Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 18:28, реферат
Определение понятия «тайны следствия», так же как и понятия «тайна», в законодательстве отсутствует. Термин «тайна» используется в различных отраслях законодательства: уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, гражданско-процессуальном, административном и других в значении охраняемых законом сведений ограниченного доступа (распространения).
Глава 1 Анализ понятия и содержания тайны следствия 3
Глава 2 Тайна предварительного расследования 7
Глава 3 Тайна следствия и публикации СМИ 12
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов 15
Не претендуя на полноту классификации, можно выделить следующие виды информации, циркулирующей и используемой в системе:
- массивы криминалистически значимой информации, собираемые в ходе криминалистической регистрации – криминалистические, оперативно-справочные и справочно-информационные учеты.
Не ставя себе целью раскрыть содержательное наполнение, упомянем, что учеты, в том числе включают информацию о розыскиваемых лицах, осужденных, лицах, содержащихся под стражей, неопознанных трупах и т.д.;
- совокупность организационно- управленческих документов, в том числе несущих пометку «для служебного пользования»;
- совокупность сведений, собираемых на личный состав, в том числе фигурирующих в личных делах сотрудников;
- информация, собираемая органами следствия и дознания в ходе предварительного расследования конкретного события преступления;
- сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- сведения, собираемые оперативно-
- иная информация.
При этом в соответствии с законодательством информация, получаемая правоохранительными органами в ходе оперативно-розыскной деятельности, относится к информации, составляющей государственную тайну. Данная информация в случае ее использования без предварительного рассекречивания не может рассматриваться как часть тайны следствия, а является смежным видом тайны.
Глава 3 Тайна следствия и публикации СМИ
Тайна следствия — это запрет на разглашение данных предварительного расследования без разрешения на то следователя или дознавателя. Общее правило: данные предварительного расследования не подлежат разглашению.
Срок тайны следствия — период предварительного расследования (с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и до вынесения обвинительного заключения или постановления о прекращении уголовного дела, передачи дела в суд).
Разглашение сведений о ходе расследования не должно противоречить интересам предварительного расследования и не должно влечь нарушения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В связи с этим получение разрешения следователя, дознавателя — это обязательное требование для разглашения данных предварительного расследования в любой форме. Законом не определена форма разрешения, соответственно оно может быть выражено в любой допустимой форме, позволяющей идентифицировать волю следователя, дознавателя.
Кто обязан хранить тайну следствия?
Уполномочены давать разрешение на распространение данных предварительного расследования только два процессуальных лица — следователь или дознаватель. Все, у кого отобрана в рамках расследования подписка о неразглашении тайны данных предварительного расследования, обязаны хранить известные им сведения в конфиденциальности (в том числе и журналист, если он, например, был допрошен в качестве свидетеля).
Кто не имеет права разглашать тайну следствия?
Любые лица, которым стали известны данные предварительного расследования, в том числе:
Доступ к материалам уголовного дела.
Во время предварительного расследования действует режим тайны следствия. Поэтому материалы уголовного дела могут быть получены только с согласия следователя (дознавателя).
После окончания предварительного расследования материалы дела могут быть получены по запросу, а информация из материалов дела может быть распространена в СМИ. При этом не должны нарушаться права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну усыновления и др. тайны.
Обязательные сообщения правоохранительных органов.
Не многие редакции СМИ и журналисты знают, но они ОБЯЗАНЫ по обращению заинтересованных лиц опубликовать:
Это одна из мер восстановления чести, достоинства и доброго имени подозреваемого, осужденного и компенсации причиненных ему моральных страданий.
Порядок публикации сообщения о реабилитации:
Редакции СМИ обязаны опубликовать сообщение о реабилитации в течение 30 дней со дня получения требования опубликовать сообщение о реабилитации. Однако такая обязанность лежит не на всех редакциях СМИ, а лишь тех, которые ранее распространяли информацию о:
Кто имеет право требовать сообщение о реабилитации? В редакции СМИ требование об опубликовании сообщения о реабилитации (то есть, о вынесении оправдательного приговора или прекращении уголовное преследования по реабилитирующим основаниям) могут направлять:
Порядок публикации сообщения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Редакции СМИ обязаны сообщить об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного СМИ. То есть основанием для поступления в редакцию СМИ сообщения об отказе в возбуждении уголовного дела является ранее распространенное в этом СМИ сообщение о преступлении. Если распространенные сведения не подтвердились, редакция СМИ должна опровергнуть указанную информацию.
С требованием о публикации сообщения об отказе в возбуждении уголовного дела вправе обратиться прокурор, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель.
Срок для опубликования не предусмотрен, поэтому он будет устанавливаться каждый раз по согласованию между прокурором, следователем, дознавателем и редакцией СМИ.
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
I Нормативно-правовые акты
1 Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111) «Сведения конфиденциального характера».
2 Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности».
4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ.—2006.— № 31 (ч.1).— Ст.3478.
5 статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация.
6 статья 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
7 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.
II Литература
1 Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учеб. пособие. М., 2001.
2 Руководство по расследованию
преступлений [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://evcppk.ru/rukovodstvo-
3 Тайна следствия и
публикация СМИ [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://mmdc.ru/consulting/
1 Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учеб. пособие. М., 2001.
Информация о работе Правовой режим следственной деятельности