Положение детей в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:49, реферат

Краткое описание

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».

Содержание

Введение 3
Положение детей в современном российском обществе 3
Российские документы о правах ребенка 4
Права ребенка 5
А) Права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. 4
Б) Права ребенка на семейное благополучие 4
В) Права ребенка на свободное развитие его личности 5
Г) Этапы дееспособности ребенка 6
Д) Права сохраняющие здоровье детей 10
Е) Права на защиту детей от экономической и другой эксплуатации 11
Ж) Права на образование детей и их культурное развитие 11
З) Права детей – сирот 13
И) Права детей – инвалидов 14
Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав 15
Заключение 16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нормы права.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)

 

 

План:

Введение              3

  1. Положение детей в современном российском обществе               3
  2. Российские документы о правах ребенка                 4        
  3. Права ребенка                    5

А) Права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.                  4

Б) Права ребенка на семейное благополучие                4

В) Права ребенка на свободное развитие его личности              5

Г) Этапы дееспособности ребенка                 6

Д) Права  сохраняющие  здоровье детей               10

Е) Права  на защиту детей от экономической и другой эксплуатации            11

Ж) Права  на образование детей и их культурное развитие            11

З) Права детей – сирот                  13

И) Права детей – инвалидов                 14

  1. Юрисдикционная и неюрисдикционная формы защиты прав           15

Заключение                     16

Список  литературы                  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек начинается с детства, и  уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них –  права ребенка и их защита. Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея  ООН единогласно приняла Конвенцию  о правах ребенка, закрепившую  его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка  создала новую модель отношения  к детям, послужила толчком  для изменения положения ребенка  в семье и обществе.

Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять  уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции  о правах ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Положение детей в современном российском обществе

История учит, что в пору серьезных  социальных потрясений больше всего  страдают дети. Для них вольно или  невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня  для России. Сохраняется высокий  уровень дифференциации доходов  населения, ухудшились показатели здоровья новорожденных и подростков 15–17 лет. Особую тревогу вызывает степень  распространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ–инфекции. Растет число больных туберкулезом. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений, совершаемых  подростками. Все чаще выявляются факты  использования подростков различными преступными группировками. Семейное неблагополучие способствует росту  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения  родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Нуждается в улучшении положение  детей–инвалидов.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение  жизненного уровня большей части  населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие – таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей  вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу.

Нарушения прав детей приобрели  в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в  России, какую сферу ни возьми, везде  нарушаются права ребенка… Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников».

2. Российские документы о правах ребенка

 

Основным  документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Он состоит  из 5 глав и 25 статей:

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
  • Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в

Российской  Федерации (ст.ст. 6-15);

  • Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.ст. 16-

22);

  • Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона (ст. 23);
  • Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).

Закон устанавливает  основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским  кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

3. Права ребенка

Условно права  ребенка можно разделить на 6 основных групп:

·         К первой группе можно отнести  такие права ребенка, как право  на

жизнь, на имя, на равенство в осуществлении  других прав и т.п.

·         Ко второй группе относится права  ребенка на семейное благополучие.

·         К третьей группе относится права  ребенка на свободное развитие его

личности.

·         Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.

·         Пятая группа прав ориентирована  на образование детей и их

культурное  развитие (право на образование, на отдых и досуг, право

участвовать в играх и развлекательных  мероприятиях, право свободно

участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

·         И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и

другой эксплуатации, от привлечения к производству и  распространению

наркотиков, от античеловеческого содержания и  обращения с детьми в местах лишения свободы.

Права ребенка на семейное благополучие

При рождении ребенка между ним и его  родителями сразу возникают определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и  детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Права ребенка, как право  на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении  других прав и т.п.

Каждый  ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим  личным правам ребенка относится  его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении  прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает  должностных лиц и граждан, которым  стало известно об угрозе жизни или здоровья ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Права ребенка на свободное  развитие его личности

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает  право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение  имени и фамилии ребенка

возможно  только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие  ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Имущественные права ребенка

Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Каждый  ребенок имеет право собственности  на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка  распоряжаться принадлежащим ему  на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних. В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то сделка признается недействительной.

Несовершеннолетние  в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

Информация о работе Положение детей в современном российском обществе