Правосознания: структура, виды, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

правосознание.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Так, в России одной из идеологических причин правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права.  И  хотя это положение базировалось на общих представлениях о безгосударственной организации общества при коммунистическом его устройстве, о совершенной распределительной системе, где блага будут распределяться «по потребностям»  и  не понадобится равный масштаб права для неравных людей, все равно вульгаризированное понимание «отмирания права» вело к производству, к временным характеристикам существования права, к  деформациям   правосознания.

И не надо думать, что гипотеза об отмирании права имела в правосознании чисто теоретическое значение. В 1962 году в стране, в параллель с представлением о построении коммунизма, пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью и произволом. В итоге произошло умаление права, расцвели коррупция и иные противоправные акции, сформировалось нигилистическое отношение к праву – словом, все то антисоциальное состояние, которое до сих пор «расхлебывает» российское общество.

Отметим, что слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Нигилизм как отрицание, неприятие быта и особенно нравов тогдашней России получил воплощение в художественной литературе, которая выделила и обозначила новый социальный тип в российском обществе, нигилиста – провозвестника будущих аскетичных и фанатичных революционеров-народников, большевиков.

Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники. Именно они как новая социальная группа выступили провозвестниками уже других действенных персон истории – реформаторов 80-90 годов XX века.

 И  только применительно к  правовой сфере сохранилось понятие  правового нигилизма, характеризующее, как отмечалось, с одной стороны  определенное состояние общества, а с другой личностные установки  некоторых граждан, социальных групп.

Стоить добавить, что правовому нигилизму в обществе способствует  и  этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно и  могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового  и  этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права  и  пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Изучая правосознание, можно определить конкретные  правовые требования тех или  иных групп, всего общества, выявить  пробелы в законодательстве, недостатки  правоприменения, роль суда в  жизни общества и т. п.

 Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на  устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.

  «Если человек обладает развитым  правосознанием, - писал французский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

 Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося  поведения людей, предотвращению  случаев произвола и насилия  над личностью. Внесение научно  обоснованных, взвешенных правовых  представлений, взглядов в сознание  граждан, борьба с преступностью  являются предпосылками укрепления  законности и правопорядка, без  чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство.

Заканчивая свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний Н.М. Коркунова о правосознании:

«Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни».

«Право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений».

«Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни».

 

 


Информация о работе Правосознания: структура, виды, функции