Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 23:58, дипломная работа
Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:
1. Показать значение предварительного следствия в уголовном процессе;
2. Раскрыть понятие и задачи предварительного следствия;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 7
1.1 Значение предварительного следствия 7
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами 9
1.3. Обеспечение законности при проведении предварительного следствия со стороны прокуратуры 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 37
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия 37
2.2. Проведение предварительного следствия на примере 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ |
7 |
1.1 Значение предварительного следствия |
7 |
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами |
9 |
1.3. Обеспечение законности при проведении предварительного следствия со стороны прокуратуры |
14 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ |
37 |
2.1 Нормативно - правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия |
37 |
2.2. Проведение предварительного следствия на примере |
45 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
52 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
54 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
57 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что предварительное следствие является одним из наиболее важных уголовно-процессуальных институтов. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение уголовного дела в суде было бы не возможно без производства предварительного следствия.
К сожалению, УПК РФ по ряду позиций не всегда ориентирован на объективные возможности и потребности общества в сфере борьбы с преступлениями и, в части, касающейся концепции предварительного следствия, не безупречен.
Например, закон относит следователя к числу участников уголовного процесса со стороны обвинения. Хотя простая и понятная логика реальных процессуальных отношений убедительно свидетельствует о том, что любой участник уголовного процесса, в том числе и обвиняемый, хотел бы видеть в следователе не очередного обвинителя, а независимого и непредвзятого представителя общества и государства. Он будет способен уже в самом начале уголовного процесса квалифицированно разобраться в обстоятельствах дела и дать им объективную правовую оценку.
По этой причине, весьма сомнительно включение в структуру процессуальных обязанностей следователя уголовного преследования.
Подобное решение законодателя способно спровоцировать проявление обвинительного уклона в деятельности следователя, нанести немалый урон процессу отправления правосудия как воплощения справедливости.
Малоубедительно, стремление законодателя без должного осмысления и необходимости ситуационной и правовой адаптации внедрить отдельные элементы состязательности непосредственно в процедуру проведения следственных действий1.
Защитник, участвуя в следственном действии (например, в допросе), по своему усмотрению и не считаясь с мнением следователя, проводящего данное следственное действие, вправе давать своему подзащитному краткие консультации прямо в ходе следственного действия (ч. 2 ст. 53 УПК РФ). В результате, в одном из наиболее желательных вариантов применения указанного положения закона, любое следственное действие, при желании, можно превратить в абсолютно бесполезное занятие, поскольку любой вопрос, любое предложение или инициатива следователя тут же могут быть блокированы встречной инициативой допрашиваемого путем начала консультаций с защитником либо просто имитацией подобных консультаций. При этом, если обвиняемый имеет несколько защитников (ч.1 ст. 50 УПК РФ), то получает право на такие консультации с каждым из них.
Нельзя не заметить и то, что при условии надлежащей организации процессуального контроля и надзора за законностью деятельности следственного аппарата, вряд ли оправданы предпринятые в УПК РФ меры по ограничению процессуальных полномочий следователя в вопросах привлечения к ответственности лиц, занимающих высокие административные и политические посты. И введение в этих целях особого производства по уголовным делам (гл. 25 УПК РФ).
Стремление определенной части административно-политического аппарата приобрести привилегии и иммунитеты, в сфере уголовного судопроизводства - это явно не соответствует конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом.2
Обозначенные выше и некоторые иные проблемы предварительного следствия в силу их общественной значимости требуют всестороннего теоретического анализа и обуславливают актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере правового регулирования производства предварительного следствия.
Предметом выпускной квалификационной работы является предварительное следствие в уголовном процессе.
Цель состоит в том, чтобы определить сущность предварительного следствия, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Сформулированная цель потребовала необходимость решения следующих задач:
1. Показать значение
2. Раскрыть понятие и
задачи предварительного
3. Проанализировать историю
основания и развития
4. Рассмотреть предварительное следствие, как форму предварительного расследования;
5. Рассмотреть правовой
статус субъектов
6. Показать какие Процессуальные
акты принимаются и
7. Рассмотреть привлечение лица в качестве обвиняемого;
8. Раскрыть механизмы
контроля над законностью
9. Рассмотреть структуру
и содержание итогового
10. Проанализировать основания
и порядок прекращения
Теоретическая база исследования: труды ученых: Ефимичева П.С., Шимоновского В., Божьева В., Чистякова В.С., Алексеева Н.С., Ефимичева С.П., Кальницкого В.В., Химичева Г.П., Шейфер С.А. и других в области уголовного процесса.
Эмпирическая база исследования: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, иные нормативные акты, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является диалектический метод познания, системный подход, формально-нормативный, историко-правовой и другие специальные юридические и общенаучные методы исследования.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
1.1 Значение предварительного следствия
Все действия и решения следователя по уголовному делу должны основываться на уголовно–процессуальном законе, поэтому их можно назвать процессуальными действиями. Процессуальные действия следователя, независимо от их непосредственной задачи, направлены на всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела.3 В этом смысле все процессуальные действия следователя по уголовному делу можно было бы назвать следственными действиями. Однако, в законе именуются следственными лишь те из процессуальных действий следователя, которые направлены на обнаружение, проверку, оценку и закрепление доказательств.
В соответствии с ч.1 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.
Успешное выполнение органами расследования, прокуратуры и судом, возложенных на них задач предполагает получение в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовному делу достоверного знания относительно совершенного преступления, виновности лица привлекаемого к уголовной ответственности и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, то есть установления объективной истины.4
Как ведется предварительное следствие, какие производятся следственные действия, порядок предъявления обвинения, порядок составления процессуальных документов и так далее – все эти знания необходимы каждому юристу. А в особенности лицам участвующим в уголовном процессе – следователю, прокурору, лицу, производящему дознание, судье, адвокату, и другим лицам (народному заседанию, при осуществлении правосудия).
Несомненно, что при производстве предварительного следствия должны неуклонно соблюдаться принципы уголовного судопроизводства.
Истина устанавливается посредством выдвижения на основе имеющихся фактических данных и последующей проверки предположительных суждений относительно события или деяния, содержащего признаки преступления. При восстановлении уголовного дела сроки предварительного следствия и содержания под стражей исчисляются в порядке, установленном ст. 109,162 и 223 УПК РФ. Если по утраченному уголовному делу истек предельный срок содержания под стражей, то обвиняемый немедленно освобождается (ч.3 и ч. 4 ст. 158.1 УПК РФ).
В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи четырех министерств и ведомств: Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, ФСК при Генеральной Прокуратуре РФ и Федеральной службы РФ по контролю над оборотом наркотиков.5
Основной объем работы по расследованию преступлений выполняется следователями Следственного комитета, действующего при МВД РФ.
Подразделения Следственного комитета – его центральный аппарат и территориальные органы обладают некоторой организационно – правовой автономией по сравнению с другими структурными подразделениями системы МВД.6
Следователями Следственного комитета и его территориальных органов действуют в статусе офицеров юстиции и наделены определенной самостоятельностью в вопросах процессуального характера, разрешаемых в процессе расследования преступлений.
В объективном смысле предварительное следствие можно представить себе как предусмотренную законом и обусловленную фактическими обстоятельствами дела строго упорядоченную систему действий и решений властно – распорядительного и информационно- аналитического характера, направленных на выяснение обстоятельств происшествия, ставшего предметом исследования органов расследования. Каждое из следственных действий выступает как специфическая совокупность познавательных приемов выявления и отображения доказательственной информации определенного вида.7
Любое следственное действие может быть проведено лишь при наличии возбужденного уголовного дела. В УПК РФ сделано исключение лишь для осмотра места происшествия. Это следственное действие можно провести и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок его производства и процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.
В реальной общественной практике данная процессуальная деятельность следователя всегда осуществляется в системе соответствующих культурно-исторических, социально-политических, экономических, правовых и морально-нравственных координат. При этом, она подвергается пристальному общественного и государственному контролю и соответствующим оценкам граждан, общества и государства.8
При этом на разных стадиях развития общества, данные оценки и подходы к пониманию целей, задач правового и социального статуса следователя отмечались определенными особенностями.
1.2 Обеспечение законности проведения предварительного следствия правоохранительными органами
Глава 22 Уголовно- процессуального кодекса регламентирует все направления предварительного следствия.
Статья 162. Срок предварительного следствия, определяет , что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным Уголовно – Процессуальным Кодексом.