Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:03, контрольная работа
Таким образом, я ставлю перед собой главную цель данной курсовой работы: раскрыть тему возбуждения уголовного дела. Достижение этой цели возможно через задачи:
рассмотреть понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела;
рассмотреть поводы и основания возбуждения уголовного дела;
раскрыть порядок возбуждения уголовного дела
Введение
Глава 1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
1. Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Глава 2. Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела
1. Порядок возбуждения уголовного дела
2. Отказ в возбуждении уголовного дела
Заключение
Список литературы
Анализ этого перечня дает основание говорить, прежде всего, о том, что законодатель не преследовал цели возведения "китайской стены" между сведениями и их источниками. К примеру, совершенно ясно, что обстоятельством, побуждающим компетентные органы приступить к решению вопроса о возбуждении уголовного дела, может служить как сам по себе факт получения заявления или письма конкретного гражданина, так и то, о чем говорится в нем. Прокурор или иное должностное лицо, уполномоченное решать вопрос о возбуждении уголовного дела, "подталкивают" к выполнению соответствующих действий попавшие в их поле зрения сведения, полученные из заслуживающего доверия источника.
Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении. В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть устными и письменными.
Устные
заявления должны оформляться протоколами,
в которых отражаются т.н. установочные
данные (время и место составления
протокола, сведения о должностном
лице, составившем протокол, о заявителе
и др.), факт предупреждения заявителя
об уголовной ответственности за
ложный донос, которая предусматривается
ст. 306 УК, а также изложение содержания
сделанного заявления (заносится в
протокол от первого лица). Подписывается
протокол заявителем и составившим
протокол должностным лицом
Заявления о преступлении, которые делаются в ходе производства по возбужденному уголовному делу (при совершении какого-то следственного действия - скажем, при предъявлении к опознанию - или в ходе судебного заседания), должны заноситься соответственно в протокол следственного действия либо судебного заседания (ч. 4 ст. 141).
Что касается письменных заявлений, то уголовно-процессуальное законодательство, формулируя требования, предъявляемые к ним, говорит лишь о том, чтобы они были подписаны заявителями.
В связи
с характеристикой
Первое из них касается особенностей обращения с анонимными заявлениями, т.е. заявлениями, не подписанными либо имеющими вымышленные подписи. Согласно ч. 7 ст. 141 УПК анонимные заявления не могут рассматриваться в качестве поводов к возбуждению уголовных дел.
Но это не означает, что заявления такого рода должны всегда и полностью игнорироваться. В тех случаях, когда в анонимном заявлении речь идет о событиях или деяниях, содержащих признаки преступления и требующих реагирования компетентных государственных органов, то сказанное в нем должно быть проверено в установленном порядке, в том числе с осуществлением оперативно-розыскных действий.
Второе
положение связано с
По правилу, установленному в ст. 23 УПК, дела такого рода подлежат возбуждению при наличии заявления руководителя ст. 221 УПК той организации, которой причинен вред, или с его согласия. Дальнейшее производство по такому делу после его возбуждения, по идее, должно осуществляться в общем порядке, т.е. по правилам, установленным для дел публичного обвинения ст. 222 УПК.
Наконец, третье положение, касающееся рассматриваемого повода к возбуждению уголовного дела (заявлений о преступлениях), заключается в том, что при характеристике данного повода весьма важно знать правила работы с заявлениями о преступлениях, подаваемыми в органы внутренних дел. Именно в эти органы чаще всего идут люди с заявлениями подобного рода.
Порядок работы с ними (такими заявлениями) установлен Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158.
Она предусматривает,
в частности, что при подаче гражданином
заявления или поступлении
Явка с повинной - добровольное личное обращение (явка) лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в органы, производящие дознание, следствие, в прокуратуру, суд с намерением предать себя в руки правосудия. В уголовно-процессуальном праве РФ Я. с п. - один из поводов к возбуждению уголовного дела. В случае Я. с п. устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление: где, когда и при каких обстоятельствах совершено преступление, какими данными оно подтверждается, мотивы, побудившие лицо явиться с повинной, и др. Протокол подписывается явившимся с повинной и лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или судьей, составившим протокол. Уголовное право РФ рассматривает Я. с п. как обстоятельство, смягчающее ответственность или освобождающее (при наличии указанных в законе условий) от нее.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, - это сведения о преступлении, непосредственно полученные органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором при исполнении ими служебных обязанностей от любого физического или юридического лица. К этой группе поводов могут быть отнесены сообщения, непосредственно не адресованные органам дознания, следствия, прокуратуры, но содержащиеся в различных средствах массовой информации или в иных источниках, о совершенном или готовящемся преступлении. Несмотря на то, что эти сведения непосредственно не адресованы органам дознания, следствия, прокуратуры, последние обязаны проверить содержащиеся в них сведения.
При наличии повода и основания дознаватель или следователь с согласия прокурора, в пределах своей компетенции обязаны возбудить уголовное дело. Решение о возбуждении дела облекается в процессуальную форму – постановление о возбуждении уголовного дела.
Под вынесением постановления о возбуждении уголовного дела понимается его составление и подписание дознавателем, следователем.
Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трёх частей: вводной, описательно – мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть содержит: наименование постановления; место, дату вынесения постановления; должность, наименование органа предварительного следствия или дознания, фамилию и инициалы лица его вынесшего.
В описательно - мотивировочной части излагаются поводы и основание для возбуждения уголовного дела.
Резолютивная
часть содержит: решение о возбуждении
дела; пункт, часть, статью Уголовного
кодекса РФ, на основании которых
оно возбуждено; решение о дальнейшем
направлении уголовного дела; сведения
о направлении копии
Если
постановление выносится
По общему
правилу следователь и
Хочется прокомментировать вопрос о проведении отдельных следственных действий в указанной стадии уголовного процесса. Из смысла ч. 4 ст. 146 УПК РФ вытекает разрешение законодателя ещё до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела производить осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Но если правовое основание на проведение осмотра места происшествия конкретно закреплено в ч. 2 ст. 176 УПК РФ, то для производства освидетельствования и назначения судебной экспертизы в соответствующих нормах Уголовно-процессуального кодекса (ст. 179 и 195 УПК РФ) такого разрешения не имеется. Формальным основанием для проведения указанных следственных действий будет являться постановление о возбуждении уголовного дела и юридическая оговорка законодателя о том, что к этому постановлению, направленному прокурору для получения согласия, прилагаются, помимо материалов проверки сообщения о преступлении, соответствующие постановления и протоколы отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (в том случае, если эти следственные действия производились).
В ряде случаев (дела частного и частно - публичного обвинения) УПК предоставляет гражданам возможность по своему усмотрению решать вопрос о необходимости начала уголовного преследования (ст. 147, 318 УПК). Уголовные дела частно - публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. А по делам частного обвинения потерпевший вообще обращается с заявлением непосредственно в суд. Хотя определенные полномочия прокурору и в этом случае даны. Так, допускается возбуждение уголовного дела частного и частно - публичного обвинения по усмотрению прокурора, если тот считает, что потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам (например, зависимость от обвиняемого) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 318 УПК).
Безусловно, обнаруженные на теле человека следы преступления (следы крови и иных объектов биологического происхождения, следы инъекций, а также наркотических веществ, продуктов выстрела из огнестрельного оружия, следы от горюче-смазочных материалов и др.) облегчает принятие следователем, дознавателем обоснованного решения по "горячим" следам и указать на лицо, совершившее преступление. По материалам освидетельствования на этапе доследственной проверки допускается назначение судебной экспертизы, проведение и результаты которой можно получить только после окончательного возбуждения уголовного дела, т.е. получения на то согласия прокурора.
В случае принятия решения о возбуждения уголовного дела следователь, дознаватель незамедлительно направляет соответствующее постановление прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства указанных выше следственных действий по закреплению следов преступления – соответствующие протоколы и постановления.
Незамедлительно – это значит так быстро, как это возможно в зависимости от следственной ситуации.
Прокурор принимает решение, связанное с дачей или с отказом в даче согласия на возбуждение уголовного дела, по поступившим материалам также незамедлительно. Для обеспечения незамедлительности принятия любого из указанных выше решений ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ предусматривают круглосуточное дежурство прокуроров и их заместителей, включая выходные и праздничные дни.
Прокурор,
получив постановление
В первом
случае, прокурор направляет уголовное
дело для производства дознания или
предварительного следствия с соблюдением
правил подследственности, предусмотренных
ст. 150-152 УПК РФ. Как уже упоминалось,
прокурор вправе принять дело к своему
производству либо поручить расследование,
нижестоящему прокурору (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК
РФ), а также конкретному
Во втором случае, помимо наложения на постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела прокурор выносит соответствующее постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.
В третьем случае свое решение о возвращении материала для дополнительной проверки прокурор оформляет постановлением, которое в принципе, по своей форме схоже с постановлением об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.
После проведения дополнительной проверки следователь, дознаватель выносит новое постановление о возбуждении уголовного дела и направляет его вместе со всеми (старыми и новыми) материалами прокурору в обычном порядке для получения согласия.
Согласно
части первой статьи 148 УПК, при отсутствии
оснований для возбуждения
Информация о работе Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела