Применение судебной фотографии и видеозаписи при расследовании преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 07:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ криминалистической фотографии и видеозаписи, их применения в процессе расследования уголовных дел.
Для достижения этой цели необходимо определение следующих задач:
Показать историографию вопроса.
Дать определение понятиям судебная фотография и криминалистическая видеозапись и определить их основное значение.
Охарактеризовать основные методы.

Содержание

Введение……………………………………………………………... 3
Глава 1. Судебная фотография: история и современность
1.1. История возникновения судебной фотографии…………. 5
1.2. Понятие и значение судебной фотографии……………… 8
Глава 2. Методы и виды судебной фотографии
2.1. Запечатлевающая фотография: её методы и приёмы.
Их применения при производстве следственных действий……
12
2.2. Судебно-исследовательская фотография, её методы……... 38
Глава 3. Криминалистическая видеозапись
3.1. Понятие криминалистической видеозаписи……………….. 50
3.2. Применение видеозаписи при производстве следственных действий………………………………………………………………
55
Заключение…………………………………………………………. 59
Список использованной литературы……………………………. 61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная(готов).docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Если имеется только один снимок опознаваемого, предъявляется  только по одному снимку каждого члена  группы. Рекомендуется использовать снимки нейтральных лиц, сфотографированных при аналогичном положении головы. При этом все снимки обычно наклеиваются на одну общую подложку и нумеруются.

Если требуется провести опознание какого-либо предмета, последний  фотографируется среди других однородных предметов, которых должно быть не менее  трех. Перед съемкой около каждого  предмета кладут листок бумаги или  картона с обозначением порядкового  номера.

Фотографирование  при производстве обыска применяется  для иллюстрации хода и результатов  обыска. Фиксируется обстановка, места  хранения (тайники), индивидуальные особенности предметов. При фотографировании тайников и обнаруженных предметов применяют масштабную съемку для фиксации опознавательных признаков обнаруженных предметов, особенно тех, которые из-за своей громоздкости не могут быть изъяты, и предотвращения подмены одних предметов другими17.

Снимки, изготовленные в  процессе следственного действия, являются приложением к протоколу и  вместе с ним служат источниками  доказательств при условии, что они изготовлены по правилам криминалистической фотографии и процессуально оформлены.

В протоколе приводятся следующие  данные: наименование объекта съемки, модель фотоаппарата, марка объектива, вид освещения, спектральная чувствительность фотоэмульсии, светофильтр, способ фотографирования.

Факт и основные условия  фотосъемки отмечаются в протоколе  следственного действия, в процессе которого проводилась съемка.

Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образом оформлены  в виде фототаблицы, в начале которой указывается по какому делу производилась фотосъемка, при выполнении, какого следственного действия, и в каком месте. Снимки на фототаблице размещают по принципу от общего к частному. Каждый снимок также снабжается надписью с указанием, что именно является объектом съемки. При этом нельзя преждевременно давать квалификацию события. В тех случаях, когда на снимках наносятся стрелки, необходимо приложить второй экземпляр того же отпечатка без разметок "контрольный". Каждый снимок скрепляется по углам оттиском печати. Если фотографии не наклеены (например, контрольные), оттиск печати располагают на обороте фотографии вместе с пояснительным текстом. В конце фототаблицы наклеивают конверт, и помещают и нем негативы. Каждая фототаблица снабжается надписями, в которых указывают модель фотоаппарата и объектива, величину диафрагмы и выдержки, светочувствительность фотопленки, применялся ли светофильтр и какой, в обязательном порядке указывается, при каком освещении (естественном или искусственном) производилась фотосъемка, и кто ее осуществлял. На каждой фототаблице или отдельном фотоснимке, прилагаемом к протоколу, ставится подпись следователя и, по возможности, понятых. На фототаблицах к экспертизам ставится подпись эксперта18.

 

2.2. Судебно-исследовательская фотография, её методы

Судебно-исследовательская фотография представляет собой систему соответствующих научных положений, средств и методов фотосъемки, применяемых при исследовании различных вещественных доказательств. Главным образом она применяется в экспертно-криминалистической практике, но в ряде случаев может применяться и следователем (в целях оперативного, доэкспертного изучения отдельных криминалистических объектов).

Судебная фотография при производстве криминалистических экспертиз используется, во-первых, как способ фиксации общего вида и состояния объектов, поступающих на экспертизу, во-вторых, как способ иллюстрации результатов различного рода исследований, например для иллюстрации результатов судебно-почерковедческой экспертизы фотографируются тексты и подписи. На полученных снимках делаются разметки, показывающие признаки, на основании которых эксперт пришел к тому или иному выводу. Такое фотографирование производится с применением методов запечатлевающей, а не исследующей съемки (репродукционной, крупномасштабной и др.). В-третьих, судебная фотография используется как один из способов исследования, значительно расширяющих возможности человеческого зрения. Так, фотографические методы исследования применяются:

а) для выявления и изучения слабовидимых или невидимых деталей либо признаков, недоступных обычному зрению (например, при восстановлении залитых или замазанных записей, вытравленных или удаленных подписей в тексте, выявлении невидимых глазом следов на различного рода объектах и т. п.);

б) для выявления цветных и яркостных различий в исследуемых объектах (например, при установлении различия в цветовом тоне основного и дописанного штрихов в тексте исследуемого документа и т. п.);

в) для изучения механизма следообразования.

Указанные выше первые две задачи решаются главным образом путем  применения таких методов исследовательской  съемки, как методы изменения контрастов, фотографирования в невидимых лучах, микрофотографирования, третья — в основном путем применения скоростных методов фотографирования.

Фотографические методы изменения  контрастов. Отличить один объект от другого  можно по контрасту. Различают контрасты:

а) цветовые, когда объекты отличаются по цвету;

б) яркостные, когда одноцветные  объекты отличаются лишь по светлоте (один объект светлее, другой темнее).

Человеческий глаз способен уловить  различие по контрасту в определенных пределах (около 300 переходов от одного цвета к другому по светлоте или яркости). Эти пределы могут быть значительно расширены путем применения фотографических методов исследования.

С помощью этих методов можно  одновременно усиливать или ослаблять  разные контрасты, а также усиливать  одни и ослаблять другие.

В некоторых случаях с усилением  одних контрастов усиливаются другие, мешающие различению первых, и наоборот. Следовательно, в определенных условиях одни контрасты будут полезными, а другие вредными.

Фотографическое изменение контрастов может быть достигнуто рядом приемов, одни из которых относятся к получению  необходимого негатива в процессе фотосъемки, а другие — к обработке негатива и получению требуемого позитива. Оба вида приемов могут комбинироваться.

При контрастирующей фотосъемке очень  важное значение имеет правильное освещение фотографируемых объектов. В зависимости от структуры поверхности и характера освещения снимаемые объекты различаются по степени яркости на общем фоне или фоне других деталей. Путем изменения положения фотографируемых объектов и осветителей можно добиться наилучших условий их освещения и соответственно наилучшего выделения одних и ослабления других деталей. Так, для усиления теневого контраста, необходимого в целях выявления какого- либо слабо заметного рельефа, применяется теневое освещение; для ослабления контраста — рассеянное многостороннее освещение; для устранения отдельных теневых участков — дополнительный свет наряду с общим равномерным. С помощью светофильтров при контрастирующей съемке на черно-белых фотоматериалах удается усилить цветовые контрасты фотографируемых объектов и тем самым наглядно выявить даже незначительные их цветовые различия. Этот метод получил название цветоделительной или цветоразделителей фотосъемки. Особенно велики возможности указанного метода при съемке на цветные фотоматериалы.

В основе фотографического цветоделения лежат определенные исходные данные. Цвет любого объекта зависит главным образом от его способности отражать, пропускать и поглощать падающий на него свет. Однако в большинстве случаев цветные объекты отражают лучи разнообразной длины волн, а наш глаз воспринимает их излучение не раздельно, а суммарно, как действие одного определенного цвета. Например, поверхность, отражающая в некотором соотношении зеленые и оранжевые лучи, представляется нам окрашенной в близкий к желтому цвет; сочетание зеленых и фиолетовых лучей дает синий цвет и т. п. К тому же наш глаз воспринимает цвет любого наблюдаемого объекта не изолированно от цвета окружающего его фона, который может изменить цвет наблюдаемого объекта в сторону цвета, дополнительного- к цвету фона. Например, объекты фиолетового цвета на голубом фоне кажутся наблюдателю красно-фиолетовыми, желтоватое пятно на красном фоне — зеленоватым и т. д.19

Следовательно, возможности зрительного  цветоразличения являются не вполне совершенными. Между тем светочувствительные слои черно-белых и особенно цветных фотоматериалов обладают большей, нежели глаз человека, чувствительностью к различению цветов. Поэтому фотографическое цветоделение более эффективно по сравнению со зрительным.

Усиление различий в цвете исследуемых  объектов достигается путем регулирования освещения и спектрального состава света, освещающего эти объекты или отраженного и попадающего в камеру аппарата. Регулируя спектральный состав путем подбора светофильтра, осуществляемого на основе данных спектрофотометрического исследования фотографических объектов, можно добиться такого положения, когда лучи одинакового цвета, отраженные одним объектом, будут максимально воздействовать на светочувствительный слой фотоматериала, а лучи иного цвета, отраженные от другого объекта, окажут минимальное воздействие, что повлечет за собой разделение даже тех цветов, различие между которыми глаз не улавливает.

При цветоделительной съемке изображение  фрагментов определенного цвета на черно-белом фотоотпечатке получается более темным, если применить светофильтр, задерживающий данный цвет, т. е. светофильтр дополнительного цвета. При цветном трансформировании, например, в случае необходимости усиления деталей синего, фиолетового и голубого цветов и одновременного ослабления красно-оранжевых элементов, целесообразно производить съемку в условиях слабой освещенности с использованием нейтрально-серых светофильтров.20

Задача черно-белого и цветного цветоделения значительно осложняется при необходимости повысить контраст между цветными фрагментами, например, фиолетовыми штрихами и голубым фоном бумаги. В этих случаях для получения на черно-белом фотоснимке темных штрихов и светлого фона бумаги необходимо выбрать светофильтр, который задерживал бы фиолетовые лучи, но пропускал голубые.21

Обычно светофильтры для контрастирующей  фотосъемки на черно- белых и цветных  фотоматериалах подбираются опытным  путем. В более сложных случаях светофильтры подбираются с помощью специальных приборов — спектрофотометров и универсальных монохроматоров. Этот способ позволяет точно установить, какие лучи спектра и в какой степени отражаются или поглощаются объектом, подлежащим фотографированию. Фотоматериалы выбираются по их цветочувствительности в строгом соответствии с задачами съемки и подобранным светофильтром. Для цветной трансформации наиболее пригодны фотопленки типа «ФОТО Ц0-90Л», «ФОТО ЦО-22», «ФОТО-32Д» и др.

Весьма эффективным для решения  задач цветоделения, а также для  выделения деталей по яркостным  или геометрическим параметрам является метод маскирования. Суть этого метода заключается в использовании при съемке разных по плотности и цвету заградителей (в частности, светофильтров) для усиления одних цветов и яркостей и подавления других. Усиление яркостных контрастов в целях наилучшего различения деталей в практике судебно-исследовательской фотосъемки производится с помощью методов маскирования и контратипирования, & также путем особых режимов в обработке и подбором фотоматериалов.

Контратипирование заключается в  том, что с полученного при  съемке негатива контактным или проекционным способом печатается позитив, а с  него последовательно делается ряд  негативов и затем несколько позитивов до тех пор, пока на каком-то из полученных негативов не будет достаточного усиления контрастов. С последнего негатива на контрастной бумаге изготовляется отпечаток, который проявляют в контрастно работающем проявителе. При этом лучшее различение деталей обеспечивается небольшим форматом увеличения, но не более 13X18 см.

В некоторых случаях с целью  усиления контрастов достаточно получить с объекта два негатива. При  этом пластинку (пленку) при втором фотографировании устанавливают обратной (неэмульсионной) стороной к объекту, затем полученные негативы складывают и с них печатают позитив на фотобумагу.

Значительного увеличения контраста  можно достигнуть путем применения особых режимов проявления пленок или пластинок и использования специальных проявителей. Увеличить контраст можно путем •обработки полученного негатива в специальных растворах усилителей и ослабителей. Из усилителей чаще всего используют урановый, сулемовый, хромовый и свинцовый. Для усиления контрастов обычно используются контрастные, особоконтрастные и сверхконтрастные негативные фотоматериалы: пластинки и пленки — репродукционные (штриховые, полутоновые и диапозитивные), пленки позитивные типа «МЗ-З». Указанные фотоматериалы имеют небольшую светочувствительность, но обладают максимальной контрастностью. Штриховые объекты фотографируются обычно на фототехнических пленках типа ФТ. Из позитивных материалов также обычно используются особо контрастные.

Методы фотографирования в невидимых  лучах. С помощью съемки в невидимых (инфракрасных, ультрафиолетовых и  рентгеновских) лучах удается зафиксировать  такие детали запечатлеваемых объектов, которые не представляется возможным  выявить при фотографировании в  видимых лучах.

Фотосъемка в инфракрасных лучах  производится обычными фотоаппаратами с применением обычных объективов. Перед съемкой необходимо путем  пробного фотографирования удостовериться, что стенки камеры не пропускают инфракрасные лучи, иначе фотопластинки будут засвечены еще до съемки.

Объекты, запечатлеваемые в инфракрасных лучах, освещаются такими источниками света, в спектре которых много инфракрасных лучей. Чаще всего используются многоваттные (500—1000 вт) электрические лампы. Мощными источниками инфракрасного излучения являются ртутные лампы сверхвысокого давления.

Для съемки применяются специальные  черно-белые пластинки или пленки «Инфра»22, чувствительные к инфракрасным лучам, и соответствующие светофильтры.

Информация о работе Применение судебной фотографии и видеозаписи при расследовании преступлений