Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:59, реферат
Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с моментазаключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).
Предисловие. Во второй половине ХIХ – начале ХХ века
пенитенциарные органы в России не имели
четкой системы управления. .До второй
половины XIX столетия в России не существовало
четкой системы организации тюремных
учреждений. Управление тюремным ведомством
не было централизованным, тюремные замки
находились в ведении различных государственных
органов. При этом тюремное управление
еще и не было отделено от полицейского. Экономические, социальные
и политические преобразования в России,
осуществляемые после распада Союза ССР,
обусловили создание новой правовой системы,
которая нашла закрепление в Конституции
Российской Федерации 1993 года: был принят
комплексный нормативный акт законодательного
уровня, регулирующий организацию и деятельность
пенитенциарных учреждений - Закон РФ
«Об учреждениях и органах, исполняющих
наказание в виде лишения свободы».
Пенитенциарная
система.
Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с моментазаключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).
Одним из важнейших направлений деятельности современной пенитенциарной системы по восстановлению социальной справедливости, наряду с карательной функцией, является профилактика рецидива преступлений.
Пенитенциарная
система в современной России
представляет собой централизованную
структурно-функциональную систему, формирование
и функционирование которой осуществляется
от имени государства и связано
с обеспечением режима законности,
достижения цели исправления осужденных
и предупреждения преступлений, а
также решения задач и исполнения
наказания.
Организация
уголовно-исполнительной системы и обеспечение
ее деятельности
Согласно ФЗ от 21 июля 1993 года
«Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовное наказание ввиде лишения свободы»
Уголовно-исполнительная (пенитенциарная
система) система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).
В уголовно-исполнительную
систему по решению Правительства
Российской Федерации могут входить следст
Виды учреждений и органов,
исполняющих наказания, определяются Уголовно-
Т.е ЭТО Исправительные
и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные
учреждения и следственные изоляторы,
выполняющие функции исправительных учреждений.
Исправительные учреждения являются органами
государства входящими в пенитенциарную
систему, на которую возложено исполнение
лишения свободы на определенный срок
и пожизненное лишение свободы в целях
исправления осужденных и предупреждения
с их стороны новых преступлений, а также
обеспечение правопорядка и законности
в их деятельности, безопасности осужденных
и персонала, должностных лиц, привлечение
осужденных к труду, организация их общего
и профессионального образования, обеспечение
охраны здоровья осужденных.
Вид исправительного учреждения определяет
суд при вынесении приговора. При этом
он учитывает возраст и пол осужденного,
тяжесть совершенного преступления, форму
вины, срок назначенного наказания, факт
отбывания ранее назначенного наказания
в виде лишения свободы, рецидив, опасный
и особо опасный рецидив преступлений.
“Исправительные колонии предназначены
для отбывания осужденными достигшими
совершеннолетия, лишения свободы. Они
подразделяются на колонии общего режима,
где содержатся осужденные первый раз
за преступления не являющиеся тяжкими,
колонии строгого режима, где содержатся
осужденные за особо опасные преступления
и колонии особого режима, где содержатся
особо опасные рецидивисты, и которым
смертная казнь заменена лишением свободы
пожизненно. В колониях-поселениях отбывают
наказание осужденные к лишению свободы
за преступления, совершенные по неосторожности,
а также осужденные переведенные из ИТК
общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают
наказание осужденные на срок свыше пяти
лет за совершение особо тяжких преступлений,
при особо опасном рецидиве преступлений,
а также осужденные, являющиеся злостными
нарушителями установленного порядка
отбывания наказания переведенные из
ИТК.
В воспитательно-трудовых колониях отбывают
наказание несовершеннолетние осужденные,
а также осужденные, оставленные в воспитательных
колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние
мужского пола, осужденные к лишению свободы,
а также несовершеннолетние женского
пола отбывают наказание в воспитательных
колониях общего режима, несовершеннолетние
мужского пола, ранее отбывающие лишение
свободы, - в колониях усиленного режима.”
Перечень таких учреждений
утверждается руководителем федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Статья 6.
Виды учреждений, исполняющих
наказания, определяются Уголовно-
Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Обязанности учреждений, исполняющих
наказания
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
1) обеспечивать исполнение уголов
2) создавать условия для
обеспечения правопорядка и
3) обеспечивать привлечение
осужденных к труду, условия
для получения осужденными
4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;
5) осуществлять деятельность
по развитию своей материально-
6) в пределах своей
компетенции оказывать
7) обеспечивать режим
содержания подозреваемых и
Статья 14. Права учреждений, исполняющих наказания
Учреждениям, исполняющим наказания, предоставляются следующие права:
1) осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;
2) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;
3) требовать от осужденных
и иных лиц исполнения ими
обязанностей, установленных
4) применять по отношению
к правонарушителям
5) составлять протоколы
об административных
6) производить досмотр
и обыск осужденных, иных лиц,
их вещей, транспортных
7) осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование;
8) при проведении операций
по задержанию осужденных, совершивших
побег или уклоняющихся от
отбывания наказания, в местах,
где вероятно их появление,
осуществлять досмотр
9) проводить медицинское
освидетельствование
10) использовать безвозмездно
возможности средств массовой
информации для розыска
11) производить в предусмотренных
законодательством Российской
12) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом;
13) временно ограничивать
или запрещать движение
14) в установленном
15) привлекать осужденных
к труду с учетом их
16) осуществлять
17) участвовать в создании
и деятельности предприятий
18) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции;
19) принимать во владение
и пользование от учреждений,
организаций и предприятий
20) обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
Статья 15. Исполнение уголовных наказаний в учреждениях, исполняющих наказания
Учреждения, исполняющие
наказания, руководствуются законодательст
Осужденные, не имеющие заработка,
обеспечиваются питанием и предметами
первой необходимости по нормам, устанавливаемым
Правительством Российской Федерации,
за счет федерального бюджета. За счет
заработанных средств осужденные и
заключенные могут быть обеспечены
дополнительным питанием и им могут
быть улучшены условия содержания.
Порядок предоставления указанных
льгот устанавливается
Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы
Статья 24. Работники уголовно-исполнительной системы
К работникам уголовно-исполнительной
системы относятся лица, имеющие
специальные звания сотрудников
уголовно-исполнительной системы (далее
- сотрудники уголовно-исполнительной
системы), рабочие и служащие учреждений,
исполняющих наказания, объединений
учреждений с особыми условиями
хозяйственной деятельности, федеральных
государственных унитарных
Порядок
и условия прохождения службы сотрудниками
уголовно-исполнительной системы регламентируются
настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере исполнения уголовных наказаний. Перечень должностей высшего начальствующего
состава сотрудников уголовно-исполнительной
системы и соответствующих этим должностям
специальных званий утверждается Президентом
Российской Федерации.
Статья 26. Обязанности и права сотрудников уголовно-исполнительной
системы