Преступления,связанные с уклонением от уплаты налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Налоги и налоговая система РФ.
а) Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.
б) Налоговая система………………………………………………………………..
Уклонение от уплаты налогов и сборов.
Состав преступления……………………………………………………….
а) Объект преступления………………………………………………………….
б) Объективная сторона преступления…………………………………..
в) Методы уклонения от уплаты налогов………………………………..
г) Субъект преступления…………………………………………………………….
д) Субъективная сторона преступления…………………………………….
Санкции за налоговые преступления………………………………
а) Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов…………………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по уголовному.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на то, что при  установлении налогового платежа, в  том числе и сбора, должны быть обозначены его элементы. Элементы обложения при установлении сборов определяются применительно к конкретным сборам, но при этом акт о сборе должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый плательщик сбора знал, какой сбор, в какой сумме и в каком порядке необходимо уплатить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       б)  Налоговая система

Налоговая система представляет собой более  сложное по структуре и формированию системных связей образование. Система  налогообложения и налоговая  система соотносятся как часть  и целое. При анализе правовых категорий «система налогообложения» и «налоговая система» проявляется их зависимость друг от друга, а система связей, образующихся между ними, указывает, что они соотносятся как единичное, часть и целое.

Рассматривая  налоговую систему как сложное  правовое, социально-экономическое явление, можно выделить следующие образующие ее элементы:

- юридическая  конструкция налога как первооснова  формирования налоговой системы  (выделена из системы налогообложения,  с тем чтобы подчеркнуть особую  роль правовой категории как  системообразующего элемента);

- система  налогообложения государства, формирующаяся  на основе объединения юридических  конструкций всех установленных  и введенных налогов;

- нормотворческая  деятельность представительных  органов власти в сфере налогообложения;

- система  налоговых органов;

- налоговый  контроль;

- налоговая  политика государства;

- налоговая  культура населения государства.14

Таким образом, налоговую систему можно  определить как совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Уклонение от уплаты налогов и сборов.

Состав преступления.

а) Объект преступления.

 

Уголовный кодекс предусматривает несколько видов  преступлений, связанных с налогообложением. К собственно преступлениям в сфере налогообложения относятся преступления, предусмотренные ст.194, 198-199.2 УК РФ.

Преступлением в сфере налогообложения является общественно опасное, противоправное, виновно совершенное деяние (действие или бездействие), нарушающее принцип добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционную обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Указанные преступления объединяет непосредственный объект – общественные отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности и конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы16.

В уголовно правовой и криминологической науке большинство  специалистов характеристику непосредственного объекта налоговых преступлений связывают с финансовым оборотом в части формирования доходной части государственного бюджета. Однако сложилась и альтернативная позиция, в соответствии, с которой непосредственным объектом налоговых преступлений следует считать общественные отношения, возникающие в процессе исчисления налогов и иных обязательны (платежей и их своевременной и полной уплаты).

Дискуссия по поводу содержания непосредственного объекта  налоговых преступлений укладывается в рамки спора о приоритетности материальной или процессуальной (процедурной) стороны налоговых правоотношений. Непосредственным объектом преступлений совершаемых в сфере налогообложения, является налоговая безопасность. Как институциональное понятие она, несомненно, охватывает и  материально-правовой и процедурный, и организационно-управленческий аспекты налоговых правоотношений.

 Содержательная  сторона объекта (как впрочем,  и  объективной стороны) этой  группы преступлений связана  с  сущностью налоговых правоотношений, их структурой.

Анализ понятий, отражающих содержание систем экономической, финансовой и налоговой безопасности как объекта налоговых преступлений, позволяет оценить и общественную опасность этой группы деяний. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4.07.1997г. №8.

«О некоторых  вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности  за уклонение от уплаты налогов» указал, что общественная в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого  платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ), что влечёт не поступление денежных средств в бюджетную  систему страны. Общественную опасность наиболее распространенных налоговых преступлений (уклонение от уплаты налогов) Верховный Суд РФ связывает с формированием бюджетной системы государства, такая взаимосвязь соответствует сложившимся в теории подходу, согласно которому уголовное правоотношение, направленное на защиту налоговой и бюджетной систем от преступлений и посягательств.

Применимо к  принципам финансовой и бюджетной политики государства, общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они подрывают  единство бюджетной системы, нарушают  самостоятельность бюджетов разных уровней, поэтому отражения их доходов и расходов, сбалансированность бюджета. Эффективность и экономичность использования средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, их достоверность, а также адресность и целевой характер бюджетных средств.

В последние  годы формируется мнение о том, что  налоговые преступления настолько общественно опасны, что  подлежат оценке не как экономические (финансовые), а как государственные и даже конституционные. Так, по мнению Р.А. Алексеева неправильное определение объекта налоговых преступлений приводит к недооценке их общественной опасности. Налоговые преступления должны быть отнесены к категории государственных преступлений.

Таким образом, объектом преступления является общественные отношения в сфере государственного регулирования налогообложения  и формирования прибыльной части государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Объективная  сторона преступления.

Объективная сторона  преступления, предусмотренная ст. 198 УК РФ, была в форме уклонения  от уплаты налогов, (или) сборов  путем  бездействия, состоящего в непредставлении  налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; а также путем действия, состоящего во внесении в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных  сведений. (В данном случае наблюдается интеллектуальный подлог со стороны физического лица).

В уголовно-правовой литературе уделялось  внимание моменту  окончания налоговых преступлений и характеристика конструкции составов налоговых преступлений  исходя из описания признаков объективной стороны преступления.

Представляется, что новая редакция налоговых  статей не изменяет взгляда на момент окончания налоговых преступлений, который должен определяться исходя из установленного  Налоговыми кодексами РФ срока уплаты того или иного вида налога. То  обстоятельство, что новая редакция не упоминает об  ущербе, причиненном уклонителями, не влияет на понимание момента совершения преступлений. Налоговое законодательство РФ, постановления Конституционного Суда РФ, сложившаяся судебная практика не  дают оснований  к пересмотру взглядов на момент окончания налоговых  преступлений.  Кроме того, в примечания налоговых  статей говорится о сумме  неуплаченных налогов, т.е. о не поступлении их в бюджеты различных уровней.17

Момент окончания  преступления (ст. 198 УК РФ) связан со сроками  подачи налоговой декларации. Истечение  конкретного установленного срока  для предоставления декларации по  итогам календарного года предопределяет возможность признания  преступления оконченным.

В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного  Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об  ответственности  за уклонение от уплаты налогов» от 4.07.1997г.  № 8² «преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ,  считается  оконченным  с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период. В  срок установленный налоговым законодательством».

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году, как на территории РФ, так и за её   пределами в денежной и натуральной форме.  В состав совокупного дохода включаются стоимость материальных благ, представленных предприятиями (организациями), доходы от выполнения работ по  гражданско-правовым  договорам от сдачи в аренду жилья, гаражей, автомобилей, а также от осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица. У физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в России, - из источников в РФ (по ст. 198 УК РФ)

Ст.199 Уклонение  от уплаты налогов и (или) сборов с  организации.

Объектом посягательства  преступления является функционирование финансово-бюджетной системы.

Непосредственный объект-совокупность конкретных общественных отношений, возникающих исключительно по поводу  исчисления и уплаты налогов и (или) сборов в бюджет различных уровней.

К организациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ, относятся  все указанные  в главе 4 гражданского кодекса РФ  юридические лица, а также их  представительства и филиалы в случаях, когда налоговым законодательствам они отнесены к числу организаций-налогоплательщиков определенных  видов налогов.

Местом совершения преступления уклонения от уплаты налогов и (или) сборов является фактический адрес организации-налогоплательщика. В адрес организации включается полное её наименование, организационно-правовая форма, дата государственной регистрации, когда и где она поставлена на налоговый учет.

Понятие время совершения преступления включает налоговый период (ст.55 ч.1 НК РФ). В рамках налогового периода должно быть отражено время непредставления налоговой декларации или иных документов, представление  которых в  соответствии с  законодательством о налогах и сборах является обязательным, включения в декларацию или первичные бухгалтерские документы и в учетные регистры заведомо ложных (искаженных) данных.

Преступление  является оконченным с момента фактической  неуплаты налогов и (или) сборов.  Относительно момента окончания преступления  необходимо руководствоваться п.5 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. №8, в соответствии с которым «преступления, предусмотренные ст.198 и 199 УК РФ, считается оконченным с момента  фактической неуплаты налога за соответствующий период в срок, установленный налоговым законодательством».

С объективной  стороны преступление может совершаться  как в форме действия, так и  бездействия. В первом случае имеет  место внесение в бухгалтерскую  отчетность, баланса и т.п., заведомо ложных сведений, поправок, исправлений, подчисток, исключающих их истинное содержание, либо их подмена. Во втором - преступление совершается путем не отражения в этих документах коммерческих операций или истинных  результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Итак, преступные последствия в виде причинения государственным  интересам материального ущерба предусмотрены в качестве обязательного  признака, характеризующего объективную  сторону уклонения от уплаты налогов.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Методы уклонения  от уплаты налогов.

 

Способы уклонения от уплаты обязательных платежей могут быть различными и зависеть от вида как неуплаченного налога, сбора, другого обязательного платежа, так и от самого плательщика.

Под способом совершения преступлений в юридической литературе подразумевается предусмотренный нормами уголовного законодательства комплекс приемов и деяний преступников, направленных на подготовку, совершение и маскировку преступления. Причем комплекс приемов и деяний виновного зависит от конкретных условий и обстоятельств, в которых совершается преступный замысел, а также от личности преступника. Есть тесная диалектическая взаимосвязь между выбранным способом совершения преступления, причинами и условиями, которые способствуют их совершению, и индивидуальными особенностями преступника, в частности между глубиной и стабильностью (стойкостью) соответствующих ценностных ориентации и морально-психологических особенностей.

          Все способы уклонения от уплаты обязательных платежей можно объединить в шесть основных групп:

1)  непредставление документов, связанных  с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджеты или государственные  целевые фонды (налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерских отчетов и балансов и т. п.) ;

2)  занижение Сумм налогов, сборов, других обязательных платежей;

3)  сокрытие объектов налогообложения;

4)  занижение объектов налогообложения;

5) неудержание или неперечисление  в бюджет сумм подоходного  налога с граждан, которым выплачивались доходы;

6)  сокрытие (несообщение) утраты оснований  для льгот по налогам.

Основными способами уклонения от уплаты налогов являются:

Информация о работе Преступления,связанные с уклонением от уплаты налогов