Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:00, курсовая работа
Потребность общества в защите, стремление оградить себя от общественно опасных посягательств диктуют необходимость создания регулятора общественных отношений, способного выполнять эту функцию. Таким является уголовное право. Но само по себе, без механизма реализации уголовно-правовых норма оно не в состоянии защищать ни отдельного индивида, ни общество в целом. И роль такого механизма выполняет уголовно-процессуальное право. Граждане обращаются в суд, в прокуратуру, в органы милиции за защитой нарушенных прав. Известно, что укрепление правовой основы жизни общества, совершенствование механизма защиты прав личности требуют переосмысления многих устоявшихся институтов права
Право принесения жалобы (или представления) в суд надзорной инстанции представлено сторонами обвинения и защиты, если они не считают законным и обоснованным вступившее в законную силу решение.
Вопрос о внесении дела на рассмотрение надзорной инстанции решается судьей, который должен вынести соответствующее мотивированное решение по поступившей надзорной жалобе или представлению.
По УПК с жалобами на вступившее в законную силу судебное решение могут обращаться лица, являющиеся сторонами в уголовном судопроизводстве (осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители), подавшие жалобы, а также прокурор, принесший надзорное представление (ст.402 УПК РФ).
Сам факт принесения надзорной жалобы или представления не обязывает вынести дело на рассмотрение соответствующей надзорной инстанции. Надзорная жалоба и надзорное представление - это лишь ходатайство перед судом о принятии дела к рассмотрению. Надзорное представление прокурора не имеет каких-либо преимуществ перед надзорной жалобой других участников процесса. Ходатайство о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения касается только приговора или нескольких судебных решений (например, приговора и определения кассационной инстанции). Последней инстанцией, в которой приговор может быть пересмотрен в порядке надзора, является Президиум Верховного Суда РФ (ст.402 УПК РФ). В порядке надзора могут быть обжалованы и пересмотрены вступившие в законную силу приговоры (постановления) мировых судей и приговоры (постановления), вынесенные районным судом в качестве апелляционной инстанции.
В судебной системе РФ судами, рассматривающими жалобы и представления в порядке надзора, являются президиум Верховного суда республики, краевого или областного суда, города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, президиум окружного (флотского) Военного суда, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, Военная коллегия Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ.
При принесении надзорных жалоб
должна строго соблюдаться инстанционность,
что означает недопустимость обращения
в следующую надзорную
В случаях, когда рассмотрение дела
в порядке надзора в отношении
одних осужденных (оправданных) входит
в компетенцию нижестоящей, а
в отношении других в компетенцию
вышестоящей надзорной
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела по представлению или жалобе в порядке надзора в президиуме Верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего им суда, не вправе участвовать в рассмотрении того же дела в составе судебной коллегии по уголовным делам и Президиума Верховного суда РФ, если он по времени рассмотрения дела назначен судьей Верховного суда РФ.
Срок рассмотрения судом надзорной инстанции дела в судебном заседании, не позднее 15 суток, а Верховным судом РФ - не позднее 30 суток, исчисляется со дня принятия предварительного решения судьи о возбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции ( ст.407 УПК РФ).
По УПК различаются новые
и вновь открывшиеся
Отличительная особенность вновь
открывшихся обстоятельств
К «новым» могут быть отнесены выявленные нарушения закона при рассмотрении дела, которые привели к судебной ошибке или иным образом нарушили права граждан, но не были выявлены ранее.
К «новым» законам относят
Пересмотр по вновь открывшимся и новым обстоятельствам в пользу осужденного никакими сроками не ограничен (ст.414 УПК РФ).
Заключение
И так, в заключении, можно сказать, что понятие «уголовный процесс» (судопроизводство) употребляется в четырех значениях:
- как специфическая деятельность (вид правоприменения);
- как совокупность
- как юридическая наука с особым предметом исследования; [Рыжаков;5]
- как учебная дисциплина;
Уголовный процесс (судопроизводство) в первом смысле - это отвечающая своему назначению, урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания (дознавателей), органов предварительного следствия, прокурора, судьи (мирового судьи) и суда, состоящая из проверки заявлений (сообщений) о преступлении, предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также вопросов, связанных с исполнением приговоров.
Уголовный
процесс имеет двуединое
Уголовное судопроизводство осуществляется последовательно - по стадиям. стадии уголовного процесса сменяют одна другую. А совокупность стадий, связанных между собой общими задачами и принципами судопроизводства, образует систему уголовного процесса.
Список использованной литературы.
1.
Конституция Российской
2. Уголовный кодекс Российской Федерации - М.: Издат. «Экзамен», 2005-192с.
3.
Уголовно-процессуальный
4.
Безлепкин Б.Т. Уголовный
5. Володина Л.М. Цели и задачи уголовного процесса // Гос. и право.-1994-№11-с.130-137.
6.
Гричаниченко А. Особый
7.
Демидов В. Некоторые вопросы
применения особого порядка
8.
Деришев Ю. Уголовное
9.
Комментарий к Уголовно-
10.
Рыжаков А.П. Уголовный
11. Уголовно - процессуальное право Российской Федерации / отв. ред. П.А. Лушинская М.: Юристь, 1998-696с.
12.
Халиков А. Вопросы,
13. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно - процессуальном праве Л.: ЛГУ, 1976-143с.
14.
Якимович Ю.К. Структура
Информация о работе Понятие, система стадий и назначение уголовного судопроизводства