Принципы организации и деятельности прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения является выявление содержания и направленности действия принципов организации и деятельности российской прокуратуры.
Для достижения названной цели в работе поставлены и решаются следующие основные задачи:
- изучение и анализ многообразия взглядов различных авторов на определение понятия «принципы» и «принципы и организации и деятельности российской прокуратуры», попытка дать свое определение данному понятию, наиболее полно и точно отражающее его смысл и содержание;
- изучение и анализ многообразия взглядов различных авторов на систему и классификацию принципов организации и деятельности российской прокуратуры;
- изучение и анализ сущности принципов организации и деятельности российской прокуратуры, закрепленных в действующем Федеральном Законе о прокуратуре.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........3

Глава 1. Теоретические основы понятия «принципы организации и деятельности организации»……………………………………………………….5

Глава 2. Система и классификация принципов организации и деятельности российской прокуратуры…………………………………………………………..9

Глава 3. Сущность законодательно закрепленных принципов организации и деятельности российской прокуратуры…………………………………………12

3.1. Принцип законности…………………………………………………………12

3.2. Принцип единства и централизации………………………………………..14

3.3. Принцип единоначалия…………………………………………………...…16

3.4. Принцип независимости……………………………………………………..17

3.5. Принцип гласности…………………………………………………………..20

3.6.Принцип взаимодействия и иными государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами…………………23

3.7. Принцип деполитизированности (внепартийности)……………………….24

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованных источников и литературы…………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Еще одной конкретизацией принципа независимости прокуратуры  как условия объективности и принципиальности ее деятельности по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью.

Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность, которая может осуществляться на договорной, контрактной или разовой, эпизодической основе.

В соответствии с общей направленностью и  смыслом принципов, закрепленных в  ст. 4 Закона о прокуратуре РФ, допускается и поощряется преподавательская и научная работа по юридической специальности или близко связанной с исполнением служебных обязанностей прокурорского работника. Иной творческой работой могут быть любые иные творческие виды деятельности (журналистика, писательская деятельность, различные виды изобразительного искусства и т.д.). Объем, характер и интенсивность совмещаемой прокурорским работником деятельности не должны наносить ущерб качественному выполнению им своих служебных обязанностей.

Руководствуясь принципом независимости, законодатели в статье 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указали на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: расследование преступлений, координация деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности. Установление в федеральном законе требования к кому бы то ни было о недопустимости воздействия на прокурора или следователя является важной гарантией их независимости в осуществлении своей служебной деятельности.

Кроме того, содержательно  данный принцип охватывает запрет на разглашение без разрешения прокурора  материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения, а также без разрешения следователя – материалов предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения (п.3 ст.5 Закона о прокуратуре).

Принцип независимости  организации и деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может выполнить возложенные на нее государством задачи по осуществлению прокурорского надзора и укреплению законности в государстве.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Принцип  гласности.

 

Принцип гласности  также закреплен в ст.4 Закона о прокуратуре. В ней сказано, что органы прокуратуры действуют  гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.18

Принцип гласности  означает открытость деятельности органов  прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством  реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью  органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом граждане, средства массовой информации сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности.

В целях реального и организованного обеспечения действия принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение — Центр информации и общественных связей. На него возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан, широкой общественности о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, иными нарушениями законности. Центр организует и готовит для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, ее работниках и проводимых ими мерах по охране конституционных прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, иными правонарушениями. Это связано со спецификой надзорной и следственной деятельности органов прокуратуры, в результате которой она осведомлена о состоянии законности практически во всех сферах правовых отношений, а также с тем обстоятельством, что прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и при этом получают от них необходимую информацию.

Кроме того, реализация названного принципа прокурорского  надзора закреплена в п.7 ст.12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

Нормативное ограничение  принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 говорится о законодательстве РФ, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен в ст.5 Закона РФ т 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др.

Гласность является одной из специфических и сильных  сторон прокурорской деятельности, имеющих  важное значение для повышения ее эффективности в предупреждении и профилактике правонарушений. Реализация принципа гласности способствует информированности  органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения, а в итоге – укреплению законности. С другой стороны, гласность ставит деятельность прокуратуры под общественный контроль.

Однако следует иметь в виду, что не вся информация о работе прокуратуры может быть предметом гласности. В тех случаях, когда предание гласности определенной информации по конкретным делам и материалам может причинить вред интересам государства и граждан, разглашение такой информации не допускается под угрозой уголовной ответственности (ст.310 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Принцип  взаимодействия с иными государственными  органами, общественными организациями  и трудовыми коллективами.

 

Практика убедительно  свидетельствует о том, что в  современных условиях прокуратура  не сможет успешно выполнять возложенные на нее обязанности по укреплению законности и правопорядка без тесного контакта и координации своей деятельности с местными органами власти и управления, общественными организациями и трудовыми коллективами, без опоры на активную помощь граждан.

Поэтому органы прокуратуры, как в центре, так и на местах стремятся строить свою деятельность в тесном взаимодействии с названными выше органами и учреждениями.

Наиболее распространенными  формами такого взаимодействия являются:

    • Создание районных, городских, областных и краевых комиссий по соблюдению законности;
    • Создание наблюдательных комиссий;
    • Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • Осуществление различного рода совместных проверок исполнения законов на предприятиях и в учреждениях;
    • Взаимное информирование о состоянии законности в том или ином ведомстве, предприятии, учреждении;
    • Совместная разработка плана мероприятий по борьбе с нарушениями законов;
    • Участие прокуроров различного уровня в заседаниях представительного органа;
    • Участие представителей трудовых коллективов и общественных организаций в качестве общественных помощников прокуроров и следователей и т.п. (ст. 4, 7 и 9 Закона о прокуратуре).

3.7. Принцип деполитизированности (внепартийности).

 

Указанный принцип  организации и деятельности органов прокуратуры означает их обязанность действовать в строгом соответствии с законом, в интересах укрепления законности в государстве, не отдавая приоритета какой-либо политической партии или движению и не участвуя в политической борьбе или агитации. В связи с этим закон устанавливает, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей деятельности не связаны с решениями общественных объединений (п.4 ст.4 Закона о прокуратуре).

Следует отметить, что действие этого принципа распространяется не только на прокуроров и следователей органов прокуратуры, но и на научных  и педагогических работников учреждений прокуратуры как «прокурорских работников», а также иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.

Неукоснительное соблюдение указанного принципа особенно актуально в период конкретных изменений  социальных, политических и экономических отношений, свойственных для современного российского общества.19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона.

Принципы единства и централизации заключаются  в том, что все органы прокуратуры  составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции в строгом  соответствии с действующим законодательством.

Принцип независимости  декларирует наличие собственной  компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо вмешательство, воздействии в какой-либо форме других государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и др.

Принцип гласности  обязывает прокуратуру действовать  гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.

Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны и должны рассматриваться в их единстве. Именно такой подход, обеспечивающий последовательность проведение в жизнь принципов единства, централизации, независимости, законности и гласности деятельности прокуроров и следователей, способен обеспечить эффективность функционирования прокуратуры в соответствии с ее местом и ролью в системе государственной власти Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: «Славянский дом книга», 1997, 47 с.
  2. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» ФЗ № 194 от 30.12.2001. Новосибирск, «Сибирское университетское издательство», 2010, 48 с.
  3. Комментарий к Федеральному Закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный), Кузьмин В.А., Китрова Е.В.
  4. Григорьев В.Н., Калинин В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н.// Прокурорский надзор: учебник (2-е издание)//.М.: «ЭКСМО»,2009, 542 с.
  5. Бажанов А.Т., Малков В.П.// Суд и правосудие в СССР// Казань, «Издательство Казанского университета», 1980
  6. Чувилев А.А.//Правоохранительные органы: Учебное пособие// М:., «Юриспруденция», 2000, 176 с.
  7. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / под ред. Ю.Е. Винокурова – с.38.
  8. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.23
  9. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / под ред. В.И.Рохлина – с.41-42
  10. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для юридических вузов и факультетов м приложением нормативных актов.-М.1998-с.67; Рохлин В.И.,Дворянский А.М. Прокурорский надзор: Конспект лекций – Спб.1999. – с.25 и др
  11. Явич Л.С. Право и социализм – М.,1982 –с.42-43
  12. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса – М. 1971 –с.9
  13. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / под ред. В.И.Рохлина
  14. Курс советского уголовного процесса. Общая часть/ под ред. Бойкова А.Д. и Карпеца И.И. – М.,1989 – с.138.
  15. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / под ред. А.Я.Сухарева. – с.50-63
  16. Авдеев В.Н., Шелег Д.И. Прокурорский надзор: Курс лекций / под ред. В.Л.Попова – с.28
  17. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.530
  18. Черепанов М.М.//Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: Автореферат диссертации//
  19. Газета «Налоги» № 12 от 2008 г. – Статья «Принципы организации и деятельности российской прокуратуры в условиях современных законодательных изменений» - Шобоухин В.Ю.
  20. Газета «Законность» №5 от 2009 г. – Статья «Основы теории приоритетов организации и деятельности прокуратуры» - Ашурбеков Т.

Информация о работе Принципы организации и деятельности прокуратуры