Понятие личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Криминология изучает преступность, виды преступности и преступления, их причины и иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами, а также результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и методики криминологических исследований. Актуальность данной темы заключается в том, что пожалуй, нет более сложного и противоречивого явления в человеческом обществе, чем преступность. Проблема преступности также стара, как стар мир, в котором живет человек. И поиск решения этой жгучей проблемы начался давно, еще до нашей эры. Свидетельство этому мы находим в книгах древнекитайских, древнеиндийских и древнегреческих философов и мыслителей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Понятие личности преступника и ее криминологическое исследование………………………………………………………………………6
1.1 Классификация и типология преступников…………………………………7
1.2 Мотивация преступного поведения………………………………………….9
Глава 2. Исследование влияния биологических и социальных факторов на формирование личности преступника………………………………………….11
Глава 3. Генезис личности преступника с точки зрения социально-психологических теорий преступности………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

КР по криминологии.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Ученые, придерживающиеся точки зрения теории устойчивости считают, что удовлетворительное самовосприятие (собственное “Я”, “сверх-Я”) можно  считать чем-то вроде социально-психологической “прививки” против преступности.

Понятие “внутренней  устойчивости”, введенное Реклессом, криминолог Гари Йенсен разложил на три  составные части:

ценностное самоопределение;

способность самоконтроля;

уважение общепринятой морали.

Он проверил свою концепцию  на более чем четырех тысячах  склонных и несклонных к преступлениям  учащихся средних школ и обнаружил, что преступники и не преступники  различались между собой по всем трем характеристикам.

Теория социальных связей.

Криминолог Хирши объясняет возникновение противоправности и преступности ослаблением или разрывом связей, существующих у человека с обществом или с его группой. Он считает, что все люди потенциальные правонарушители, но их удерживает страх перед возможной потерей значимых для него связей с родственниками, друзьями, коллегами и т.д. Хирши доказывает, что социальные связи любого человека можно разделить на четыре элемента:

симпатию, преданность, привязанность;

ангажированность (обязательство), личное участие;

использование связей в корыстных целях;

признание морального достоинства  принятых правил.

Эти четыре момента как  отделимы друг от друга, так и находятся  в опосредованной связи.

Останавливаясь на следующей  теории - несовпадающих предположений, следует обратить внимание на то, что она поглощает в себя несколько из выше перечисленных теорий, т.е. комбинацию многих социально-психологических теорий (называемых теориями “среднего уровня”). Ее недостаток в том, что она объясняет только преднамеренные преступления и не объясняет преступлений, совершенных по неосторожности. Ее авторы видят два различных пути возникновения преступности. Первый они связывают с теориями обучения и контроля (слабая и беспомощно-нерешительная вовлеченность людей в общественную жизнь, сильное влияние девиантных групп) И второй путь - сочетание теории обучения и контроля с теорией случайных структур (в детстве ребенок может выработать прочные связи с традиционным социальным строем, а с течением времени, в период юности, эти социальные связи могут быть подвержены “размыванию”. Но после определенного периода времени позитивные социальные связи все же доминируют.

Эта теория импонирует мне  тем, что ее рекомендации направлены на ослабление связей преступников друг с другом и усиление контактов  правонарушителей с социально конформными людьми, а также расширение их возможности усвоения традиционных нормативных ценностей. Например, укреплять связи осужденных к лишению свободы с родственниками, священнослужителями, представителями различных общественных гуманитарных фондов, психологами и т.д.; оказывать посильную помощь со стороны государства после освобождения из мест лишения свободы; компенсацию ущерба осужденный должен считать частью уголовного наказания (от этого выиграют и преступник, и жертва, и общество) и прочее.

-Теория интеракции (теория  стигматизации). Эта теория занимается  не только изучением лиц, официально  квалифицированных как преступники,  но и проявляет интерес к  процессам, в ходе которых люди  определяются как преступники.

Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной или преступной карьеры, в которой главную роль играет интеракция:

Первая стадия - преднамеренно  или непреднамеренно человек  совершает некое не конформное действие (Придаваясь своим фантазиям, многие люди видят себя совершающими противоправные деяния...);

Вторая стадия - во время  этой стадии человеку, склонному к  социальной девиации, его преступное поведение доставляет удовольствие;

На третьей стадии одним из решающих шагов в процессе усвоения образцов девиантного или  криминального поведения является опыт ареста или клеймения человека как преступника;

И последним, пятым этапом - шагом в преступной карьере является вступление человека в группу (банду) преступников, т.е. он переходит в  стадию своей девиантной биографии. Этот шаг оказывает огромное влияние на самооценку человека и его самовосприятие

И в заключении несколько  слов еще об одной теории - стигматизации (клеймения). Эта теория очень своеобразна. По мнению ее автора Лемерта, именно социальный контроль и порождает девиантность, которую он, в свою очередь делит на две категории: первичную и вторичную. Первичная девиация происходит тогда, когда индивид начинает входить в предписанную ему социальную роль. Вторичная девиация начинается с момента социальной реакции на девиантное поведение. Эти реакции общества на факт девиации приводят к тому, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. Это очень сложная проблема, т.к. у людей, переживших процесс стигматизации, создается негативное представление о самом себе, которое может повлечь далеко идущие последствия для их поведения в будущем.

Теория стигматизации  имеет важное практическое значение. Ее выводы должны служить предостережением для органов правосудия, подчеркивая  отрицательные последствия вовлечения некоторых граждан в сферу действия юридической машины. Это особенно касается несовершеннолетних, психика которых еще не сформировалась, в связи с чем они повышенно восприимчивы к навязанным социальным ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В заключении хотелось бы отметить - несомненно, вопрос о личности преступника имеет большое значение для криминологической науки. А  разработка этой проблемы играет большую  роль в профилактической деятельности по предупреждению преступлений, где  учет личностного фактора имеет решающее значение.

Изучение и учет особенностей личности позволяет установить отличия  преступников от не преступников, выявить  факторы, влияющие на совершение преступлений.

Наиболее часто совершают  преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75 %). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24, 14-17-летние, и, затем, 30-40 летние. Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год!), требует не только моральной, но и специальной правовой подготовки. Необходимо также помнить, что многие из этой категории правонарушителей имеют психические аномалии (как наследственные (психопатия, слабоумие в форме дебильности и пр.), так и носящие приобретенный характер (алкоголизм, наркомания, травмы центральной нервной системы и пр.).

Семейное положение  и особенно воспитание оказывает  влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание.

  • Коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей;
  • особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.);
  • уровень образования преступников, как правило ниже, чем у законопослушных граждан;
  • современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е. по доходам. Например на границе со странами Балтии отмечается значительный рост благосостояния местного населения, выросший за последние годы;
  • среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности.

Преобладающую часть  преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи и последнее, на, что мне хотелось бы обратить внимание, это: особое отношение к закону.

Нельзя сказать, что  лица, совершающие преступления, плохо  их знают. Напротив, подавляющее большинство  из них обладают даже большими правовыми  знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям. Это относится не только к преступникам-рецидивистам.

Из всего вышесказанного можно заключить, что практически  каждый может быть правонарушителем. Однако это не так. Здесь важно постоянно помнить, что у проблемы преступности есть этическая сторона и борьба с этим отрицательным социальным явлением затрагивает интересы конкретных людей. Необходимо исходить изнепреложного правила, что я буду изучать жизнь, обстоятельства, личные качества, моральное и физическое здоровье таких людей, с той целью, чтобы понять личность преступника. Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, расы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чем суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций . Поэтому и сам термин “личность преступника” весьма условен. Он скорее является научной абстракцией, чем характеристикой конкретного человека. Иной, неэтический подход к человеческой личности ведет к применению аморальных методов изучения и, в конечном счете, к античеловеческим выводам.

Причины и условия  совершения конкретного преступления неразрывно связаны с личностью  обвиняемого. Поэтому необходимо тщательное изучение социальной микросреды формирования личности, конкретной ситуации совершения преступления. Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приемы, можно получить значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее продумана и построена по определенному плану.

Личность виновного  играет самостоятельную и важную роль при назначении судами справедливого и обоснованного наказания, при выборе меру уголовно-правового воздействия, суд руководствуется тремя основными факторами: общественно опасным деянием, обстоятельствами смягчающими или отягчающими ответственность и личностью виновного. Кроме того, в основу методики индивидуализации наказания с учетом личности преступника положена типология личности.

В последние годы в  деятельности правоохранительных органов  стал применяться метод формирования психологического портрета, составление  которого, несомненно, напрямую зависит от исследований в области личности преступника. Состоит этот метод в том, что на основе обработки оперативных и следственных материалов составляется портрет предполагаемого преступника, в котором указывают его предполагаемые психологические, физические и социальные характеристики, как то психологический тип, наличие психических отклонений, физический данные, уровень образования, культуры и т.д.

Значение изучения этих проблем очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением. Причина преступности - это синтез различных явлений социального и биологического свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Антонян Ю.М. Личность преступника // Криминология: Учебник / Под ред. акад.В.Н. Кудрявцева, проф.В.Е. Эминова. - М., 2009. - С. 125

2. Дьяков С.В. Государственная преступность // Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред.А.И. Долговой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.

3. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. - Горький, 1976.

4. Кабанов П.А. Криминологическая характеристика личности преступника: Лекция. - Нижнекамск, 2010.

5. Кабанов П.А. Криминальная политическая антропология как частная политико-криминологическая теория: Лекция. - Нижнекамск, 2006.

6. Криминология. Учебник / Под ред. проф.А.И. Долговой. - М., 2005.

7. Кузнецова Н.Ф. Личность преступника // Криминология: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. - М., 2006. - С. 59

8. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. - М., 1991.

9. Салахова А.И. Понятие и криминологическая характеристика личности преступника // Актуальные вопросы экономики и права в современной России. Сборник научных трудов. - Нижнекамск, 1999. - Вып. 3.


Информация о работе Понятие личности преступника