Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексный анализ государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
- рассмотреть понятие государственной измены, шпионажа, диверсии, посягательства на государственную тайну;
- охарактеризовать и проанализировать составы данных преступлений и их разграничение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с 3
1. Государственная измена……………………………………………………с 6
2. Шпионаж……………………………………………………………………с 14
3. Диверсия…………………………………………………………………….с 19
4. Посягательства на государственную тайну……………………………..с 22
Заключение……………………………………………………………………с 28
Список использованной литературы…………………………………………с 30

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Если российский гражданин  по заданию иностранной разведки совершит преступление против основ  конституционного строя или безопасности государства, например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, диверсию или иное преступление, то его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений - по ст. 275 УК РФ как измена в виде оказания помощи в проведении враждебной деятельности и ст. 277 или 281 УК РФ. Тем самым конкретизируется та помощь, которая оказывается иностранному государству в проведении враждебной деятельности против России.

Последствия (реальный ущерб, нанесенный внешней безопасности России) не включены законодателем в число обязательных признаков состава государственной измены. Поэтому их ненаступление по причинам, не зависящим от изменника (например, в связи с его намеренной дезинформацией со стороны служб безопасности), не влияет на квалификацию его действий.

Субъективная сторона  государственной измены характеризуется  умышленной виной, причем умысел может  быть только прямым. Виновный в государственной  измене всегда сознает опасность  своих действий и возможность  причинения ущерба внешней безопасности России и желает совершить такие действия.

Мотивы преступления на квалификацию не влияют.

При шпионаже собирание, похищение и хранение сведений, содержащих государственную тайну, должно преследовать цель передачи таких сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

В остальных случаях  в отношении цели государственной  измены высказываются разные мнения. Одни авторы полагают, что цель не включена законодателем в число обязательных признаков состава измены; другие, что "ряд форм государственной измены могут быть совершены только с целью подрыва и ослабления государства (оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности)"; третьи ничего не говорят о цели, но отрицают влияние мотивов измены на квалификацию. Думаю, ограничивать состав измены (даже одного ее вида) наличием цели подрыва и ослабления власти ни теоретически, ни практически необоснованно, так как в понятие умысла при измене включается осознание того, что изменником совершаются действия в ущерб внешней безопасности России. Поэтому более правильно утверждение: "Подлежит установлению направленность умысла - нанести ущерб внешней безопасности. При этом мотивы и цели могут быть самыми разнообразными".

Субъектом государственной  измены может быть только достигший 16 лет гражданин России. Виновные в шпионаже иностранные граждане и лица без гражданства привлекаются к ответственности по ст. 276 УК РФ. В отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие, - не могут. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев - организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК РФ (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В оставшихся случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны. Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене.6

В примечании к ст. 275 УК РФ сформулировано специальное основание  освобождения от уголовной ответственности  лица, виновного в государственной измене, при условии, если: а) оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России; б) в его действиях не содержится иного состава преступления. Согласно примечанию к ст. 275 УК РФ дальнейший ущерб может быть предотвращен путем добровольного и своевременного сообщения органам власти или иным образом. Добровольно - означает, что сообщение сделано по свободному решению виновного при сознании возможности не прибегать к деятельному раскаянию. То, что ему стало известно о производстве следственных действий, связанных с его деянием, не исключает его действия как добровольные при наличии признака своевременности.

Под своевременностью понимается сообщение об изменнических действиях до того, как они стали систематическими и причинили значительный и невосполнимый ущерб внешней безопасности России.

При наличии указанных  в примечании условий освобождение является окончательным и безусловным. При нарушении какого-либо из условий виновный от уголовной ответственности не освобождается, но его поведение может быть оценено как обстоятельство, смягчающее наказание.

Примечание к ст. 275 УК РФ представляет собой поощрительную  норму, призванную сыграть профилактическую роль в отношении такого опасного преступления, как государственная измена и некоторых других (ст. 276 и 278 УК РФ).

В зарубежном уголовном  законодательстве даются различные  определения государственной измены, не всегда совпадающие терминологически, но по существу выражающие одно и то же.

Например, государственная  измена, согласно Уголовному кодексу  ФРГ, - это посягательство на территориальную  и конституционную неприкосновенность. Деятельное же раскаяние предполагает, что исполнитель добровольно  отказывается от дальнейшего выполнения деяния и предотвращает известную ему опасность продолжения другим лицом выполнения данного деяния или существенно ее уменьшает, или если он добровольно препятствует доведению этого преступления до конца. По законодательству Швеции государственную измену совершает тот, кто имеет намерение поставить Королевство или его часть путем насилия или другими незаконными средствами или с иностранной помощью под иностранное господство (ст. 1 гл. 19 УК).

Наиболее схожи с  определением государственной измены с УК РФ кодексы Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и др.

В Белоруссии предусмотрена  ответственность и за квалифицированный  вид измены государству (ст. 356 УК). Квалифицирующим  это деяние признаком законодатель называет совершение при измене убийства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Шпионаж

 

Понятие шпионажа по сравнению  с Кодексом 1960 г. не претерпело существенных изменений: в число признаков  шпионажа добавлено наряду с похищением, собиранием и передачей сведений хранение с целью передачи, а равно исключено указание на военную тайну, поскольку сведения, составляющие военную тайну, - неотъемлемая часть сведений, составляющих государственную тайну.

Как и государственная измена, шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином России, то шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства.

Предметом шпионажа являются те же сведения, что и при государственной измене - это: 1) сведения, содержащие государственную тайну и 2) иные сведения при определенных, указанных в ст. 276 УК РФ обстоятельствах.

Сведения, составляющие государственную тайну, характеризуются следующими признаками: имеют важное значение для безопасности России; содержатся в определенных носителях; подлежат засекречиванию; перечень их устанавливается правовыми актами; могут содержаться в строго определенных законом областях.

С объективной стороны шпионаж (так же, как и шпионаж при государственной измене) совершается путем передачи, а равно собирания, похищения и хранения с целью передачи указанных в ст. 276 УК РФ сведений.

Передача - это сообщение любым  способом сведений адресанту; собирание - действия, направленные на получение интересующей субъекта информации; похищение - незаконное изъятие документов или предметов, содержащих или являющихся носителями интересующей субъекта информации; хранение - временное обладание указанными выше документами или предметами. Чаще всего хранение осуществляется лицом, собирающим или похищающим сведения, содержащие государственную тайну. В отдельных случаях хранение может осуществляться лицом, не собиравшим и не похищавшим эти сведения

Из всех способов совершения шпионажа наибольшую опасность представляет передача сведений иностранному государству, иностранной организации либо их представителям для использования в ущерб внешней безопасности России. Собирание, похищение и хранение сведений по существу являются подготовительной деятельностью к передаче. Однако, учитывая повышенную степень опасности рассматриваемого деяния, законодатель счел их оконченным преступлением.7

Так, в 2010 г. гражданин Китая Тун Шэнюн, по заданию МГБ КНР под прикрытием должности переводчика официальных делегаций предпринимал попытки получения от российских граждан за денежное вознаграждение технологической и ремонтной документации по зенитно-ракетному комплексу С-300, содержащей государственную тайну. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ст. 276 УК РФ (покушение на шпионаж). В 2012 г. в Свердловской области ответственный работник одного из закрытых предприятий обвиняется в передаче иностранной разведке секретных сведений, касающихся системы управления ракетой "Булава".

Если речь идет об иных сведениях, а не о сведениях, содержащих государственную  тайну, объективная сторона предполагает только их собирание и передачу. Это могут быть любые сведения, однако их собирание и передача рассматриваются  как шпионаж при условии, что они собираются и (или) передаются, во-первых, по заданию иностранной разведки, и, во-вторых, для использования в ущерб внешней безопасности России. Отсутствие одного из этих признаков исключает возможность рассматривать такое деяние как шпионаж. Собирание и передача таких сведений чаще совершаются российскими гражданами, нежели иностранцами и рассматриваются тогда при наличии указанных условий как государственная измена в форме шпионажа.

С субъективной стороны шпионаж  может быть совершен только с прямым умыслом. Субъект сознает характер собираемых, похищаемых, хранимых с целью передачи сведений, особенности адресата передачи и желает передать эти сведения данному адресату. При собирании, похищении и хранении сведений, содержащих государственную тайну, обязательным признаком состава шпионажа должна быть цель передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, что цель шпионажа не является обязательным его признаком.

В отношении второго вида шпионажа (собирание и передача иных сведений) высказывалось мнение о наличии специальной цели - использование собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности России. Более правильным представляется мнение, согласно которому достаточно осознания предназначения сведений для использования в ущерб внешней безопасности России.

При шпионаже второго вида осознанность того, что сбор и передача иных сведений осуществляются по заданию иностранной  разведки и для использования  их в ущерб внешней безопасности России, должна включаться, по нашему мнению, в понятие прямого умысла как осознанность опасности и характера действия. Признавать же этот вид шпионажа только при наличии специальной цели использования в ущерб внешней безопасности России - означает значительное ограничение рассматриваемого состава преступления.

На квалификацию шпионажа не влияют мотивы преступления. Они могут быть личными, корыстными, политическими, националистическими  и др.

Субъект шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК РФ, - только иностранный гражданин или лицо без гражданства. Совершение таких действий гражданином России, как уже отмечалось, влечет квалификацию по ст. 275 УК РФ за государственную измену.

В последние годы увеличивается  число граждан России, обладающих двойным гражданством. В случаях совершения таким гражданином шпионажа вопрос о квалификации его действий по ст. 275 или ст. 276 УК РФ решается в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела, того, гражданином какого государства он считает себя в первую очередь, где живет большее время года, где работает, где проживает семья и т.д.8

Неправильной является рекомендация некоторых авторов, предлагающих квалифицировать случай совершения шпионажа лицом с двойным гражданством (одно из них - гражданство России) одновременно по совокупности ст. 275 и ст. 276 УК. Такая рекомендация противоречит принципу справедливости: "Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление" (ст. 6 УК РФ).

По совокупности преступлений должны нести ответственность, например шпионы, нелегально заброшенные через  государственную границу (приготовление к шпионажу и незаконное пересечение государственной границы), за убийство или причинение вреда здоровью лицам, задерживающим шпиона, шпионы, осуществляющие помимо сбора сведений и диверсионные акты, и т.п.

Согласно примечанию к ст. 275 УК РФ лица, совершившие преступление, предусмотренное ст. 276 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовали предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

В законодательстве зарубежных стран ответственность за шпионаж  не всегда дифференцирована в зависимости  от гражданства субъекта.

Весьма подробно регламентирована ответственность за шпионаж в  Уголовном кодексе Швейцарии. В нем содержатся статьи о дипломатическом шпионаже (ст. 267), об экономической разведывательной деятельности (ст. 273), о военной разведывательной деятельности (274). Деяния в этих случаях выходят за рамки шпионажа, как он сформулирован в Кодексе РФ. Например, дипломатический шпионаж заключается не только в разглашении определенных сведений, но и в фальсификации, уничтожении определенных документов, а также в умышленном проведении сношений с иностранным правительством в ущерб Конфедерации. Допускается совершение таких действий и по неосторожности (ст. 267).

Информация о работе Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России