Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:07, доклад
Пожизненное заключение в России не применялось более 70 лет, хотя и законодательство, и судебная практика многих стран мира знают эту меру наказания. Оно было известно и дореволюционному российскому уголовному праву. Упоминание в санкциях статей этого наказания мы находим в Судебнике 1550 года, Соборном уложении 1649 года, в Воинских артикулах Петра I 1716 года, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и др. Чаще всего применялись пожизненная каторга и ссылка на каторжные работы. В западноевропейских странах практиковалась пожизненная ссылка в колонии, соединенная с каторжными работами, позднее - пожизненное тюремное заключение. Во второй половине XX в. пожизненное заключение стало применяться на фоне отказа ряда стран от смертной казни.
Осужденные к пожизненному лишению свободы с первого дня содержатся в строгих условиях. Перевод в обычные условия производится по отбытии не менее 10 лет в строгих, если у осужденного нет взысканий за нарушения порядка отбывания наказания. По отбытии 10 лет в обычных условиях осужденные могут быть переведены в облегченные. Основания - те же, что и при переводе из строгих условий в обычные. Однако, если осужденный признается злостным нарушителем режима, администрация переводит его из облегченных в обычные или строгие условия содержания, т.е. последовательность перевода "облегченные - обычные - строгие" может не соблюдаться. А вот обратный перевод будет только поэтапным, причем в каждом виде условий осужденный должен пробыть не менее 10 лет.
Статья 79 УК разрешает условно - досрочное освобождение лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, по отбытии не менее 25 лет. Данная норма создала хотя и отдаленную, но определенную перспективу для указанной категории осужденных. Формулировка ч. 5 ст. 79 УК не предусматривает в качестве основания для решения вопроса об условно - досрочном освобождении исправления осужденного к пожизненному лишению свободы. Основанием здесь является уверенность, что осужденный для своего исправления не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Складывается она на основе анализа различных обстоятельств, характеризующих личность осужденного, например, утрата им общественной опасности, достижение преклонного возраста после отбытия длительного срока лишения свободы, тяжелая хроническая болезнь и т.д.
Однако ст. 176 УИК указывает на специальные условия, которые должны соблюдаться при направлении представления в суд по поводу такого освобождения. Лица, отбывающие пожизненное лишение свободы, - наиболее опасные преступники. Их условно - досрочное освобождение возможно лишь в том случае, если у администрации исправительного учреждения и суда не будет сомнений в том, что такое лицо в случае освобождения не совершит новое преступление. Этот вывод должен быть сделан на основе изучения поведения осужденного за все время отбывания наказания, и особенно за последнее время. Именно поэтому УИК выдвигает требование о том, чтобы осужденный в течение предшествующих 3 лет перед представлением к условно - досрочному освобождению не допускал злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Закон
устанавливает еще одно ограничение
для условно - досрочного освобождения
рассматриваемой категории
Некоторые ученые предлагают изначально лишить возможности условно - досрочного освобождения (а также применения амнистии и помилования) лиц, совершивших три и более убийства при отсутствии смягчающих обстоятельств и осужденных к пожизненному лишению свободы. Представляется, что принятие этого предложения приведет фактически к отмене условно - досрочного освобождения при пожизненном лишении свободы, так как это наказание чаще всего назначается при совершении нескольких убийств. Тем не менее рациональное зерно в нем есть. Поэтому предложил бы его несколько трансформировать и применять в случае трех судимостей за убийства.
Возможность совершения нового преступления во время отбывания пожизненного лишения свободы ставит еще один вопрос применительно к осужденным к смертной казни и затем помилованным. Если будет сохранена смертная казнь, следует подумать о том, не считать ли помилование таких преступников (а может быть и всех преступников) условным. Помилование смягчает участь осужденного, а в рассматриваемом нами случае дарует ему жизнь. Помимо гуманной направленности этого акта - это еще и акт доверия осужденному. Если он не оправдывает оказанного доверия - значит, помилование было ошибочным. Сказанное приводит нас к выводу, что помилование должно быть условным с тем, чтобы оно отменялось в случае совершения нового умышленного преступления.
Правовая регламентация условно - досрочного освобождения не решает еще один весьма важный вопрос - о правовых последствиях нарушения условий освобождения после того, как осужденный оказался на свободе. Часть 7 ст. 79 УК применена быть не может, ибо пожизненно осужденного не может касаться понятие "неотбытый срок наказания". Считать таким сроком всю оставшуюся жизнь тоже нельзя, ибо в соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК судимость у лиц, отбывших наказание за особо тяжкое преступление, погашается по истечении 8 лет после освобождения.
В
силу специфики помилования
Не решен вопрос об ответственности за рецидив во время отбывания пожизненного лишения свободы. Представляется правильным такое решение: при совершении осужденным преступлений, за которые будет назначено наказание, менее тяжкое, чем лишение свободы, достаточно ограничиться мерами дисциплинарной ответственности, для чего нужно внести соответствующее изменение в закон. Если же совершено преступление, за которое суд назначает лишение свободы, то наказание за новое преступление должно удлинять 25-летний срок, установленный для представления к условно - досрочному освобождению, на срок наказания, примененный судом за последнее преступление.
Как быть, если во время отбывания пожизненного лишения свободы за вновь совершенное преступление будет назначено снова пожизненное лишение свободы? Ответ таков: на основании ч. 2 ст. 176 УИК лицо не может быть представлено к условно - досрочному освобождению пожизненно, так как второй приговор вынесен за совершение особо тяжкого преступления (пожизненное лишение свободы за другие преступления не назначается).
Предлагалось и так называемое поэтапное условно - досрочное освобождение отбывающих пожизненное лишение свободы. По отбытии 25 лет вместо условно - досрочного освобождения назначать ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет и уже после этого допустить полное освобождение. В принципе это интересное предложение, поскольку оно может облегчить социальную адаптацию после освобождения, но все же представляется, что такая мера является излишней. Как известно, за лицами, условно - досрочно освобожденными от наказания, должен быть установлен контроль специального государственного органа (надеюсь, что к моменту, когда истечет 25 лет со дня введения пожизненного лишения свободы, он будет создан). Если этот контроль окажется достаточно эффективным, он сможет обеспечить социальную адаптацию условно - досрочно освобожденных. Тогда не будет необходимости направлять рассматриваемую категорию лиц в исправительные центры. Сегодня они вообще лишаются права на условно - досрочное освобождение, при принятии рассматриваемого предложения такое право будет за ними сохранено, хотя и в весьма отдаленном будущем (например, через 35 - 40 лет). Изменит ли это что-нибудь принципиально? Сомнительно. А раз так, то стоит ли менять законодательство?
В
специальной регламентации
УИК
предусматривает порядок
В литературе поставлен еще один вопрос, имеющий отношение к назначению пожизненного лишения свободы в порядке помилования, - о возможности повторного обращения лица с просьбой о вторичном помиловании путем замены пожизненного лишения свободы лишением свободы на определенный срок. Считаю возможным присоединиться к мнению о допустимости такого повторного обращения. Ни в одном законодательном акте нет ограничений в количестве обращений с ходатайствами о помиловании. Другой вопрос - будет ли ходатайство удовлетворено повторно и в каком виде?
Информация о работе Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания