волеизъявления заинтересованных лиц,
реагировать на каждый случай нарушения
законов, ущемления прав, свобод граждан,
интересов личности, общества и государства.
Суть организации и деятельности органов
прокуратуры заключается в сочетании
интересов органов государственной власти
в лице прокуратуры по достижению поставленных
перед ними задач, с не6укоснительным обеспечением
законных интересов граждан и должностных
лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором
своих надзорных полномочий. Например,
федеральное законодательство о выборах
в органы местного самоуправления содержит
положение, согласно которому участие
прокурора в судебном рассмотрении дел
о нарушении конституционных прав граждан
Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления
является обязательным, не зависящим от
усмотрения как любой из сторон, так и
самого прокурора.
Ознакомилась с организацией работы и
ведением делопроизводства в районной
прокуратуре. Уяснила основы планирования
работы прокуратуры; распределения обязанностей
между прокурором, его заместителями и
помощниками; осуществления устного приема
посетителей; регистрацию и рассмотрению
жалоб, заявлений; по организации и проведению
анализов и обобщений практики прокурорского
надзора, составлению статистических
отчетов и докладных записок. Изучила
характер и основные формы взаимодействия
органов прокуратуры с правоохранительными
органами, местными органами исполнительной
и представительной власти, общественностью.
В основе принципа прокуратуры лежит единое
централизованное руководство всей деятельностью
органов прокуратуры при неукоснительном
подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим
и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном
выполнении указаний вышестоящих прокуроров
нижестоящими.
Принцип централизации в организации
и деятельности органов прокуратуры выражается
в обязанности вышестоящих прокуроров
контролировать деятельность подчиненных
прокуроров. Контроль является важнейшим
условием организации работы, одной из
основных обязанностей всех должностных
лиц прокуратуры и имеет следующие цели:
обеспечить высокую исполнительскую дисциплину;
выявить, исправить и предупредить недостатки
в работе; реализовать принцип персональной
ответственности каждого работника органов
прокуратуры за порученное дело.
Цели контроля достигаются путем заблаговременного
истребования информации о ходе выполнения
поручения, напоминания конкретным исполнителям
о необходимости добросовестного отношения
к возложенным обязанностям, проверкой
качества исполнения, а также своевременным
и принципиальным реагированием на выявленные
упущения, допущенные при исполнении возложенных
полномочий.
Изучила приказы Генерального прокурора
№ 135 от 05.11.2007г. «Об организации прокурорского
надзора за законностью уголовного преследования
в стадии досудебного производства», №
186 от 18.11.2007г. «Об организации прокурорского
надзора за предварительным следствием
и дознанием», № 114 от 23.09.2007г. «Об организации
надзора за исполнением Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,
от 28.09.2007г.(совместный с МВД РФ) «О мерах
по укреплению законности в деятельности
органов внутренних дел при регистрации
и учете преступлений»; Указание № 47 от
05.08.2007г. «Об организации рассмотрения
жалоб на действия и решения органа дознания,
дознавателя, следователя и прокурора,
осуществляющих уголовное судопроизводство».
Цель прокуратуры заключается в создании
на территории Российской Федерации такого
режима законности, который позволил бы
обеспечить верховенство и соблюдение
Конституции, исполнение законно, действующих
на территории России, а также сформировать
надежный механизм защиты прав и свобод
человека и гражданина, охраняемых законом
интересов общества и государства.
Достижение целей осуществляется с помощью
решения основных задач. Эти задачи можно
сформировать в три блока:
1. задачи по обеспечению единства правового
пространства в государстве:
- достижение единообразия и точности
при исполнении действующего на территории
РФ законодательства;
- обеспечение соответствия издаваемых
на территории государства нормативно-правовых
актов Конституции и федеральному законодательству;
- гарантированное соблюдение на всей
территории РФ прав и свобод человека
и гражданина;
- обеспечение судебной защиты нарушенных
интересов государства путем подачи исков
в арбитражные и гражданские суды.
2. задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
- обеспечение реализации принципа неотвратимости
уголовной ответственности за совершенные
преступления. Решение этой задачи достигается
путем осуществления органами прокуратуры
от имении государства уголовного преследования,
в том числе и поддержания государственного
обвинения в суде, в соответствии с полномочиями,
предоставленными уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации;
- достижение согласованного взаимодействия
различных правоохранительных структур
государства в борьбе с преступностью;
- обеспечение законности исполнения назначенного
судом наказания или иных мер принудительного
характера.
3. организационные задачи:
- обеспечение оперативного поступления
информации об имеющих место различных
правонарушениях, организация на должном
уровне работы с жалобами и заявлениями
граждан;
- установление эффективного сотрудничества
с правоохранительными органами других
стран для обеспечения эффективности
уголовного преследования транснациональных
преступных группировок; розыска и экстрадиции
преступников, скрывающихся за рубежом;
оказания правовой помощи по гражданским
и семейным делам гражданам России, находящимся
за рубежом; организации обмена положительным
опытом работы между прокуратурами различных
стран;
- обеспечение населения достоверной информацией
о состоянии законности и эффективности
борьбы с правонарушениями, как в отдельном
регионе, так и в целом по Российской Федерации;
обобщение практических материалов по
ведению прокурорского надзора и организация
обмена опытом работы с целью повышения
эффективности деятельности;
- подготовка высококвалифицированных
кадров для структур органов прокуратуры
Российской Федерации; организация работы
по повышению их квалификации с привлечением
для этого как ученых, так и опытных практических
работников прокуратуры.
Изучила статистические денные за последние
два года о состоянии преступности на
территории, контролируемой Пролетарской
районной прокуратурой г. Саранска, планами
по усилению борьбы с преступностью, нарядами,
содержащими материалы проверок, актами
прокурорского реагирования по результатам
данных проверок. Анализ норм ГПК РФ и
УПК РФ, Федерального закона «О прокуратуре
РФ», работа со справочными правовыми
системами «Консультант плюс» и «Гарант».
Решение стоящих перед прокуратурой задач
осуществляется через организацию ее
деятельности по следующим основным направлениям:
Присутствовала при
Изучила структуру и содержание исковых
заявлений, аппеляционных, кассационных
и надзорных представлений, поданных прокурором.
Ознакомилась с Инструкцией о порядке
рассмотрения и
разрешения обращений и приема граждан
в органах и
учреждениях прокуратуры Российской Федерации,
утвержденной приказом Генерального прокурора
РФ от
15.01.2003 №3.
Изучила организацию рассмотрения и разрешения
заявлений, жалоб, запросов и обращений,
приема заявителей в районной прокуратуре.
Ознакомилась с работой по регистрации
заявлений, сообщений и сигналов о
преступлениях.
Ознакомилась с Инструкцией по делопроизводству
в органах
и учреждениях прокуратуры Российской
Федерации,
утвержденной приказом Генерального прокурора
РФ от
28.12.1998 №93.
Ознакомилась с организацией работы районной
прокуратуры по участию в рассмотрении
дел в судах по первой инстанции, в аппеляционном,
кассационном, надзорном порядке, с Приказом
Генерального прокурора Российской Федерации
№ 51 от 02.12.2005 г. «Об обеспечении участия
прокуроров в гражданском судопроизводстве».
Знакомилась с надзорными производствами
по уголовным делам, уяснила порядок их
оформления и значение для организации
надзора за исполнением законов органами
расследования. По поручению прокурора
изучала уголовные дела, поступившие от
органов предварительного расследования
с обвинительными заключениями, постановлениями
о прекращении уголовного дела и о приостановлении
предварительного следствия. По результатам
изучения доложила прокурору о своих выводах,
о соблюдении законов органами расследования
при
расследовании уголовных дел, полноте,
объективности и
всесторонности исследования обстоятельств
дела, законности
и обоснованности принятых решений.
Изучила несколько рассмотренных судом
уголовных и гражданских дел, а также дел
об административных правонарушениях
па предмет дачи заключения о законности
вынесенных по ним решений.
Ознакомилась с порядком составления
постановлений о возбуждении уголовного
дела и принятии его к производству, о
привлечении лица в качестве обвиняемого,
о розыске подозреваемого, о назначении
судебно-медицинской экспертизы, о возбуждении
перед судом ходатайства об избрании меры
пресечения в виде заключения под стражу,
о привлечении лица в качестве
гражданского ответчика.
По поручению заместителя прокурора изучала
материалы об отказе в возбуждении уголовного
дела. Составила проект протеста на постановление
о наложении административного взыскания.
Изучала совместно с помощником прокурора
содержание заявлений и сообщений о совершенных
преступлениях, определяла наличие данных
о совершении преступления.