Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курсовая работа
Целью изучения является выявление содержания и направленности действия принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
Для достижения названной цели в работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
- изучение и анализ многообразия взглядов различных авторов на определение понятия «принципы» и «принципы и организации и деятельности российской прокуратуры», попытка дать свое определение данному понятию, наиболее полно и точно отражающее его смысл и содержание;
- изучение и анализ многообразия взглядов различных авторов на систему и классификацию принципов организации и деятельности российской прокуратуры;
- изучение и анализ сущности принципов организации и деятельности российской прокуратуры, закрепленных в действующем Федеральном Законе о прокуратуре.
Введение………………………………………………………………………........3
Глава 1. Теоретические основы понятия «принципы организации и деятельности организации»……………………………………………………….5
Глава 2. Система и классификация принципов организации и деятельности российской прокуратуры…………………………………………………………..9
Глава 3. Сущность законодательно закрепленных принципов организации и деятельности российской прокуратуры…………………………………………12
3.1. Принцип законности…………………………………………………………12
3.2. Принцип единства и централизации………………………………………..14
3.3. Принцип единоначалия…………………………………………………...…16
3.4. Принцип независимости……………………………………………………..17
3.5. Принцип гласности…………………………………………………………..20
3.6.Принцип взаимодействия и иными государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами…………………23
3.7. Принцип деполитизированности (внепартийности)……………………….24
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованных источников и литературы…………………………...26
Еще одной конкретизацией принципа независимости прокуратуры как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью.
Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.
В соответствии с общей направленностью и смыслом принципов, закрепленных в ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, допускается и поощряется преподавательская и научная работа по юридической специальности или близко связанной с исполнением служебных обязанностей прокурорского работника. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей.
Руководствуясь принципом независимости, законодатели в статье 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указали на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: расследование преступлений, координация деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности. Установление в федеральном законе требования к кому бы то ни было о недопустимости воздействия на прокурора или следователя является важной гарантией их независимости в осуществлении своей служебной деятельности.
Кроме того, содержательно данный принцип охватывает запрет на разглашение без разрешения прокурора материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения, а также без разрешения следователя – материалов предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения (п.3 ст.5 Закона о прокуратуре).
Принцип независимости организации и деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может выполнить возложенные на нее государством задачи по осуществлению прокурорского надзора и укреплению законности в государстве.17
3.5. Принцип гласности.
Принцип гласности также закреплен в ст.4 Закона о прокуратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.18
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, средства массовой информации сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности.
В целях реального и организованного обеспечения действия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение — Центр информации и общественных связей. На него возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан, широкой общественности о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, иными нарушениями законности. Центр организует и готовит для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, ее работниках и проводимых ими мерах по охране конституционных прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, иными правонарушениями. Это связано со спецификой надзорной и следственной деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию.
Кроме того, реализация названного принципа прокурорского надзора закреплена в п.7 ст.12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 говорится о законодательстве РФ, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен в ст.5 Закона РФ т 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др.
Гласность является одной из специфических и сильных сторон прокурорской деятельности, имеющих важное значение для повышения ее эффективности в предупреждении и профилактике правонарушений. Реализация принципа гласности способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения, а в итоге – укреплению законности. С другой стороны, гласность ставит деятельность прокуратуры под общественный контроль.
Однако следует иметь в виду, что не вся информация о работе прокуратуры может быть предметом гласности. В тех случаях, когда предание гласности определенной информации по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, разглашение такой информации не допускается под угрозой уголовной ответственности (ст.310 УК РФ).
3.6. Принцип
взаимодействия с иными
Практика убедительно свидетельствует о том, что в современных условиях прокуратура не сможет успешно выполнять возложенные на нее обязанности по укреплению законности и правопорядка без тесного контакта и координации своей деятельности с местными органами власти и управления, общественными организациями и трудовыми коллективами, без опоры на активную помощь граждан.
Поэтому органы прокуратуры, как в центре, так и на местах стремятся строить свою деятельность в тесном взаимодействии с названными выше органами и учреждениями.
Наиболее распространенными формами такого взаимодействия являются:
3.7. Принцип деполитизированности (внепартийности).
Указанный принцип организации и деятельности органов прокуратуры означает их обязанность действовать в строгом соответствии с законом, в интересах укрепления законности в государстве, не отдавая приоритета какой-либо политической партии или движению и не участвуя в политической борьбе или агитации. В связи с этим закон устанавливает, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей деятельности не связаны с решениями общественных объединений (п.4 ст.4 Закона о прокуратуре).
Следует отметить, что действие этого принципа распространяется не только на прокуроров и следователей органов прокуратуры, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры как «прокурорских работников», а также иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.
Неукоснительное соблюдение указанного принципа особенно актуально в период конкретных изменений социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества.19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона.
Принципы единства и централизации заключаются в том, что все органы прокуратуры составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.
Принцип законности
означает, что органы прокуратуры
осуществляют свои функции в строгом
соответствии с действующим
Принцип независимости
декларирует наличие
Принцип гласности
обязывает прокуратуру
Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательность проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры