Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:39, контрольная работа
В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Введение
1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокуратуры
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие, признаки и значения прокурорского надзора
2. Основные направления деятельности прокуратуры
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях функционирования
прокуратуры все более
Прокуратура Российской Федерации
– единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор
за соблюдением Конституции
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с другими ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. На это обстоятельство прямо указывает Закон «О прокуратуре». Согласно ст.4 п.2 данного закона, органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Все это свидетельствует о актуальности работ по изучению вопросов о сущности прокурорского надзора.
Предметом исследования в
данной работе явилось понятие прокурорского
надзора, а также рассмотрения вопросов
связанных с основными
1. Понятие, признаки
и значения прокурорского
Прокуратура в механизме государства выполняет особую, свойственную только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не входит в структуру власти, управления или правосудия. Правосудие и прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной деятельности, осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.
Существенным отличием прокурорского надзора является и то, что он осуществляется от имени федерального государства, поэтому имеет самые широкие границы, распространяется на все федеральные министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. При этом предметом и объектом надзора может быть и деятельность контролирующих органов.
Прокурорский надзор это деятельность органов и учреждений прокуратуры. Для того чтобы лучше понять сущность прокурорского надзора, необходимо выделить такие его признаки, которые позволяли бы отличать этот специфический вид деятельности от иных форм реализации государством своих контрольных функций.
1. Прокурорский надзор
является специфическим видом
государственной деятельности, который
осуществляется от имени
Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций государственных органов, имеющих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский надзор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полномочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган государственной власти возложены быть не могут.
2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права.
Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.
3. Прокурорский надзор
осуществляется исключительно
В связи с этим необходимо
отметить, что полномочия прокуроров
по осуществлению надзора
4. Органы прокуратуры
осуществляют надзор за
На прокуратуру также
возлагается обязанность
5. Цель деятельности органов
прокуратуры в Российской
Т.о. прокурорский надзор — это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленный на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства. В связи с тем что прокурорский надзор охватывает достаточно широкую сферу общественных отношений, урегулированных нормами права, он неоднороден по своему характеру и подразделяется на отдельные отрасли, которые нормативно закреплены в Законе о прокуратуре. Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:
— соблюдение Конституции и исполнение законов;
— соответствие законам издаваемых нормативных правовых актов;
— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
— исполнение законов органами, осуществляющими ОРД,
дознание и предварительное следствие;
— исполнение законов судебными приставами;
— исполнение законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих
наказание и применяющих
Законодательное закрепление отраслей прокурорского надзора для практической деятельности органов прокуратуры очень важно. Выделение отраслей прокурорского надзора, во-первых, позволяет конкретизировать деятельность прокуратуры по наиболее значимым направлениям; во-вторых, обеспечивает четкую организацию деятельности, что исключает дублирование при выполнении прокурорами своих функций; в-третьих, способствует оптимальной организации управления в системе органов прокуратуры.
Закон о прокуратуре определяет
применительно к каждой из отраслей
прокурорского надзора его
2. Основные направления деятельности прокуратуры
Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения основных задач, стоящих перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Эти задачи можно сгруппировать в три блока.
1. Задачи по обеспечению
единства правового
— достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;
— обеспечение соответствия издаваемых на территории государства нормативно-правовых актов Конституции и федеральному законодательству;
— гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;
— обеспечение судебной защиты нарушенных интересов государства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.
2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:
— обеспечение реализации
принципа неотвратимости уголовной
ответственности за совершенные
преступления. Решение этой задачи
достигается путем
— достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступностью;
— обеспечение законности исполнения назначенного судом наказания или иных мер принудительного характера.
3. Организационные задачи:
— обеспечение оперативного
поступления информации об имеющих
место различных
— установление эффективного
сотрудничества с правоохранительными
органами других стран для обеспечения
эффективности уголовного преследования
транснациональных преступных группировок;
розыска и экстрадиции
— обеспечение населения
достоверной информацией о
— подготовка высококвалифицированных кадров для структур органов прокуратуры РФ.
Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляется через организацию ее деятельности по следующим основным направлениям:
1) обеспечение общего
надзора за соблюдением
2) осуществление уголовного
преследования в соответствии
с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным
3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4) участие в соответствии
с процессуальным
5) рассмотрение и разрешение
в органах прокуратуры
6) участие прокуратуры
в правотворческой
7) участие прокуроров
в заседаниях федеральных
8) организация издания специальной литературы;
9) обеспечение прямых
связей в пределах
10) осуществление деятельности
по подготовке и повышению
квалификации прокурорско-
3. Правовое регулирование прокурорского надзора
Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.
Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в Российской Федерации.
Методом правового регулирования
служит предусмотренная законом
совокупность взаимосвязанных и
взаимообусловленных приемов, способов
и средств осуществления
В Законе о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных данным Законом.
Конституция определяет принципы
организационного построения и непосредственной
деятельности самой прокуратуры. Так,
в ст. 129 Конституции сказано, что
прокуратура составляет единую централизованную
систему с подчинением
В этой же статье Конституции
определен порядок назначения и
освобождения от должности Генерального
прокурора РФ, а также нижестоящих
прокуроров. Данным конституционным
положением закреплена независимость
прокурорского надзора от иных ветвей
государственной власти и обеспечено
ее самостоятельное
Однако специфика
Однако органы власти субъектов
РФ не имеют права принимать никаких
правовых актов и решений относительно
организации и деятельности прокуратуры,
так как в соответствии с п.
«о» ст. 71 Конституции законодательство
и управление прокуратурой относится
исключительно к ведению
Информация о работе Понятие, признаки и значения прокурорского надзора