Правовой статус судьи Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве. В связи с курсом на построение «правового» государства, а также стремления государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминальной сферы общества.
Цель данной работы заключается в изучении и определении правового статуса судей в Российской Федерации.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Судебная система РФ: понятие и принципы организации...................4
1.1 Понятие судебной системы РФ.....................................................................4
1.2 Принципы организации судебной системы РФ...........................................5
Глава 2. Порядок замещения судейского корпуса.............................................17
2.1 Полномочия судей........................................................................................21
2.2 Дисциплинарная ответственность судей....................................................24
2.3 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи...............................25
Глава 3. Основные гарантии судей......................................................................29
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................33

Вложенные файлы: 1 файл

pravovoi_status_sudei_v_rf.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Решение   о   возобновлении    полномочий    судьи    принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.23

Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):

1. Полномочия судьи прекращаются  по следующим основаниям:

  1. письменное заявление судьи об отставке;
  2. ввиду  неспособности  по  состоянию   здоровья   или   по   иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия  судьи по этим основаниям, однако она не  вправе  принять  такое  решение,  если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
  3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  4. достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  5. увольнение судьи военного суда с  военной  службы  по  достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  6. прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  7. занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  8. вступление  в  законную  силу  обвинительного  приговора  суда  в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  9. вступление  в  законную  силу  решения  суда   об   ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
  10. смерть судьи или вступление в  законную  силу  решения  суда об объявлении его умершим;
  11. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

2. Полномочия судьи прекращаются  решением    соответствующей  квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано  судьей  в Высшую квалификационную  коллегию судей в течение 10 дней  со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может  быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

  1. В  случае  отмены  решения  квалификационной  коллегии  судей  о прекращении   полномочий   судьи   или   отмены   состоявшегося   о   нем обвинительного  приговора  суда  либо  судебного  решения,  указанного  в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья  подлежит  восстановлению  в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.24

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЕЙ

 

В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,

независимости и беспристрастности».25

Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами».26

В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи. 

      Гарантии  процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ; ст. 64 УПК РФ; обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ).27

      Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

      Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

      Исходя из того, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи, приведенная выше трактовка гарантий его независимости кажется нам явно смещенной в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но лишь опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только при осуществлении судейских полномочий. 
      Таким образом, говоря о гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого реального воздействия.

      В заключение хотелось бы сказать следующее. Конечно, судебная система нуждается в дальнейшей модернизации. В то же время ежегодно квалификационные коллегии лишают полномочий десятки судей, запятнавших высокое звание судьи. Можно согласиться, что есть много проблем и недостатков, которые нужно устранять. Для этого в первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также «чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти. Прерогативы, предоставленные органам исполнительной власти, в том числе объявление амнистии и помилование, не должны использоваться в ущерб судебной системе».28

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с осуществлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм осуществления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.

Система прав и обязанностей судей - как субъектов осуществления правосудия в Российской Федерации, должна строиться на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Нормативно правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/ 
    © КонсультантПлюс, 1992-2014)
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 05.02.2014 № 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
  3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 04.06.2014) "О статусе судей в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 25.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О Государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
  5. Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 (ред. от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
  6. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации ( в ред. ФЗ от 28.06.2014 № 186-ФЗ с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П, от17.11.2005 № 11-П)
  7. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 21.07.2014 года № 232-ФЗ)
  8. Уголовный Процессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 05.05.2014 года № 105 – ФЗ)

 

Научная литература:

 

  1. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006
  2. Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006
  3. Кутафин О. Е. Теория государства и права Российской Федерации. Учебник//М., 2006
  4. Малько А. В. Учебно - методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007
  5. Булаков О. Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория и практика» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 185-186.
  6. Научно-практический комментарий к Конституции Российской  Федерации / коллектив авторов / под. Ред.  В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 2008.
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000.
  8. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3-х т. Т. 2. М., 2000.
  9. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004.
  10. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006.
  11. Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие принципы". Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.
  12. Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48
  13. Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правам человека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 1(46). С. 121 - 127.

1 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

3 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 05.02.2014 № 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации"

4 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 05.02.2014 № 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации"

5 Кутафин О. Е. Теория государства и права Российской Федерации. Учебник//М., 2006

6 Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006

7 Малько А. В. Учебно-методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007

8 Малько А. В. Учебно-методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007

9 Малько А. В. Учебно-методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007

10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000

11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000

12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000

13 Научно-практический комментарий к Конституции Российской  Федерации / коллектив авторов / под. Ред.  В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 2008

14 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004

15 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006

16 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3-х т. Т. 2. М., 2000

17 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004

18 Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 (ред. от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

19 Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006

20 Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006

21 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006

22 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 04.06.2014) "О статусе судей в Российской Федерации"

 

23 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006

24 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 04.06.2014) "О статусе судей в Российской Федерации"

 

25 Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие принципы". Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.

26 Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48

27 АПК РФ (ФЗ от 28.06.2014 № 186-ФЗ); ГПК РФ (ФЗ от 21.07.2014 года № 232-ФЗ); УПК РФ (ФЗ от 05.05.2014 года № 105 – ФЗ).

28 Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правам человека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 1(46). С. 121 - 127.

Информация о работе Правовой статус судьи Российской Федерации