Понятие договора контрактации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что действующее законодательство о договоре контрактации на данный момент не позволяет в полной мере раскрыть его сущность и характерные особенности. Особого внимания заслуживает исследование правоотношений, возникающих из договора контрактации.
Предметом исследования являются нормы § 5 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие из рассматриваемого договора.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая исправленная.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Введение

С момента своего возникновения контрактация явилась одним из средств взаимодействия сельского хозяйства с промышленностью. 
В зависимости от конкретной исторической обстановки на разных этапах развития государства менялось и содержание договора контрактации, поэтому в разных исторических условиях на первое место выступали то одни, то другие его черты. Так, договор контрактации в один период носил характер, главным образом, торгового соглашения между производителями сельскохозяйственного сырья и перерабатывающими его промышленными предприятиями; в другие периоды центр тяжести переносился на производственную помощь посевщикам в целях развития производительных сил в сельском хозяйстве. Отдельные черты договора возникали в процессе его развития, как, например, обязательство контрактующей организации снабжать посевщика минеральными удобрениями. Другие же, напротив, исчезали, как, например, имевшая в определенных условиях существенное значение обязанность контрактующей организации предоставлять крестьянским хозяйствам сельскохозяйственные машины, тракторы и т. п.

Впервые договор контрактации встречается в практике заготовки сельскохозяйственной продукции в период перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства, после замены продразверстки продналогом.

Для обеспечения себя сырьем предприятия перерабатывающей промышленности стали заключать предварительные договоры с крестьянскими хозяйствами, по которым они обязывались принять и оплатить всю предусмотренную договорами продукцию и даже авансировать хозяйства, ее производящие, деньгами, а в случае необходимости  и семенами. Крестьяне же, сдатчики сельскохозяйственной продукции, обязывались засеять соответствующей культурой определенную площадь, предусмотренную договором, и впоследствии сдать выращенную продукцию данному заготовителю. Тем самым договор контрактации обеспечивал предприятие сырьем, а крестьянину давал уверенность в сбыте выращенной продукции и притом на заранее известных ему условиях, при материальной поддержке заготовителя. В этом заключалось содержание договора контрактации в начальный период его применения. Перерабатывающие предприятия стремились установить непосредственную связь с производителями сырья, минуя частного посредника.

Наибольшее развитие договор контрактации получил в теоретических трудах 20-30х годах 20 века.

Актуальность работы обусловлена тем, что действующее законодательство о договоре контрактации на данный момент не позволяет в полной мере раскрыть его сущность и характерные особенности. Особого внимания заслуживает исследование правоотношений, возникающих из договора контрактации.

Предметом исследования являются нормы § 5 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие из рассматриваемого договора.

Целью данной работы является дать гражданско-правовую характеристику договора контрактации и рассмотреть некоторые особенности его правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие договора  контрактации

1.1 Понятие договора  контрактации

 Договором контрактации является договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ1).

Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Специфика сельскохозяйственного производства — сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т.д.), — делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора. Поэтому основная направленность юридического регулирования отношений по контрактации — это повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя.

Договор контрактации — один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535—538 ГК РФ. Далее, к отношениям по контрактации применяются нормы о договорах поставки. И наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже (§ 1 главы 30 ГК РФ). Если же закупка сельскохозяйственной продукции производится для государственных нужд, последовательность применения указанных норм несколько иная. В первую очередь также будут применяться правила § 5 главы 30 ГК РФ, затем — положения специальных нормативных актов о контрактации, нормы § 4 главы 30 ГК РФ о поставках товаров для государственных нужд и, наконец, специальные законы о поставках для государственных нужд2. Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже. Столь сложная иерархия норм о контрактации существенно затрудняет их восприятие и применение.

Так же как и купля-продажа вообще, договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным. Его отграничение от других видов купли-продажи проводится по субъектному составу и предмету и, как видно из определения договора, не вызывает проблем.

 

1.2 Основные признаки  договора контрактации

Понятие и основные признаки договора контрактации регулируются ст. 
535 - 538 § 5 главы 30 Гражданского Кодекса РФ.

Ст. 535 ГК РФ не дает полного определения понятия договора контрактации, а лишь устанавливает признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других видов договора купли-продажи. К ним относятся состав сторон договора и особенности подлежащего передаче товара. В ГК употребляется термин не "товар", а "сельскохозяйственная продукция".

Сторонами договора являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель.

Производителем может быть юридическое лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственную продукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Заготовителем также является предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи либо последующей переработки.

Из определения сторон договора вытекает и цель покупки (контрактации): «использование сельскохозяйственной продукции в предпринимательской деятельности или использование такой продукции не для личного, семейного, домашнего потребления»3.

Как и договор поставки, договор контрактации можно назвать предпринимательским.

Договор контрактации — один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования.

Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535—538 ГК РФ.

Далее, к отношениям по договору контрактации применяются нормы о договорах поставки. И, наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже.

Если же закупка сельскохозяйственной продукции производится для государственных нужд, последовательность применения указанных норм будет несколько другой:

- в первую очередь будут  применяться правила § 5 главы 30 ГК  о контрактации,

- затем — положения специальных нормативных актов о контрактации: например Закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»4,

-  нормы § 4 главы 30 ГК  о поставках товаров для государственных  нужд,

-  специальные законы о поставках для государственных нужд, такие как Закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»5 и Закон РФ «О государственном материальном резерве»6.

Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже.

Особенности договора контрактации заключаются, в следующем:

- во-первых, это будущие  товары, которые еще подлежат  выращиванию 
(зерно, овощи и др.) или производству в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.);

- во-вторых, выращивание  связано с различными стадиями  сельскохозяйственного производства (обработкой почвы, посевом, уборкой) и его условиями, иногда не  зависящими от воли производителя (засуха, непредвиденные размеры половодья и т.д.)7.

Из этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и его исполнение не только не совпадают, но и значительно отдалены во времени. Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не всегда может быть выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем еще до посева.

Сторонами договора контрактации — продавцом (производителем продукции) и заготовителем (иначе — контрактантом) — обычно выступают предприниматели.

Поэтому договор контрактации традиционно относятся к числу хозяйственных (торговых).

Государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд интересы государства представляют специальные лица — государственные заказчики. В этой роли, как правило, выступают органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ.

Особенности правового регулирования договора контрактации не столь велики. Это всего четыре статьи. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 535 ГК 
РФ к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных нужд. При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, применению подлежат общие положения о купле-продаже.

Таким образом, с одной стороны, договор контрактации — вид договора купли-продажи, с другой — разновидность договора поставки, в свою очередь являющегося видом договора купли-продажи.

По договору контрактации предприниматель может продавать лишь произведенную им самим продукцию, о чем недвусмысленно говорит п. 1 ст. 535 ГК РФ. Поэтому реализация продукции, произведенной кем-либо другим, нежели продавцом, будет осуществляться в форме договора поставки или купли-продажи, но не контрактации.

Количество сельскохозяйственной продукции различных наименований, подлежащее передаче, может быть определено не в точных размерах (тоннах и др.), а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и наибольшей, т.е. "от и до", и оговорено, что заготовитель (покупатель) — контрактант не вправе отказаться от принятия наибольшего количества, а производитель (продавец) сельскохозяйственной продукции имеет право сдать наименьшее количество из указанного в договоре.

Такое согласование количества ("от и до") не противоречит ст. 465 ГК РФ, допускающей определение количества товара не только в единицах измерения или в денежной сумме, но и согласованием порядка его определения.

Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным для купли-продажи.

Срок договора контрактации относится к числу его существенных условий, поскольку таково же его значение в договоре поставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Элементы договора  контрактации и их ответственность

2.1 Предмет договора  контрактации

Предметом договора контрактации является передача в собственность сельскохозяйственной продукции, выращенной (зерно, овощи, фрукты) или произведённой (живой скот и птица, молоко, шерсть) в хозяйстве продавца. Таким образом, не могут служить объектами продажи по данному договору товары, представляющие собой продукты переработки выращенной или произведённой сельскохозяйственной продукции (мука, масло, мясо, консервы, сок), — они реализуются в рамках договора поставки.

Данная продукция может быть использована заготовителем в качестве сырья, продовольствия, отдельных компонентов при изготовлении промышленных товаров, в медицине, а также в торговле и иных сферах жизнедеятельности общества, в том числе при создании государственных резервов.

Предметом договора контрактации служат вещи, определяемые родовыми признаками. Разумеется, они индивидуализируются партиями (иными способами) при передаче их производителем заготовителю

Информация о работе Понятие договора контрактации