Необходимо также
добавить, что на уровне субъектов Федерации
решения об амнистии приниматься не могут.
Эти вопросы - исключительная компетенция
Российской Федерации в лице Государственной
Думы (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).
Часть 1 ст. 84 УК лишь
дублирует конституционное положение,
закрепляя, что амнистия объявляется Государственной
Думой. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой,
а не уголовно-правовой акт, однако, как
уже отмечалось ранее, последствия её
применения существенно затрагивают сферу
уголовного права.
То обстоятельство,
что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство,
и её недостаток. Государственная Дума,
несмотря на то, что она является законодательным
органом власти страны, в основе своей
состоит из депутатов, весьма далёких
от вопросов применения права, тем более
уголовного. Отсюда нередко актами амнистии
перечёркивается многолетняя и многотрудная
работа всех звеньев правоохранительных
органов; зачастую они содержат положения,
которые никак нельзя признать справедливыми
и гуманными. Например, от наказания освобождаются
лица, виновные в совершении тяжких преступлений,
а те, кто совершил преступления средней
тяжести, амнистии не подлежат. Более того,
основания, порядок принятия актов амнистии
законодательством не установлены и практически
носят произвольный характер.
Эти обстоятельства
привели к тому, что амнистия как вид освобождения
имеет давних и последовательных противников,
в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий
и др. По их утверждению, ничто не может
оправдать такое ниспровержение силы
закона и судебного приговора, каким является
амнистия.
Несмотря на это,
именно амнистия наряду с помилованием
является одним из самых исторически устойчивых
институтов уголовного права. Необходимость
её применения оправдывается обычно следующими
обстоятельствами.
С помощью амнистии
имеется возможность устранить некоторые
недостатки существующего или существовавшего
ранее уголовного закона. Примером может
служить постановление Государственной
Думы Федерального Собрания от 24 февраля
1994 г. “Об объявлении политической и экономической
амнистии”, по которой были освобождены
от уголовной ответственности, наказания
и судимости лица, осуждённые ранее за
такие преступления, как нарушение правил
о валютных операциях, некоторые виды
злоупотребления служебным положением.
Данные лица были осуждены в своё время
на законном основании, но экономическая
и социальная политика государства изменилась,
подобного рода деятельность не только
утратила свою общественную опасность,
но и стала социально одобряемой. Амнистия,
таким образом, отразила новую политику
государства.
Амнистия оправданна
и применительно к некоторым преступлениям,
носящим временный характер, совершённым
в результате стечения определённых неблагоприятных
обстоятельств, так как применяется в
случае улучшения этих обстоятельств
либо представляет собой попытку направить
развитие ситуации в более благоприятное
русло. Наглядной иллюстрацией этому служит
Постановление Верховного Совета СССР
от 28 ноября 1989 г. “Об амнистии совершивших
преступления бывших военнослужащих контингента
советских войск в Афганистане”. Вывод
советских войск из Афганистана, прекращение
военных действий, необходимость возврата
на родину военнопленных и иных лиц, оставшихся
после вывода войск на территории Афганистана,
объясняют необходимость и желательность
применения амнистии к данной категории
преступников. Постановление Государственной
Думы Федерального Собрания РФ “Об объявлении
амнистии в отношении лиц, участвующих
в противоправных деяниях, связанных с
вооружёнными конфликтами на Северном
Кавказе” объясняется стремлением хоть
каким-то образом стабилизировать обстановку,
прекратить военные действия. Вот и последние
события на Кавказе сопровождались принятием
амнистии в отношении "боевиков",
которые "сложат оружие" до 10 апреля
2000 года, которые не совершили тяжких и
особо тяжких преступлений.
Во всех остальных
случаях применение амнистии может быть
оправдано лишь соображениями гуманности,
которую проявляет государство к своим
оступившимся гражданам.
Действительно,
большинство актов амнистии касается
тех категорий осуждённых, которые заслуживают
некоторого снисхождения: несовершеннолетних,
женщин, имеющих на иждивении детей, участников
войны и военных действий, инвалидов, лиц
преклонного возраста.
Так, например, постановлением
Государственной Думы Федерального Собрания
РФ от 24 декабря 1997 г. N 2038-II[2], руководствуясь
принципом гуманизма, в соответствии с
пунктом "е" части 1 статьи 103 Конституции
Российской Федерации, Государственная
Дума Федерального Собрания Российской
Федерации объявила амнистию.
В соответствии
с этой амнистией были освобождены от
наказания в виде лишения свободы независимо
от назначенного срока, а также от наказаний,
не связанных с лишением свободы, осужденные:
а) проходивших службу
в составе действующей армии либо принимавших
участие в боевых действиях по защите
Отечества;
б) награжденных
орденами или медалями СССР либо Российской
Федерации, являющимися государственными
наградами;
в) женщин, имеющих
несовершеннолетних детей, а также беременных
женщин;
г) мужчин старше
60 лет и женщин старше 55 лет;
д) инвалидов I и
II группы, а также больных туберкулезом,
отнесенных к I и II группе диспансерного
учета.
Также были освобождены
от наказания несовершеннолетние, осужденных
к лишению свободы на срок до трех лет
включительно и ранее не отбывавших наказания
в воспитательно-трудовых или воспитательных
колониях.
Также, были прекращены
уголовные дела, находящиеся в производстве
органов дознания, предварительного следствия
и судов, о преступлениях, совершенных
до вступления в силу данного постановления,
в отношении:
а) лиц, указанных
выше;
б) несовершеннолетних,
совершивших преступления, за которые
предусмотрено наказание не свыше трех
лет лишения свободы, и ранее не отбывавших
наказания в воспитательно-трудовых или
воспитательных колониях;
в) лиц, совершивших
преступления по неосторожности, за которые
предусмотрено наказание не свыше трех
лет лишения свободы;
г) лиц, совершивших
преступления, за которые предусмотрены
наказания, не связанные с лишением свободы.
Таким образом, можно
охарактеризовать эту амнистию, как амнистию
преследующую принципы гуманизма, направленную
на исправление "случайных и не особо
опасных" преступников.
Обычно амнистия
не распространяется на лиц, совершивших
государственные и иные особо опасные
преступления, лиц признанных особо опасными
рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся
от наказания в силу акта амнистии или
помилования, злостных нарушителей режима
отбывания наказания. В соответствии с
постановлением Государственной Думы
от 18 июня 1999 г. “О порядке применения
постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации “Об объявлении
амнистии” злостными нарушителями режима
следует считать лиц:
а) осужденных, в отношении которых принято
соответствующее постановление начальника
исправительного учреждения;
б) осужденных, содержавшихся в колониях - поселениях и
направленных в исправительные колонии других видов, если после
вынесения постановления судьи о направлении
указанных осужденных в исправительные
учреждения они находились под стражей
менее одного года на день принятия решения
о применении акта об амнистии. Срок наказания
исчисляется со дня заключения осужденного
под стражу;
в) осужденных к исправительным
работам, которым за злостное уклонение
от отбывания наказания неотбытый срок исправительных
работ был заменен судом наказанием в виде
лишения свободы, если они находились под
стражей менее шести месяцев на день принятия
решения о применении акта об амнистии;
осужденных к исправительным работам
без лишения свободы и исправительным
работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно - исполнительных
инспекциях;
г) осужденных, совершивших умышленные преступления до
вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во
время отбывания наказания, в течение установленного
судом испытательного срока или в период отсрочки
отбывания наказания либо исполнения
приговора;
д) осужденных, которым
судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания
наказания, если после вынесения постановления
судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под
стражей менее одного года на день вступления
в силу Постановления об амнистии;
е) осужденных, не уплативших
без уважительных причин штраф в установленные
законом или судом сроки.
Амнистия как государственно-правовой
акт имеет следующие признаки:
Во-первых, она при
всех обстоятельствах носит нормативный
характер, т.е. распространяется на индивидуально
не определённый круг лиц, на неопределённое
количество уголовных дел, независимо
от того, на какой процессуальной стадии
они находятся.
Во-вторых, инициатива
их издания всегда исходит от государственного
органа.
В-третьих, акты
амнистии имеют общеобязательный характер
как для правоохранительных органов, которые
призваны применять акты амнистии, так
и для тех лиц, которые попадают под амнистию.
Единственное исключение - лица, признающие
себя невиновными в совершении инкриминируемого
преступления и настаивающие на судебном
разбирательстве. Поэтому в соответствии
с действующим уголовно-процессуальным
законодательством лицу предоставлено
право возражения против применения к
нему акта амнистии, если лицо не считает,
что оно совершило преступление. В таком
случае уголовный процесс продолжается
обычным порядком и заканчивается вынесением
оправдательного или обвинительного приговора.
Так, например, Верховный Суд РФ признал
прекращение дела в отношении С. и Ч. по
амнистии неправильным, поскольку эти
лица виновными себя в клевете не признали
и согласия на прекращение дела по амнистии
не давали.[3]
Наконец, в-четвёртых,
акт амнистии лишь создаёт нормативное
основание для освобождения лица, определяет
категории лиц, которые подпадают под
амнистию, порядок и условия её применения.
Юридическим же основанием освобождения
от уголовной ответственности (наказания)
служит индивидуально определённый акт
применения норм права: постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела,
определение суда о прекращении уголовного
дела; обвинительный приговор суда с освобождением
от наказания; постановление начальника
исправительно-трудового учреждения,
санкционированное прокурором, либо постановление
специальной комиссии по освобождению
из мест лишения свободы и т.д.
Помилование
В соответствии
с п. 4 ст. 6 Международного Пакта о гражданских
и политических правах, каждый, кто приговорен
к смертной казни, имеет право просить
о помиловании или о смягчении приговора.
Амнистия, помилование или замена смертного
приговора могут быть дарованы во всех
случаях[4].
В соответствии
со ст. 50 Конституции РФ о помиловании может
просить каждый осужденный, то есть лицо,
в отношении которого вынесен обвинительный
приговор суда. С таким ходатайством может
обратиться сам осужденный, его родственники
или близкие, общественные организации
или администрация соответствующего учреждения,
где лицо отбывает назначенную ему судом
меру наказания. Отказ в помиловании обжалованию
в судебном порядке не подлежит.
Так же как и амнистия,
помилование является смешанным видом
освобождения от уголовного ответственности
и наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает
попытку сузить круг: “Актом помилования
лицо, осуждённое за преступление, может
быть освобождено от дальнейшего отбывания
наказания либо назначенное ему наказание
может быть сокращено или заменено более
мягким видом наказания. С лица, отбывшего
наказание, актом помилования может быть
снята судимость”. Тем самым устанавливается,
что с помощью акта помилования лицо не
может быть освобождено от уголовной ответственности.
Невозможно освободить от наказания и
в момент вынесения приговора. Таким образом,
помилование трансформируется из смешанного
вида в разновидность освобождения от
дальнейшего отбытия наказания. Существует
мнение, что подобное сужение сферы действия
помилования и тем самым изменение её
юридической природы не совсем оправдано.
Действительно, чаще всего помилование
применяется к лицам, уже осуждённым и
отбывающим наказание, в большинстве случаев
- при замене смертной казни пожизненным
заключением. Но помилование, так же, как
и амнистия, является внесудебным актом.
Помилование - прерогатива
Президента Российской Федерации, который
может применить любой вид освобождения
на любой стадии уголовного процесса и
по любому уголовному делу.
В соответствии
с уголовным законом - право помилования
принадлежит только Президенту РФ (ст.
89 Конституции РФ). Решение Президента
оформляется указом, направленным в адрес
соответствующего осужденного, в отношении
которого поступило ходатайство. В отношении
лиц, осужденных к смертной казни, всегда
рассматривается вопрос о возможности
их помилования.
Актом помилования
Президент РФ может:
а) освободить лицо
от отбывания оставшейся не отбытой части
наказания;
б) сократить не
отбытое наказание на определенную часть;
в) заменить назначенное
наказание или не отбытую часть наказания
более мягкой мерой наказания (например,
заменить смертную казнь лишением свободы
на определенный срок);
г) снять судимость.
Актом помилования
лицо может быть также освобождено от
дополнительного наказания, но при условии,
что оно еще не исполнено. Поэтому нельзя,
например, актом помилования вернуть воинское
или почетное звание, которых лицо было
лишено по приговору суда, поскольку помилование
не является реабилитацией лица, оно не
устраняет факта совершенного преступления,
а представляет собой лишь проявление
гуманизма в отношении осужденного лица.
Полномочия президента
Республики Татарстан в сфере помилования.
Наряду с президентом
Российской Федерации, полномочиями по
помилованию в рамках субъектов РФ, наделены
президенты Республики Татарстан и Республики
Башкортостан. Данные полномочия закреплены
в соответствующих договорах между Российской
Федерацией и субъектом. Так, в соответствии
с Договором Российской Федерации и Республики
Татарстан "О разграничении предметов
ведения и взаимном делегировании полномочий
между органами государственной власти
РФ и органами государственной власти
РТ"[5], органы государственной
власти РТ осуществляют помилование лиц,
осужденных судами Республики Татарстан.
Конституция Республики Татарстан[6] относит "помилование
лиц, осужденных судами РТ" к полномочиям
президента. Таким образом, помимо президента
Российской Федерации, полномочиями в
области помилования, с ограничениями
обладает и президент Республики Татарстан.
Различия института
помилования и амнистии.
В связи с рассмотрением
понятия и признаков амнистии и помилования,
можно обозначить различия между ними.
1.Помилование
не носит нормативного характера,
а представляет собой акт применения
права в конкретном случае.
2.Помилование
осуществляется в отношении определённого
лица, тогда как амнистия распространяется
на неопределённое количество
лиц.
3.Акт о помиловании
является юридическим основанием
для освобождения лица от наказания,
тогда как для применения амнистии
необходим акт соответствующего
органа, на который возложена
обязанность по реализации амнистии.