Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:42, курсовая работа
Особенно актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве. В связи с курсом на построение «правового» государства, а также стремления государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминальной сферы общества.
Цель данной работы заключается в изучении и определении правового статуса судей в Российской Федерации.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Судебная система РФ: понятие и принципы организации...................4
1.1 Понятие судебной системы РФ.....................................................................4
1.2 Принципы организации судебной системы РФ...........................................5
Глава 2. Порядок замещения судейского корпуса.............................................17
2.1 Полномочия судей........................................................................................21
2.2 Дисциплинарная ответственность судей....................................................24
2.3 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи...............................25
Глава 3. Основные гарантии судей......................................................................29
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...................................................................33
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.23
Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей):
1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
2. Полномочия судьи прекращаются
решением соответствующей
квалификационной коллегии
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ СУДЕЙ
В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,
независимости и беспристрастности».25
Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами».26
В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи.
Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ; ст. 64 УПК РФ; обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ).27
Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.
Исходя из того, что речь идет о мерах
обеспечения независимости судьи, приведенная
выше трактовка гарантий его независимости
кажется нам явно смещенной в процессуальную
сторону жизнедеятельности судьи, в то
время как речь должна идти о непосредственной
защите независимости личности судьи-гражданина
как носителя судебной власти. Такая защита
хотя и имеет конечной целью обеспечение
осуществления правосудия, судебной защиты
прав и свобод граждан и субъектов экономической
деятельности, но лишь опосредованно,
через защиту личности судьи-гражданина
от внешнего влияния и давления в ходе
всей его жизнедеятельности, а не только
при осуществлении судейских полномочий.
Таким образом, говоря
о гарантиях независимости судей, существует
вопрос о том, есть ли в реальности комплекс
мер, обеспечивающих судье как гражданину
возможность осуществлять свои функции
носителя государственной власти независимо
от любых попыток воздействия на него
со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм
противодействия в случае такого реального
воздействия.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Конечно, судебная система нуждается в дальнейшей модернизации. В то же время ежегодно квалификационные коллегии лишают полномочий десятки судей, запятнавших высокое звание судьи. Можно согласиться, что есть много проблем и недостатков, которые нужно устранять. Для этого в первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также «чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти. Прерогативы, предоставленные органам исполнительной власти, в том числе объявление амнистии и помилование, не должны использоваться в ущерб судебной системе».28
Заключение
Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с осуществлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.
Знание системы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовых форм осуществления правосудия, а также глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.
Взаимосвязанность и взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привносит в судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно и качественно исполнять нормы законов о судоустройстве.
Система прав и обязанностей судей - как субъектов осуществления правосудия в Российской Федерации, должна строиться на объективной и научно упорядоченной основе. В конечном итоге - это будет способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.
Список использованной литературы:
Нормативно правовые акты:
Научная литература:
1 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
3 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 05.02.2014 № 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации"
4 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 05.02.2014 № 4-ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации"
5 Кутафин О. Е. Теория государства и права Российской Федерации. Учебник//М., 2006
6 Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006
7 Малько А. В. Учебно-методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007
8 Малько А. В. Учебно-методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007
9 Малько А. В. Учебно-методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007
10 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000
11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000
12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2000
13 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 2008
14 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004
15 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006
16 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3-х т. Т. 2. М., 2000
17 Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004
18 Закон РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 (ред. от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
19 Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006
20 Козлов А. Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006
21 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006
22 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 04.06.2014) "О статусе судей в Российской Федерации"
23 Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006
24 Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 04.06.2014) "О статусе судей в Российской Федерации"
25 Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 "Общие принципы". Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3: В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.
26 Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48
27 АПК РФ (ФЗ от 28.06.2014 № 186-ФЗ); ГПК РФ (ФЗ от 21.07.2014 года № 232-ФЗ); УПК РФ (ФЗ от 05.05.2014 года № 105 – ФЗ).
28 Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правам человека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 1(46). С. 121 - 127.
Информация о работе Правовой статус судьи Российской Федерации