Правомерное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

К числу наиболее актуальных задач российской юридической науки относится определение границ между правомерным поведением и правонарушением, разработка проблем правонарушений в современном обществе и путей их ликвидации. Изучением данных вопросов занимаются все отраслевые дисциплины правовой науки. Кроме того, большое внимание правомерному поведению и правонарушению уделяют такие науки, как социология, психология, философия и другие. Но только наука- теория государства и права может обеспечить методологическое единство исследований по данным проблемам.

Содержание

Введение 2
Понятие правомерного поведения 4
1.2 Признаки правомерного поведения и его юридический состав 6
Глава 2. ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

правомерное поведение 5.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

   Причём такие  классификации являются весьма  условными. Так, социально-активное  поведение может быть одновременно  и уголовно-правовым, и характеризоваться  использованием предоставленных  правомочий. Например, если субъект реализует право на необходимую оборону или право на задержание лица, совершившего преступление, то его правомерное поведение одновременно является уголовно-правовым, социально-активным  и характеризуется использованием предоставленных ему субъективных прав.

   Рассмотрим характеристики  необходимого, желательного и допустимого  правомерного поведения.

   Некоторые виды  правомерного поведения объективно  необходимы для нормального функционирования  общества и государства. Так,  государство не сможет реализовать функцию обороны без исполнения гражданами обязанности по защите Родины, а социальная функция государства не сможет эффективно осуществляться без исполнения обязанности по уплате налогов, так как реализация многочисленных социальных программ зависит от их обеспеченности соответствующими налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Необходимым будет являться и поведение, обеспечивающее реализацию прав и свобод человека, а субъекты, являясь включенными в сферу правого регулирования, должны уважать и соблюдать права других членов общества и при реализации своих прав и свобод не злоупотреблять ими. Варианты необходимого поведения закрепляются в императивных нормах в виде обязанностей, а их соблюдение обеспечивается угрозой государственного принуждения.

   Другие виды  правомерного поведения, не будучи  столь необходимыми, являются желательными  для общества (занятие предпринимательской  деятельностью,     обжалование  неправомерных действий финансовых  органов, научное творчество, направленное  на совершенствование финансовой системы государства и т. п.). Желательные варианты поведения формулируются не в виде обязанностей , а как право субъекта, реализация которого во многом зависит от воли и сознания самого управомоченного лица. Стимулируя желательное поведение, государство за его совершение может устанавливать поощрительные санкции.

  Возможно, правомерное  социально допустимое поведение.  Таковы, например, минимизация налогообложения,  совершение действий, направленных  на переход к упрощенной схеме  налогообложения, добровольная ликвидация юридического лица, развод, частые смены работы и т. д. Государство не заинтересовано в их распространении, но это действия правомерные, дозволенные законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что правомерное поведение - правовая категория, которая широко освещаются в научной литературе. Однако необходимо заметить, что правомерному поведению уделяется внимания недостаточно, хотя роль правомерного поведения в обществе чрезвычайно высока. Именно правомерное поведение способствует упорядочению общественных отношений, необходимых для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается правопорядок. Будет неправильно говорить, что социальная роль правомерного поведения сводится к удовлетворению общественных нужд. Не следует забывать об интересах самих субъектов правовых действий. Неправильно также считать, что, говоря о правомерном поведении, мы имеем ввиду конкретного гражданина или коллектив. Это относится и к обществу и к государству - и то и другое должны поощрять и стимулировать правомерное поведение, пресекать деяния субъектов, препятствующих совершению правомерных действий.

Что касается правонарушений, то взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране, они отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признака. Но, однако, они имеют, общи черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность.

В российской науке, изучающей  правовые явления в социально - историческом аспекте подчеркивается, что “преступность - это относительно массовое, исторически измененное, социальное, имеющее уголовно-правовой характер явление общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени”.2

И социальная значимость правомерного поведения и правонарушения и их юридическое закрепление различны. Для нормального развития общества необходима не только высокая правовая культура личности - “это знание и понимание права, действия в соответствии с ним”, а также и гарантированность осуществления своих прав и свобод со стороны государства. Без взаимной ответственности личности и государства невозможно избежать противоречий, невозможно построение правового государства.

Конституция Российской Федерации, ее статьи являются основным гарантом осуществления прав и свобод. Статья вторая Конституции Российской Федерации3 говорит о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это означает, что человек является самым важным элементом всего государства и общества, а все действия государства и права должны быть направлены на обеспечение его достойного существования.  Тем не менее, в нашем государстве нередки случаи, когда гражданам создаются не равные условия для осуществления своих прав. Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. В этой же статье Конституции РФ, в части 5 закреплено “Российская Федерация устанавливает федеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования”.4 В связи с этим возникает вопрос. Насколько правомерно решение Конституционного Суда РФ, призванного от имени государства осуществлять правосудие, который не разрешил отсрочку от призыва в Вооруженные Силы студентов различных форм образования, официально признанных государством, имеющим лицензию государства, оставив только такое право студентам, обучающимся в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию. Такое решение не будет способствовать дальнейшему повышению уровня правовой культуры, правосознанию.

В современном демократическом  государстве человек, с его правами  и свободами, является высшей ценностью  государства, и потому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев, С.С. Государство и право: Начальный курс. М.: Юр. Лит-ра,1996    С.101-102.

2. Венгеров, А.Б ТГП Ч2 Теория права М,1996 Гл 23 С.241-244.

3. Дмитрук, В.Н. Теория государства и права./ Учебное пособие, - М.: Амосфея, 1998. С.124.

4.   Жеругов, Р.Т ТГП М,1995 С.225-247.

5. Клименко, С.В Основы государства и права: Пособие для поступающих в вузы. / М,2004.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.1. С.14-15.

7. Малько, А.В. Теория  государства и права 4-е издание:  учебник./М.: КНОРУС, 2009. – 400 с.

8. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. -    М.,1997.

9. Марченко М.Н Теория  государства и права. Учебное пособие М,2002.

10. Общая теория права и государства. /Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1997.

11. Оксамытный В.В Правомерное поведение личности. Киев 1985С.22.

12. Радько, Т.Н. Теория  государства и права: учебник  для вузов –М.:ЮНИТИ ДАНА, 2004. –  576 с.

13. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1996.

14. Теория государства и права. /Под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перевалова. - М., 1997.

15. Теория государства и права. /Под редакцией проф. В.В. Лазарева, -М., “Новый юрист”, 1997.

16. Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко. - М.,1996.

17. Теория государства и права. Учебник / Под ред. доктора юр. наук, профессора В.К. Бабаева. -М. Юрист. 2003.

18. Уголовный кодекс РФ.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996.

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского. М., 2000. С 419.

2 Теория государства и права./ Под ред. проф. Лазарева, -М., “Новый юрист”, 1997. С.98.

3 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. №237.

4 Конституция Рф, 1993, -М., издательство “Буквица”, 1997, ст.43

 


Информация о работе Правомерное поведение